zabika.ru 1

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА

КАФЕДРА ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


для аспирантов

«МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»





Количество часов: 92

Лекционных: 32

Семинарских: 14

Самостоятельная работа: 46




Цель дисциплины

Основная цель дисциплины – ознакомить слушателей с содержанием и спецификой исследовательской работы в области этики. Прослушавшие курс более чётко будут представлять себе задачи, которые надо будет решать в диссертационном исследовании, а также типичные проблемы, с которыми сталкиваются соискатели степени в ходе написания диссертационного текста и его защиты.

В предлагаемом курсе

  • Описывается специфика этического взгляда на мир, то есть раскрывается предмет и структура этики,

  • Обозначается круг основных проблем и ценностей, занимающих этику,

  • Указываются ведущие направления деятельности соискателя, связанные с поиском материала, формулировкой темы, определением структуры исследования, обоснованием выводов, написанием текста, подготовкой к публичной защите,

  • Называются типичные ошибки и промахи соискателей, препятствующие успешной своевременной защите искомой степени,

  • Перечисляются общенаучные и специфические методы, используемые этической наукой.


Задачи дисциплины

Слушателям предстоит:

  • усвоить специфику этического взгляда на мир,

  • ознакомиться с основными методами этико-философского исследования и

методологическими позициями различных этических школ,

- отработать навыки культуры чтения и научного использования текстов философско-этического содержания,


  • откорректировать умение объективно и вдумчиво вчитываться в чужие и собственные тексты,

  • усовершенствовать опыт коллективного обсуждения этических проблем, предполагающий умение высказывать и отстаивать собственное мнение, учитывая точку зрения собеседника.



Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины

Содержание дисциплины организовано таким образом, чтобы в оптимальной степени объединить теорию и практику, чтобы научные выкладки сочетались с конкретными задачами и исследовательскими интересами всех слушателей. В лекционном материале используются не только опыт прославленных предшественников, но и живые наблюдения из практики работы учёного сообщества. Рассуждения о методах и методологии этической науки не будут чужды элементов полемики, что призвано подготовить слушателей к умению вписаться в научный мир достойно и конструктивно.

Основное содержание дисциплины:

Лекционные занятия:

Тема 1

Специфика этического взгляда на мир. Предмет этики: пространство межсубъектных ценностных отношений. Сущность и структура морали.

Тема 2

Чтение литературы - научной и иной, необходимой для работы по теме. Виды чтения: чтение-просмотр, выборочное, беглое сплошное, чтение-изучение.

Тема 3

Общенаучные методы, методика и методология этико-философского исследования. Проблемы применимости общенаучных методов в сфере морали.

Тема 4

Культура научной (письменной и устной) речи. Терминологическая точность, выразительность, стилистические особенности. Авторедактирование.

Тема 5

Этапы и основные проблемы работы над диссертацией. Тема, структура, поиск материала, работа над текстом, публикации, подготовка к защите, защита.

Тема 6

Этическая аргументация. Логическое, ценностное, практическое обоснование. Факт и долженствование. Истина и ложь в сфере этики.


Тема 7

Научная полемика: сущность, содержание и этикет. Разновидности критики. Этические ракурсы полемики и опровержения в сфере этического знания.

Тема 8

Нравственные аспекты научной работы в сфере этики. Доля авторского участия в тексте. Проблема ответственности за содержание и результаты исследования.

Тема 9

Ключевые этические категории. Справедливость: уравнивающий и распределительный типы. Традиции этической рефлексии и современность.

Тема 10

Ответственность как механизм социальной связи и как качество субъекта. Структура ответственности. Факторы надёжности ответственной связи.

Тема 11

Вера: нравственный потенциал и нравственная проблема. Знание и вера. Нравственно-ценностные парадоксы Десятословия, Нагорной проповеди, «Домостроя».

Тема 12

Нравственная мера: сущность, ракурсы. Полемика Канта с Аристотелем по поводу принципа золотой середины. Мера и система значимых модусов.

Тема 13

Нравственные конфликты: сущность, специфика, факторы. Варианты установок на взаимодействие. Возможности преодоления и разрешения конфликтов..

Тема 14

Нравственная воля: историко-этический и нравственно-психологический анализ. Многомерность воли. Позитивные и негативные проявления воли.

Тема 15

Этическая категория счастья. Факторы счастья. Многомерность жизни и жизнеощущения. Соотносительность и нравственно-ценностное наполнение счастья.

Тема 16

Духовность как социокультурная ценность: способность субъекта согласованно утверждать высшие ценности культуры.

Практические занятия

Тема 1

Анализ и синтез в работе с этико-философским материалом.

Тема 2

Этические парадоксы.

Тема 3

Возможности графического метода в этике.


Тема 4

Выдвижение гипотезы.

Тема 5

Своё и чужое в научном тексте, публикации.

Тема 6

Аргументация в научном тексте.

Тема 7

«Работа над ошибками».
Основные понятия дисциплины:

Авторство, актуальность темы, аргументация, выводы, гипотеза, диссертация, критика; культура речи, полемики, цитирования, чтения; логика, метод, методология, мораль, нравственность, ошибка, парадокс, перспективы исследования, предмет исследования, плагиат, публикация научная, самокритика, структура текста, текст, философия, этика.

