zabika.ru 1 ... 38 39 40 41 42

сельских кредитных товариществ и сберегательных касс.

Было введено страхование от огня. Создано 600 кирпичных заводов.

Построено 97.500 кирпичных домов и домов на кирпичном фундаменте.

Много было сделано для развития народного образования и здравоохра-

нения. В 1838 году в общинах казенных крестьян было только 60 школ с

1.800 учащимися, а через 16 лет в них имелось уже 2.550 школ, в которых

училось уже 110.000 детей, в том числе 18.500 девочек. На казенных зем-

лях, для девяти миллионов крестьян, то есть для четвертой части всего

русского крестьянства, было восстановлено широкое самоуправление

существовавшее некогда в Московской Руси».

В 1842 году Николай I издал важный закон о крестьянах, который

позволял земледельцам ликвидировать крепостные отношения, и по-

зволял освобожденным крестьянам («обязанным») покупать землю,

и запрещал разлучать крестьян от семей и их продавать. Это была

– 401 –

сильно запоздалая но важная полумера. Николай I был сторонником

постепенных шагов.

В 1843 г. Николай I рьяно взялся бороться с приграничной кон-

трабандой. В связи с этим распорядился выселить всех поголовно ев-

реев из 50 вёрстной приграничной территории на границе с Австрией

и Пруссией, несмотря на то, что, как указывает Ю. Гессен, «в некоторых

пограничных таможнях торгующее купечество почти сплошь состояло

из евреев».

Переселенцам при этом предлагалась материальная компенсация-

помощь и освобождение от налогов на 5 лет. Но вскоре, как указывает

КЕЭ, «правительство Николая Первого перестало настаивать на выселе-

нии евреев из 50 вёрстной приграничной полосы, и часть из них смогла

остаться на прежних местах». Почему это произошло? Потому, что

пока шёл процесс переселения, в европейских странах по этому поводу


поднялся большой шум. Странно, такое впечатление, что под шумок

ущемления прав евреев старались легализовать в России контрабанду.

Похоже, поток контрабанды был настолько велик, что его остановка

сразу сказалась на экономике многих европейских стран. По этому

поводу Солженицын замечает:

«… далеко не осуществлённая мера приграничного выселения, вы-

званная контрабандой, разросшейся до опасных для государства разме-

ров, — откликнулась в Европе таким негодованием, что как бы именно

не она резко поссорила европейское общественное мнение с Россией. То

есть, может быть, этим частным указом 1843 года и следует датировать

первую грань эры воздействия европейского еврейства в защиту своих

единоверцев в России, — активного влияния, уже затем не прекращавше-

гося». (История с контрабандой — это те исторические факты, которые

многочисленные критики А. Солженицына вообще не затрагивают).

Исследователи истории почему то не обращают внимание на то, что

к этому периоду в Европе произошли очень важные перемены, и статус

евреев сильно изменился. Без понимания этих процессов иногда трудно

правильно объяснить происходящие в России события. Этим переменам

в Европе в следующей книге будет посвящена отдельная глава. Вернёмся

в Россию.

Не получилось у Николая I выселить евреев из пограничной зоны за

контрабанду, тогда он в 1844 году очень энергично взялся за выселение

евреев из деревень. Эту очередную попытку еврейский историк Ю. Гес-

сен прокомментировал так: «… слышится как бы крик отчаяния, что

при всей своей власти правительство не может выкорчевать еврейское

существование из недр русской жизни».

Действительно, как мы уже наблюдали — выселением евреев из дере-

вень на протяжении 80 лет занимались четыре российских императора,


– 402 –

а евреи всё равно там оставались или через некоторое время опять туда

возвращались.

На этом император не остановился и решил одним действием решить

ещё две проблемы. Так как евреи по прежнему уклонялись от уплаты

налогов, и накопительная недоплата налогов еврейскими общинами

по тем временам составила огромную сумму — свыше 8 миллионов

рублей, то император распорядился за каждые две тысячи рублей новых

недоплат — забирать в армию ещё «по одному взрослому рекруту». Это

был удар по больному месту, и евреи в России, возможно, пожалели,

что их европейские собратья так шумно вступились за них в вопросе

контрабанды.

И на этом Николай I в 1844 г. не остановился. Он решил изменить

структуру еврейского сообщества и, соответственно, убрать такое старое

промежуточное и самостоятельное звено управления, как кагальное

руководство, которое, по убеждению императора, вело самостоятельную

антигосударственную политику, дурно влияло на многомиллионное

еврейское население и мешало ему управлять евреями и воздейство-

вать на них. Николай I упразднил существовавшие многие века кагалы

и их функции передал городским властям — управам и ратушам.

