zabika.ru 1

Министерство образования и науки Российской Федерации


Департамент общего и профессионального образования Брянской области

ГОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
Показательный урок по музыке

для студентов 3 курса педагогического колледжа

Тема: Музыка моего народа
Подготовила и провела:

преподаватель музыки Яновская Ж.Н.

в 4 классе СОШ № 3

Сураж, 2008 г.

Цель:
расширить эстетический кругозор детей посредством знакомства с отечественной народной и композиторской музыкой.

Задачи:


  1. Образовательная: познакомить детей с героико-патриотической оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин»; формирование навыков культурного пения.

  2. Воспитательная: воспитание почтения к отечественной культуре; понимание детьми красоты и смысла русской народной песни;

  3. Развивающая: способствовать становлению положительных эмоций от встречи с русской профессиональной музыкой и народной; развивать эстетический вкус.

Оборудование:

-музыкальный центр, диск с записью музыкальных произведений;

-портрет М.И. Глинки;

-стихотворение «Иван Сусанин» К. Рылеева;

-таблички с понятиями;

-плакат песни;

-фортепиано, ноты.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Построение около класса.

2.Вход под музыку «Солдатушки, бравы ребятушки».

3.Музыкальное приветствие.
II. Слово учителя.

У: Ребята, давайте вспомним, как звучит тема нашей четверти?

Д: Музыка моего народа.

У: Какая бывает музыка?

Д: Народная и композиторская.

У: Народная музыка и выросшая из нее музыка композиторская выражает очень разные настроения, чувства, мысли, характеры людей. Поэтому она бывает очень разной.


-Что воспевается в музыке?(О чем в ней рассказывается?)

Д: Есть музыка о Родине, о труде человека, о природе, любви, музыка для детей.

У: Сегодня на уроке мы с вами будем вести разговор о героико-патриотической тематике в народной и авторской (композиторской) музыке.

-Давайте представим себя первоклассниками и вспомним, какие 3 жанра в музыке мы знаем.

Д: Песня, танец, марш.

У: Куда ведут нас эти жанры? (в какие большие области, крупные жанры?)

Д: Песня ведет нас в оперу,симфонию, концерт. Танец – в балет. Марш - в оперу, балет, симфонию.

У: Что такое опера?

Д: Опера- музыкальный спектакль, где главные герои выражают свои чувства, настроения при помощи пения.

У: Опера - итальянское слово, означает «сочинение». Состоит опера из арий, речитативов, вокальных ансамблей, хоров, оркестровых номеров (увертюра, антракты). Оперы различны по-своему содержанию. Бывают лирико-бытовые, народно-сказочные, историко-героические и другие.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с оперой русского композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин».
III. Углубление в тему

У: М.И. Глинка родился на Смоленщине (1804-1857) в семье капитана И.Н.Глинки. По рассказам матери, после первого крика новорожденного под самым окном её спальни раздался громкий голос соловья. После рождения Мишу забрала к себе бабушка, унесла в жарко натопленную половину дома (хотя было лето), обрядила в беличью шубку и закармливала сладкими крендельками, баловала внука до невероятной степени. Это отрицательно повлияло на всю остальную жизнь Глинки, он сделался «мимозой» с неустойчивым здоровьем, потому что не бывал на свежем воздухе почти 6 лет. И прелесть общения с русской природой он постиг лишь со временем. С первых лет жизни в памяти мальчика глубоко запечатлелись русские песни и сказки. И до последних дней русская песня была его любимой музыкой.


Когда Глинке было 10-11 лет, его отдали учиться в пансион, где он встречался с талантливыми людьми (А.С. Пушкиным, Е.А. Баратынским). В годы учения в Петербурге его родители, родственники и знакомые водили Мишу в театр. Балеты и оперы приводили юношу в восторг. Из пансиона Глинка вышел одним из первых учеников. В его душу давно запала мысль о создании русской оперы. Сюжет оперы подсказали друзья. Это была история героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина.

-А сейчас прослушайте арию главного героя оперы Ивана Сусанина. Определите, о чем в ней поется и какой характер музыки?

Слушание. М.И. Глинка. Ария Сусанина.

У: О чем поется в арии? Какой характер музыки?

(Ответы детей)

У: Ария- законченный эпизод в опере, который исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Исполняет арию главный герой Иван Сусанин. Он ее поет в последние минуты жизни. Свою жизнь Сусанин отдает за Родину. Путем обмана крестьянин показывает врагам неверную дорогу и заводит их в дремучий лес, где впоследствии его убивают.

Образ И.Сусанина воспевался не только композиторами, но и поэтами. Послушайте стихотворение К. Рылеева «Иван Сусанин» и скажите, созвучны ли музыка и стихи?

Чтение стихотворения

Зимою морозной шла шайка людей,

Шла шайка людей и не знала путей.

