zabika.ru 1




СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к зданию

Наполняемость класса составляет не более 25 человек.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений указанных ориентаций оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи или тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы кабинеты информатики, черчения. Для организации проветривания окна в учебных помещениях оборудуют откидными фрамугами или форточками.

В кабинетах информатики площадь на одно рабочее место с компьютером при использовании монитора на базе электронно-лучевой трубки составляет не менее 6,0 м2 и не менее 4,5 м2 - при использовании жидко-кристаллического монитора. Кабинет должен быть оборудован защитным заземлением в соответствии с требованиями к эксплуатации. Расстановка рабочих мест должна обеспечивать электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подхода педагога во время урока к каждому рабочему месту. Использование ноутбука недопустимо.

Кабинеты химии, физики, биологии, информатики должны иметь лаборантскую комнату, площадью не менее 15,0м2.. Она должна иметь второй выход на лестничную клетку или в рекреацию.

Стены учебных помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую влажную уборку и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение. В учебных помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких, холодных тонов (бледно-голубой, бледно-зеленый), на северные румбы горизонта – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый). Отдельные элементы, но не более 25% всей площади, допускается окрашивать в более яркие тона. Стены спортивных залов окрашивают в светлые тона.


Полы учебных и общешкольных помещений должны быть гладкими, не скользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов, плинтуса должны плотно прилегать к стенам и полу. В качестве материала для пола используют дерево (дощатые полы, которые покрывают масляной краской, или паркетные). Возможно покрытие полов синтетическими полимерными материалами, утепленным линолеумом, допускающим и обработку влажным способом и дезинфекцию. Полы санитарных узлов и умывальных комнат выстилают керамической или мозаичной шлифовальной плиткой. Для отделки полов не допускается использовать цемент и мрамор.
Требования к воздушно-тепловому режиму

В зависимости от ориентации учебных помещений и характера остекления температура воздуха должна соответствовать:

- в классах с обычным остеклением - см. табл. 1,

- в классах с ленточным остеклением:

- северная ориентация окон – оптимальная температура должна составлять 21-220С,

допустимая - 18-240С соответственно;

- южная ориентация окон - 19-200С,

восточная ориентация окон – 20-210С.

Температура воздуха в актовом зале должна составлять 18-200С, в спортивном зале – 15-170С, в рекреациях – 16-180С, в вестибюле и гардеробе – 16-190С.

Относительная влажность воздуха в учебных помещениях должна составлять 40-60%.
Таблица 1.

Нормативы температуры воздуха в учебных помещениях (с обычным остеклением) в зависимости от климатического района и сезона года


Климатический район

Сезон года

Зона оптимальной температуры, 0С

Зона допустимых температур, 0С

Холодный

Умеренный

Жаркий



Зима

21-22

18-20

17-19

18-23

17-22

16-21

Умеренный

Жаркий

Умеренный

Жаркий

Весна
Осень

18-22

23-24

16-22

24-26

17-23

20-26

15-23

20-28


Фрамуги и форточки должны функционировать круглогодично.

Учебные помещения проветривают во время перемен, рекреации – во время уроков по графику, вывешенному в каждом классе и рекреации. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Требования к водоснабжению и канализации

В течение всего времени пребывания учащихся в учреждении для них должен быть обеспечен свободный доступ к питьевой воде.

В кабинетах, лаборантских, мастерских, медицинском кабинете, столовой, санитарных узлах к умывальным раковинам должна быть подведена холодная и горячая вода. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов, не должна превышать 600С.

Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции
Требования к естественному и искусственному освещению

Нормативы показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных помещениях общеобразовательных учреждений приведены в таблице 2.

Уровни естественного освещения в школах определяются коэффициентом естественного освещения (далее КЕО), который является процентным отношением внутреннего освещения в классе к наружному освещению. Нормируемый уровень КЕО составляет 1,5%, предельно допустимое значение — 1,35%.

В учебных помещениях должно быть левостороннее светораспределение естественного освещения.


Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для искусственного освещения классов нецелесообразно.

Допускается использовать систему совмещенного освещения с нормируемым КЕО — 1,3%, предельно-допустимым значением — 1,17% в условиях городской застройки повышенной плотности. В этом случае уровень освещенности от искусственных источников света должен составлять не менее 600 лк.


Таблица 2.
Показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений учреждений образования


Помещения

Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м

Естественное освещение

Совмещенное освещение

Искусственное освещение, не менее

КЕО ен, %

КЕО ен, %

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

при верхнем или комбинированном освещении

при боковом освещении

Освещенность, лк

Показатель дискомфорта М, не более


Коэффициент пульсации освещенности,

Кп, %, не более

при комби-нированном освещении

при общем освещении

всего

от общего







Кабинеты информатики и вычислительной

техники

Г-0,8

3,5

1,2

2,1

0,7

500

300

500

15

10

Экран дисплея: В-1;

––

––

––

––

––

––

200

––

––

Лаборантские при учебных кабинетах

Г-0,8

3,5

1,2

2,1

0,7

500

300

400

15

10


Требования к инсоляции учебных помещений

Допускается отсутствие инсоляции в кабинетах рисования, а также в кабинетах, предназначенных для изучения дисциплин с компьютерной поддержкой (более 50% продолжительности академического часа).