Это совсем не означало, как утверждает наш «славный» современный

историк Г. Костырченко, что после этого революционного постановле-

ния еврейские лидеры потеряли своё значение и «ушли на пенсию»,

а евреи пошли со своими проблемами и спорами в городские управы.

Всё осталось по прежнему. Только то, что раньше было легально, стало

нелегально и не афишировалось.

Кто из евреев болтал лишнее о внутренней жизни кагала — подвер-

гался строгим наказаниям, вплоть до изгнания и проклятия, становился

изгоем. А кто был не согласен с решением старейшин и вынесенным


наказанием и дерзали оспорить во вне, в гражданском суде, то по сви-

детельству известного еврейского общественного деятеля Гиллера

Маркевича: «Буде же кто… находил способ из тюрьмы… писать высшему

правительству, того уже посредством служителей отправляли без даль-

них околичностей на тот свет» (С).

В новой ситуации — вынужденная конспиративность лидеров

объективно добавила значимой революционности, оппозиционности

еврейской общине. Фактически — система управления еврейским со-

обществом религиозными и общественными авторитетами не менялась

принципиально тысячелетиями, менялись только её формы — до 40-х

годов XIX века была одна форма, до 30-х годов XX века — другая, со-

временная выглядит иначе.

Вернёмся к событиям истории и к настойчивому и упорному им-

ператору Николаю I, который и на этом своём кардинальном решении

– 403 –

не остановился и продолжал «строить» евреев. Такое впечатление, что

он весь 1844 год уделил еврейской проблематике, и пытался оконча-

тельно решить «переходную» проблему, доставшуюся ему по наследству

от брата, отца и бабушки.

Вероятно, правильно понимая, что реформа кагальной системы

не даст большого эффекта и, не желая дать евреям свободу покинуть

страну (а они и сами этого не хотели), император решил поступить

ещё более глобально — постараться изменить сознание, менталитет

евреев. Поскольку сознание взрослых и старых людей изменить почти

невозможно, то Николай I решил взяться за молодые поколения, за

их образование.

«Венценосный изверг приказал обучать их (евреев) русской гра-

моте», — прокомментировал школьную реформу 1844 г. Николая I

известный террорист-большевик Дейч (С).

Как мы уже знаем, император Александр Первый в 1804 году дал


евреям равные права в деле образования. И это была ошибка не в ре-

шении, а в надеждах. С одной стороны, русские ошибочно считали

евреев неким тёмным необразованным народом, недостаточно циви-

лизованным, — они держаться особо в стороне с некими странными

архаичными религиозными предрассудками. Казалось бы — вот они

пойдут в нормальные учебные заведения и станут образованными, ци-

вилизованными, откроются, раскроются, смешаются, объединяться (так

вероятно думал вначале и египетский фараон правивший более тысячи

лет назад до нашей эры).

С другой стороны, — российские власти предполагали через русские

школы, русских учителей проводить частично ассимиляцию и русифи-

кацию евреев. Поэтому, как мы уже наблюдали, русские как дети радо-

вались переходу первых евреев в православие. На самом деле надежды

российского руководства были иллюзорными. Евреи в русские школы

не пошли.

Русские ошиблись, потому что плохо изучили евреев и не знали,

что у них уже давно организована прекрасная, иерархичная система

обязательного поголовного обучения молодёжи. С семи лет еврейского

мальчика в малой учебной группе еврейские учителя знакомили деталь-

но с историей, с теологией, обучали математике, нескольким языкам,

искусству дискуссии и ещё многому полезному. При этом была необы-

чайная строгость учителей (ребе) и родителей к ученикам — «пощёчина

со щепоткой табаку летит мне прямо в лицо как заслуженная кара за

невнимательность», — вспоминал свое обучение С. М. Дубнов. То есть,

даже нерадивым (и «свободолюбивым») ученикам давали принудитель-

ное многостороннее образование, в котором воедино были соединены

наука и религия. Поэтому почти все еврейские молодые люди уже

– 404 –

в возрасте 12 14 лет намного превосходили в своём интеллектуальном


развитии даже тех своих сверстников неевреев, которые могли в то время

приобщится к образованию. Вот что вспоминает С. М. Дубнов, когда,

пройдя еврейскую систему обучения, попал в русскую школу не к своим

сверстникам, а в старшую группу:

«Некоторые ученики закрытого еврейского училища были переведе-

ны в русские приходские училища. Я попал там в старшую группу и очу-

тился на одной скамье с еле грамотными детьми русских мещан (14 лет),

грубоватыми и пересмешливыми. Ничему я здесь не мог научиться».