Технология освоения программы прежде всего включает в себя текущий контроль за качеством усвоения знаний

Лекционные и семинарские занятия дают возможность судить – по серьёзности задаваемых вопросов, уровню аргументации, глубине проникновения в рассматриваемые тексты – о степени научной зрелости слушателей, о том, в какой мере они овладели анализируемыми методами и методологией философско-этического исследования.


Организация самостоятельной работы

Помощь в самостоятельной работе должна оказать литература, предложенная к курсу. Кроме того, слушателям предстоит продемонстрировать умение работать с другими источниками, в том числе с собственными текстами, извлекая из них необходимый для плановых обсуждений материал.
Типовые задания для самостоятельной работы в целом совпадают с вопросами к итоговому собеседованию (и темами рефератов):

Специфика этического взгляда на мир.

Виды и особенности делового чтения.

Методика и методология этико-философского исследования.

Культура научной речи.

Этапы и основные проблемы работы над диссертацией

Анализ и синтез в работе с этико-философским материалом.

Своё и чужое в научном тексте, публикации.

Этическая аргументация.

Возможности графического метода в этике.


Научная полемика: сущность, содержание и этикет.

Нравственные аспекты научной работы в сфере этики.

Доля авторского участия в тексте.

Проблема ответственности за содержание и результаты исследования.

Этическая категория «справедливость».

Ответственность как механизм социальной связи и как качество субъекта.

Вера: нравственный потенциал и нравственные проблемы.

Нравственно-ценностные парадоксы Десятословия.

Социокультурный потенциал Нагорной проповеди.

Этические смыслы «Домостроя».

Понимание этических парадоксов.

Нравственная мера: сущность, ракурсы.

Нравственные конфликты: сущность, специфика, факторы.

Нравственная воля: многомерность, позитивные и негативные проявления.

Этическая категория счастья.

Духовность как социокультурная ценность.

Итоговая аттестация по дисциплине осуществляется преподавателем, ведущим занятия, в виде обобщённой экспертной оценки – по результатам завершающего собеседования и с учётом работы слушателей в ходе изучения дисциплины..
Рекомендуемая литература

а) Основная литература. Учебные пособия:

Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики. – М., 1977.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.

Зимбули А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы. – СПб., 2001.

Зимбули А.Е. Как увидеть добро? // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания №2. – Новосибирск, 2003. – С.43 – 65.

Иванов В.Г. История этики Древнего Мира. – Л.,1980.

Иванов В.Г. История этики Средних веков. – СПб., 2002.

Очерки истории русской этической мысли. – М., 1976.

Очерки этической мысли в России конца XIX – начала XX века. – М., 1985.

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.

Шрейдер Ю.А. Этика. – М., 1998.


Этика. – Минск, 2002.
б) Литература по общенаучной и этико-философской методологии:

Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991.

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л.,1982.

Анчел Е. Этос и история. – М., 1988.

Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.4. – М., 1983.

Беляева А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. – М., 1978.

Борзых В.В. Моральная прогностика: Методология, способы, проблемы. – М.: 1986.

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

Ганжин В.Т. Нравственность и наука. – М., 1978.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

Диалектика и этика. – Алма-Ата, 1983.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1984.

Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6-ти томах. Т.4. ч.1. – М., 1965.

Клайн М. Математика: Утрата определённости. – М., 1984.

Комаров В.Н. Наука и миф. – М., 1988.

Кочергин А.Н., Семёнов Е.В., Семёнова Н.Н. Наука как вид духовного производства. – Новосибирск, 1981.

Крапивин В.В. Марксистско-ленинская философия: Методологические и методические вопросы изучения. – М., 1979.

Лазар М.Г., Лейман И.И. НТР и нравственные факторы научной деятельности. – Л., 1978

Медведев Ж. Взлёт и падение Лысенко. – М., 1993.

Мерсон А.Л., Ханов Н.И. Качество научного труда. – Л., 1986.

Методика преподавания этики в высшей школе. – М., 1980.

Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания. – М., 1987.

Методология этических исследований. – М., 1982.

Мещеряков В.Т., Астапова О.Д. Наука и развитие принципов морали. – Л., 1989.


Михалик М. Диалектика развития социалистической морали. – М., 1978

Мораль и этическая теория. – М., 1974.

Мораль: сознание и поведение. – М., 1986.

Моральные ценности и личность. – М., 1994.

Ортодокс (Аксельрод Л.И.) Рецензия на книгу «Материализм и эмпириокритицизм» // Ленин В.И. Сочинения. Изд.2-е. Т.13. – М., 1936. – С. 329 –333.

Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. – М., 1992.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1990.

Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980.

Селье Г. От мечты к открытию. – М., 1987.

Семёнов Е.В. Огонь и пепел науки. – Новосибирск, 1990.

Торчилин В.П. Там, где кончается наука. – М., 1991.

Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. – М., 1990.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М., 1989.

Философия и методология науки. – М., 1996.

Философия и ценностные формы сознания. – М., 1978.

Фритцханд М. Марксизм, гуманизм, мораль. – М., 1976.

Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. – М., 1989.

Чернякова Н.С. Истина как смысл человеческой деятельности. – СПб, 1993.

Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1984.

Шефтсбери А.Э.К. Моралисты // Эстетические опыты. – М., 1975.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

Юм Д. Трактат о человеческой природе // Избр. филос. произведения. Кн.2. «Об аффектах», Кн. 3. «О морали». – М., 1965.

Ethos - I. Нравственность и общение. – Вильнюс, 1989.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540000 Педагогические науки.

Составитель программы: доктор филос. наук Зимбули А.Е.