Требования к мебели, ее расстановке, учебным доскам и организации

учебного места

Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами (мел, фломастер), используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь антибликовое покрытие. Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90 см. Учебные доски оборудуются софитами, которые размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону класса перед доской.

Кабинеты информатики оборудуют двухместными столами для учебных кабинетов и одноместными компьютерными столами.

Конструкция одноместного компьютерного стола предусматривает:

- две раздельные горизонтальные поверхности – одна для размещения системного блока и монитора с плавной регулировкой по высоте в пределах 580 – 760 мм и вторая – для клавиатуры,

- ширину для обеих горизонтальных поверхностей не менее 750 мм и одной - не менее 550 мм,

- отсутствие ящиков,

- опору поверхностей на стояк, основание которого следует совмещать с подставкой для ног,

Двухместные столы используют в комплекте со стульями, одноместные компьютерные столы – в комплекте с креслами, функциональные размеры которых должны соответствовать указанным в таблице 3. Кресло должно быть вращаемым, не иметь приспособлений для передвижения.

Расстановка рабочих мест, оборудованных двухместными столами, соответствует пп.1-10. Одноместные компьютерные столы располагают периметрально.
Таблица 3.

Функциональные размеры кресел для учащихся 5-9 классов

Ростовая группа

Высота

сиденья

мм

Глубина

сиденья

мм


Ширина

Сиденья

мм

Угол наклона сиденья

мм

Угол

наклона спинки сиденья

Высота

спинки

сиденья

мм

1301-1450 мм

340

330

290



0 - 4º


95-108º

600

1451-1600 мм

380

360

320

600

1601-1750 мм

420

380

340

600

Более 1750 мм

460

400

360

600


Требования к организации ученического рабочего места

Организация рабочего места должна обеспечивать оптимальную рабочую позу учащегося:

голова – держится прямо или слегка наклонена вперед;

корпус – имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);

руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110º) углом с опорой на пол или подножку парты;

расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости стола соответствует длине предплечья и кисти;

линия взора при работе с монитором компьютера должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5º, допустимое ±10º;

расстояние глаз до экрана должно быть не менее 70 см.
Требования к организации учебного процесса
Продолжительность использования технических средств обучения — ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи, цифровые технологии) регламентируются в соответствии с данными, представленными в таблице 4.

Таблица 4.

Длительность непрерывного применения ТСО в учебном процессе

Классы




Длительность просмотра (в минутах)




Диафильмов,

диапозитивов

Кинофильмов

Телепередач






Компьютера

5-7

20-25

20-25

20-25

20

8-9

-

25-30

25-30

25

Использование компьютера на учебных занятиях предполагает соблюдение рекомендуемой непрерывной длительности работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране. Она не должна превышать: для учащихся 5-7 классов – 20 мин., для учащихся 8 - 9 классов – 25 мин.


Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Поэтому, необходимым компонентом гигиенически рационального учебного процесса является чередование рабочей позы в соответствии с видом работы. На протяжении всего урока учитель должен контролировать посадку учащихся.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках необходимо проводить физкультминутки (ФМ) и гимнастику для глаз. Оптимально, если их проведение будет приурочено к моменту снижения учебной активности детей, как показателю их утомления. Как правило, это происходит на 20-ой и 35-й минутах урока, и поэтому проведение ФМ рекомендуется соотносить с указанным временем ( т.е. не менее 2-х раз за урок). Продолжительность ФМ – не более 1-2 минут по 2-3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого.

Допускается сдваивать уроки по одному предмету с обязательным проведением физкультминуток и гимнастики для глаз и организацией перемен между уроками. При этом продолжительность учебного дня (и величина недельной учебной нагрузки) не должна превышать максимально допустимую.
Требования безопасности к учебным изданиям,

компьютерным средствам обучения и книжным изданиям



Таблица 5.

Требования к шрифтовому оформлению

текста изданий по математическим дисциплинам для 5–9 классов


Классы

Кегль, пункты,

не менее

Увеличение

интерлиньяжа, пункты,

не менее

Минимальная

длина строки


Характеристика шрифта

квадраты

мм

группа

начертание

5–6

10

не регламент.

2 3/4

50

все

группы

нормальное или широкое; светлое;

прямое

9*

1

2 3/4

50

все

группы

нормальное

7–9

9

1

2 3/4

50

все

группы

нормальное или широкое; светлое;

прямое

8*

1

2 3/4

50

все

группы

нормальное

* Допускается только для дополнительного текста.


Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2 пунктов.

Интерлиньяж в тексте, включающем формулы, может быть неодинаковым на полосе.

3. Для столбцов примеров и задач разрешается применение многоколонного набора только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий — не менее 6 мм.

Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.

Кегль шрифта в столбцах примеров и задач должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с табл. 5.

4. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и др.) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной.


Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 пунктов.

5. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 5.


При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.