Естественно, он ушёл из этого училища, а другие евреи, понимая

бесполезность такой учёбы, даже туда и не входили. Но на всякий случай

еврейские идеологи страховались и делали всё, чтобы еврейские дети

не ходили в русские школы и не теряли свою аутентичность. Чтобы

наш современный оппонент из Израиля Я. Рабинович не упрекал меня

за неуважение к трудам Шимона Дубнова, я опять воспользуюсь свиде-

тельствами Дубнова, который вспоминает выступление одного патрио-

та-идеолога перед евреями в синагоге против русского просвещения:

«Когда ты придёшь на тот свет, и Верховный Судия спросит тебя:

почему не доносится до меня звуки кадиш (заупокойной молитвы сы-

новей о родителях) твоего сына, — что же ты ответишь?

Ты скажешь: я позволил своему сыну учиться в гойских школах, часы

утренней молитвы он проводит не в синагоге, а в гимназии… И раздаётся

грозный голос: горе тебе, несчастный!

Ты погубил душу сына и потерял молельщика за упокой твоей души.

Ступай в ад!»… Громкие рыдания оглашали синагогу». Как видим, всё

это было серьёзно и эффективно.

Ситуация была смешной — русские пытались учить и просвещать

евреев, которые сами считали русских варварами и язычниками. Вот

на эту тему соответствующее воспоминание С. М. Дубнова, когда был


большой пожар в его родном городе: «Когда его (деда) собственный дом

был охвачен пламенем, дед стоял на улице и молча смотрел, как исчезает

его добро, источник его пропитания (дом сдавался в аренду). Стоявшая

рядом дочь громко плакала, а он её успокаивал. Дочь сказала: «Отец,

как же мне не плакать? Смотри, вон наш сосед, «галех» (православный

священник), плачет у своего сгоревшего дома». «Дурочка, — ответил

старик, — ему есть о чём плакать: ведь у него Бог сгорел (деревянная

икона), а наш Бог не сгорел, Он о нас позаботится».

В общем, многое ясно. Евреи считали себя по сравнению с русскими

(и другими славянами) другой, более высокой цивилизацией. И соответ-

ственно этому понятию и факту поступали. С. М. Дубнов вспоминает,

что он, будучи уже взрослым, в конце XIX века, решил пародировать

своего знаменитого земляка — философа Спинозу и немного размяться

– 405 –

физическим трудом, попытался распилить досочку во дворе своего дома.

И когда он эту досочку пилил, то в городке по этому поводу разразился

скандал, к нему отнеслись как к выкресту, идиоту в худшем смысле этого

слова, его осудили, а один еврей подошёл к нему и укорил:

«Охота вам заниматься работой, которую любой Иван может

делать!»

То есть заниматься физическим трудом для евреев было унизительно

и оскорбительно. Они себя позиционировали так высоко и настолько

выше всех, что в их понимании им подходил исключительно умствен-

ный труд, а физическим должны были заниматься аборигены, туземцы

и варвары.

Забегая немного вперёд, можно отметить, что на этой почве случился

немаловажный казус — когда в середине XIX века евреи сделали первую

попытку за деньги Ротшильдов заселить Палестину, то ничего из этой

затеи не получилось. Несколько лет безрезультатно помаялись и разъ-


ехались обратно по разным странам, потому что физическую работу

некому было делать, не умели, особенно не умели заниматься сельским

хозяйством. Из-за этого чистого еврейского государства не получалось,

ибо на физический труд пришлось приглашать огромное количество

арабов. Только в начале XX века ортодоксы частично решили эту про-

блему, ломая психику своих соплеменников.

В рассматриваемый нами исторический период российскому импе-

ратору и его окружению многое было непонятно. А именно — почему

евреи избегают просвещения и не идут в русские учебные заведения.

Хотя уже стало привычным явлением в России, что молодые евреи

по дороге в университет не посещают русские училища и гимназии,

но сдают в них выпускные экзамены для диплома экстерном и идут

дальше. Система экстернов стала со временем настолько повальной

в России среди евреев, что российское руководство было вынуждено

издать специальный указ по этому поводу.

Российский император пошёл по другому пути — раз евреи не идут

в русские школы, ведут себя обособленно, стесняются сидеть вместе

с русскими за одной партой — значит надо пойти им навстречу, уважить

их национальную специфику и, — построить для них специальные ев-

рейские школы и их туда пригласить. И Николай I вместе с министром

просвещения Уваровым стал открывать казённые начальные еврейские

школы и раввинские училища.

На этот раз граф Уваров решил осуществить мероприятие более

утонченно, по европейски и максимально гибко. Для организации но-

вой системы обучения он пригласил из Европы просвещённого еврея

Макса Лилиенталя, который был последователем известного еврей-

ского общественного деятеля и реформатора Моисея Мендельсона

– 406 –

(1729–1786 гг.) — инициатора движения «гаскалы» — просвещения.

«В основе идей Моисея Мендельсона лежали представления о том, что


<< предыдущая страница   следующая страница >>