Ничто не шелохнет, ни ель, ни береза,

Лишь снег под ногами хрустит от мороза.

«Куда ты завел нас? Неведома даль!»

- Веду, куда знаю! - Сусанин сказал. –

Предателя, мнили, во мне вы нашли.

Их нет и не будет на русской земли!

«Злодей! - закричали враги, закипев. –

Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!»
У: Итак, созвучны ли музыка и стихи? О чем повествуется в стихотворении?

(Ответы детей)


У: Итак, мы с вами видим, что русский народ бесстрашен. Люди отдавали жизнь за свою родину, не щадя себя. В этом и заключается героизм, патриотизм народа. Враг был разбит. Москва была спасена от поляков. Добро победило зло.

-Послушайте хор «Славься» из эпилога (итог пьесы, заключение) и определите, о чем в нем поется и какой характер музыки?

Слушание. Хор «Славься».
У: О чем рассказала музыка? Какой характер?

(ответы)

У: А что придает музыке такой характер?

Д: Звучание колокольного звона.

У: Хор «Славься» лег в основу написания гимна России (раньше у нашей страны был гимн СССР на музыку А. Александрова, потом его заменили на гимн России, а потом снова возвратились к первоначальному варианту, т.к. это звучание было привычнее).

Подвиг Сусанина, его гибель ради спасения Москвы от врага и торжество в спасенной от врага Москве – на этом остром контрасте построена могучая патриотическая опера М. Глинки. Сверкающей радостью народной победы наполнил театр ликующий хор «Славься» в эпилоге на Красной площади в Москве. Печальным облаком затуманило ей свет оплакивание Сусанина его родными.… И опять, с новой силой, под колокольный звон, хор и оркестр слились в величавом и мощном прославлении родной земли. Колокола звучат торжественно и призывно, подчеркивая праздничный, ликующий характер музыки.

-А сейчас, ребята, мы сравним по контрасту эти 2 сцены.

(звучат отрывки).

У: О чем повествуется в первом отрывке, во втором?

Д: В первом отрывке повествуется о подвиге и гибели И.Сусанина; во втором - о радостном ликовании победившего народа.

У: Какие краски преобладают?

Д: В первом – минорные; во втором – мажорные.

У: Каковы темп и динамика?

Д: Сдержанный темп и динамика придают арии суровость, мужественность – в первом отрывке; во втором отрывке - звучание хора мощное, торжественное.


У: Кто исполняет?

Д: Арию исполняет низкий мужской голос-бас с оркестром; хор звучит в сопровождении двух оркестров и колоколов, отчего музыка становится более радостной, праздничной, победной.

У: Итак, мы видим, что эти сцены контрастны, но их что-то объединяет. Как вы думаете, что? (Какие качества музыки?)

Д: Музыка обеих сцен пронизана песенностью, мелодичностью, она написана в народном духе.

У: Но не только композиторы воспевают в своих произведениях героев, совершивших подвиги. В народной музыке тоже есть такие примеры. Послушайте русскую народную песню «Шел ленинградский паренек» и скажите, о чем в ней поется? Какой характер музыки?

Слушание. Русская народная песня «Шел ленинградский паренек».

У: О чем поется в песне? Какой характер?

Д: В песне поется о пареньке, который пошел защищать свою Родину, в бою его убили, о героизме русского солдата, о его любви к отчизне. Характер музыки задумчивый, спокойный, напевный.

У: А какие качества музыки присуще песне?

Д: Напевность, песенность, певучесть.

У: Эта песня была написана в годы ВОв, авторы которой неизвестны. В ней мы слышим распевы, переменный лад, поступенное движение, мелодии.

Мы видим, что русские люди не боялись смерти. Они шли в бой не жалея, не щадя себя, отдавали жизнь за свою родину, за свое отечество. Все это воспевается как в композиторской, так и в народной музыке.

А сейчас мы эту песню разучим.


Вокально-хоровая работа:

-распевание;

-разучивание по фразам 1-го куплета;

-исполнение 1-го куплета.
IV. Обобщение

У: Народная музыка-зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события в жизни народа, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играла и продолжает играть огромную, решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства. Песенность, певучесть - характерные черты русской народной музыки и выросшей из нее композиторской музыки. Если о какой-то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки.



  1. Итог урока

У: Какая музыка прозвучала сегодня на уроке?

Д: Композиторская и народная.

У: С каким крупным произведением познакомились?

Д: С оперой М. Глинки «Иван Сусанин».

У: Что такое опера?

Д: Опера - музыкальный спектакль, в котором герои выражают свои чувства, настроения при помощи пения.

У: Какую русскую народную песню разучили?

Д: «Шел ленинградский паренек».

У: Что объединяет эти произведения?

Д: Героико-патриотическая тематика, качества музыки, они написаны в народном духе.

Выставление оценок