6. В изданиях для 5–9 классов допускается двухколонный набор текста при соблюдении требований табл. 5.

Расстояние между колонками для основного текста должно быть не менее 9 мм, для дополнительного текста — не менее 6 мм при наличии разделительной линии.


Компьютерные средства обучения (КСО)

Удобочитаемость текстов на электронных страницах КСО обеспечивается за счет:

– увеличение размера шрифта по сравнению с традиционными учебниками;

– ограничения объемов текста единовременного прочтения в пределах пороговых величин времени развития утомления школьников различного возраста;

– регламентации яркостных характеристик экрана и цветового сочетания фона экрана и знака.

Соблюдение гигиенических нормативов к оформлению электронных страниц КСО снижает перенапряжение зрительной системы, а также негативные сдвиги в нервно-эмоциональном статусе организма учащегося при чтении с экрана дисплея.
Гигиенические требования

к оформлению электронных страниц КСО для 5–9 классов
1. Яркостные характеристики электронных страниц должны соответствовать следующим параметрам:

– яркость — не менее 35 кд/м2 и не более 120 кд/м2;


– отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости — не более ±20%.

2. Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения (выворотки).

3. Для снижения негативного влияния на зрение учащихся пульсации дисплея следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне.

При использовании жидкокристаллического дисплея следует применять позитивное изображение (темные знаки на светлом фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне.

Цветовое сочетание красные знаки на зеленом фоне является благоприятным для любых типов дисплеев.

4. Параметры шрифтового оформления текстовой и/или знаковой информации на электронных страницах КСО для учащихся 5–9 классов в зависимости от объема текста единовременного прочтения должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 6.

5. Длина строки в текстовой информации на электронной странице не должна быть менее 100 мм.

Таблица 6.

Объем текста

единовременного прочтения,

количество знаков, не более

Кегль шрифта, пункты,

не менее



Высота

прописной буквы, мм,

не менее


Группа шрифтов

(примеры

гарнитур)*

150

12

3,00

рубленые или с засечками (Georgia, Times New Roman и др.)

200


12

3,00

рубленые

250

14

3,50

рубленые



6. Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 9 пунктов, при этом высота прописной буквы — не менее 2,3 мм.

7. Кегль шрифта в таблицах должен быть не менее 10 пунктов, при этом высота прописной буквы — не менее 2,5 мм, с возможным выводом одной или нескольких ячеек таблицы на отдельные электронные страницы. На отдельных электронных страницах кегль шрифта в ячейках должен быть не менее 12 пунктов, при этом высота прописной буквы — не менее 3 мм.

Расстояние между колонками в таблице должно быть не менее 12 мм.

8. Шрифтовое оформление словарной части КСО должно соответствовать параметрам, изложенным в п. 4.

9. Для текстовой и/или знаковой информации в КСО не следует применять:


  • узкое и/или курсивное начертание гарнитуры шрифта;

  • более четырех различных цветов на одной электронной странице;

  • красный фон;

  • «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали.

10. В рамках КСО следует применять только одну гарнитуру шрифта различных начертаний, кроме узкого и курсивного.

Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.

11. Объем электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема электронных страниц КСО (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 40%.
Требования к организации медицинского обеспечения


РЕКОМЕНДУЕМОЕ ОСНАЩЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА

Медицинское оборудование образовательного учреждения для обследования детей в объеме, определенном приказом МЗ РФ № 241от 03.07.2000г.:



электрокардиограф двенадцатиканальный

1

спироанализатор (спирометр)

1

компьютер с дисплеем

2

принтер

1

сетевое оборудование

1

Медицинское оборудование образовательного учреждения для реализации методик психологической разгрузки:

комплект мягкой мебели (для обеспечения сеанса для 12-15 учащихся)

1-3

универсальный звуковоспроизводящий аппарат (кассеты, диски

и др.)

1

видеоаппаратура (в компл.)

1

светомузыкальная система

1

комплект демонстрационных и обучающих материалов (аудио- и видеокассеты, CD и др.)

1-3

комплект офисной мебели в соответствии с комплектом мягкой мебели, дизайном аудио-и видеоаппаратуры и др.

1



Ранги трудности учебных предметов для учащихся 5-9 классов

Общеобразовательные предметы

Балл


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Информатика

2

10

4

7

7



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ АПТЕЧКИ


  1. Жгут кровеостанавливающий, резиновый – 1 шт.

  2. Пузырь для льда – 1 шт.

  3. Бинт стерильный, широкий – 2 шт.

  4. Бинт нестерильный – 1 шт.

  5. Салфетки стерильные – 2 уп.

  6. Вата стерильная 1 пачка.

  7. Лейкопластырь 2см. – 1 катушка, 5см – 1 катушка.

  8. Спиртовой раствор йода 5% - 1 флакон.

  9. Водный раствор аммиака (нашатырный спирт) в амп. – 1 уп.

  10. Раствор перекиси водорода 3% – 1 уп.

  11. Марганцово-кислый калий кристаллический -1 уп.

  12. Анальгин 0,5 в таб. – 1уп.

  13. Настойка валерианы – 1 уп.

  14. Ножницы – 1 шт.