zabika.ru 1

Рыжова А. В., заместитель директора по УВР


МОУ Пугачёвской СОШ Аннинского района

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ: ОПЫТ ИЗМЕРЕНИЯ.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении, в деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции « усвоения знаний». Очевидно, что существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. И на первый план выходит профессиональная компетенция учителя. Профессиональная компетентность учителя - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно- воспитательного процесса (В.А.Адольф,2008 г.). Профессиональная компетенция учителя представляет собой совокупность профессионально -педагогических компетенций, в которую входят:

1)социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

2)коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;

3)общепедагогическая профессиональная компетенция

4)предметная компетенция в сфере учительской специальности;

5)профессиональная самореализация Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися (позиция Р.А. Макаревича), поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога. Деятельность, направленная на развитие коммуникативных компетенций учителя, осуществляется в четыре этапа. Она включает диагностический, информационно-мотивационный, проектно-организационный и обобщающий этапы. На диагностическом этапе для исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов применяются методы входной экспресс диагностики (тестирование, анкетирование). Цель информационно-мотивационного этапа – актуализация проблемного поля учителя, рефлексирующего начало его деятельности. Проектно-организационный этап предполагает выстраивание индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития учителей школы. На обобщающем этапе завершающим моментом нашей работы является повторное измерение тех показателей развития коммуникативной компетентности, что и во “входной диагностике”, сравнительный анализ произошедших изменений. На сегодняшний день практически отсутствуют современные методики оценки спектра и уровня достижения компетенций, соответствующие психологические тесты, поэтому представляется важным выделить показатели развития коммуникативной компетентности и подобрать методики оценки уровня их развития. Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента профессиональной компетентности учителя предложить следующие:


  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

  • владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

  • отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

  • эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Изучая мотивационную основу деятельности учителей по методике “Мотивы трудового поведения”, мы определили, что движет учителями, от чего они получают наибольшее удовлетворение, Из диаграмм видно, что наиболее значимыми для педагога мотивами являются: стремление к профессиональному росту (97%), желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%), удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%), хорошее отношение со стороны коллег (70%). Анализ результатов данного исследования показывает, что основным ведущим мотивом и для педагога, и для коллектива является “стремление к профессиональному росту”, что особенно важно для коллектива, работающего в инновационном режиме. Итоги исследования мотивов трудового поведения позволяет увидеть проблемы в формировании мотивационной деятельности учителей школы, использовать эти данные как при индивидуальной работе с учителями, так и при планировании работы с педагогическим коллективом по формированию сопричастности общей идее, осознанию собственной значимости каждого в успехах школы как ведущей мотивирующей силы. Анализ исследования “Оценка потребностей педагогов в развитии и саморазвитии” представлен в виде диаграммы. Данные результаты свидетельствуют о том, что 2/3 педагогов имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по повышению своего профессионального роста. Для оценки ценностно-смыслового компонента проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 19 педагогов. Итоги исследования позволяют выявить ценности и смыслы, которые видят учителя в своей профессии. Так на вопрос “Что в настоящее время привлекает вас в работе учителя?” 54% учителей ответили: “возможность общаться с учащимися”. 62% учителей считают, что появление среди учащихся ребят, в работе с которыми испытанные методы не дают эффекта, может стать толчком к пересмотру учителем привычных способов деятельности, а для 78% педагогов интересы учащихся являются стимулом для повышения квалификации. Таким образом, проблема взаимодействия учителя с учащимися является главной в деятельности большей части педагогического коллектива. Для определения эмоционально-волевого компонента коммуникативной компетентности педагогов произведена оценка способностей педагогов к эмпатии. По определению, эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у учителя эмпатия – ключевой фактор успеха педагогической деятельности. Поэтому эмпатию будем рассматривать как профессионально важное качество педагога, как главный компонент его коммуникативной компетентности. Для оценки способности педагогов к эмпатии проведено исследование с помощью теста-опросника определения эмпатийных тенденций Л.М. Митиной. Анализ результатов представлен в таблице. Исследование показало, что в педагогическом коллективе преобладают люди с высоким и очень высоким уровнем эмпатийности, которые не представляют свою жизнь без своих учеников. Их количество представляет 70% от общего числа учителей, работающих в школе. Отмечается высокий уровень эмпатийности у администрации школы, учителей гуманитарных предметов. Средний уровень эмпатии в основном показали учителя физико-математического цикла. Из таблицы видно, что в основном низкий уровень эмпатийности наблюдается у преподавателей со стажем работы до пяти лет. Можно предположить, что эти педагоги не совсем адаптировались к новой социальной роли учителя в связи с небольшим стажем работы. Вместе с тем, результаты исследования выявили проблему: очень высокий, высокий и средний уровень эмпатийности предполагают невротические тенденции в поведении человека. Для многих педагогов школы ситуация напряженности, созданная педагогической деятельностью, может привести к эмоциональному взрыву и быстрому “сгоранию”. При решении этой проблемы важным, по мнению психологов, является “сохранить состояние”. Учитывая этот факт, внеобходимо предусмотреть то место, где бы учитель:

  • определил уровень своего эмоционального состояния и смог бы противодействовать “эмоциональному выгоранию”;

  • мог научиться приемам релаксации, аутогенной тренировки.

Проведенное тестирование “Коммуникативная компетентность” (Приложение №4) позволило определить уровень когнитивного компонента коммуникативной компетентности. Приходится констатировать недостаточное владение знанием содержания компетентности: лишь 52% опрошенных справились с заданиями теста. Значимым в педагогическом общении является “стиль педагогических воздействий”. Для определения характера коммуникативного компонента педагогического стиля проведена диагностика по методике Рогова Е.И. (Приложение №1). Цель этой методики: определить характер коммуникативного компонента педагогического стиля, где выявляются две основные парадигмы в обучении, это “ориентация на результат” и “ориентация на развитие”. Характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля представлены в таблице №3. Как можно увидеть из приведенных данных, 65% педагогов тяготеет к такой форме взаимоотношений учителя и ученика, при которой делается акцент на умственном развитии учащихся – “ориентация на результат. Эти параметры характеризуют авторитарный стиль педагогической деятельности. “Ориентация на развитие”, которую показали 35% учителей школы, предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить. Педагог стремится прежде всего обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и склонности. В этом случае преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге, что характеризует демократический стиль педагогической деятельности. Как следует из приведенного исследования, 65% педагогов школы придерживаются авторитарного стиля общения, однако современные условия воспитания и обучения предполагают качественно новый стиль взаимоотношений между учителем и учеником, “ориентированный на развитие”, от которого зависит развитие каждого ученика. Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом. Это станет возможным, если в школе будет создано профессиональное пространство, способствующее развитие ключевых компетенций педагогов.


Глубоко изучив и проанализировав уровень коммуникативных компетенций педагогов школы, была разработана система мероприятий, направленная на развитие коммуникативных умений.

1)Педагогический совет на тему: «Коммуникативная компетентность - профессиональная ценность современного педагога».

2)Заседание методического совета на тему: «Искусство общения педагога и ученика».

3)Семинар - практикум на тему «Коммуникации и конфликт - менеджмент в школьном образовании».

4)Занятия педагога - психолога на тему: «Коммуникации и общение». Знакомство с приёмами релаксации, аутогенной тренировки.

5) Микроисследование «Коммуникативные компетенции педагогов.

Предложенные в работе формы и виды деятельности выгодно отличаются от традиционных, позволяют повысить уровень мотивации педагогов на развитие и саморазвитие, улучшить качественные показатели развития коммуникативной компетентности.