zabika.ru 1 2 3 4

10- 1

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ ФКЦБ

ГЛАВА 10.

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА

ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ ФКЦБ

10.0 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ


Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг

является главным инструментом государственной политики на рынке

ценных бумаг, основные задачи, которой сформулированы в Концепции основные задачи

развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной

Указом Президента России № 1008 от 1 июля 1996 г.:

(1) Создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и прежде всего привлечение частных инвестиций на приватизированные предприятия.

(2) Создание условий для финансирования дефицита государственного бюджета (прежде всего — федерального бюджета) на основе связанных с рынком ценных бумаг методов не инфляционного финансирования государственных расходов.

(3) Обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения.

(4) Перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрацию российских компаний.

(5) Предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате операций на рынке ценных бумаг путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов.

(6) Создание цивилизованного рынка и интеграция российского рынка ценных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов.

(7) Защита интересов и законных прав граждан, юридических лиц и государства на основе борьбы с суррогатами ценных бумаг, борьбы с мошенничеством и пресечения незаконной деятельности на фондовом рынке.



10

Указанные задачи носят стратегический характер, комплиментарны и должны решаться комплексно, в увязке друг с другом. При их решении

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть 11

10-2

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ ФКЦБ



главная ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

экономические ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА

мобилизация СВОБОДНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ


сохранение

НАЦИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

необходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в основе фукнционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей государственного регулирования, от решения которой зависит само существование рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

Вместе с тем, хотя система регулирования рынка ценных бумаг несет значительную политическую нагрузку, она должна формироваться в четком соответствии с необходимостью обеспечить эффективное выполнение рынком ценных бумаг ряда экономических функций, определяющих экономические задачи регулирования рынка.

Основной стратегической задачей всей системы государственного регулирования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соблюдения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции — мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.


Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при формировании режима его регулирования необходимо также учитывать и комплекс конкретных экономических и политических задач государства, в частности, отражающих специфику начального этапа развития рынка, а также необходимость формирования государственного контроля, обеспечивающего прозрачность и управляемость финансовых потоков в государстве (понимаемую прежде всего как способность государства влиять на финансовые потоки в соответствии со своими приоритетами — например, приоритетами промышленной политики).

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профессиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную отрасль рыночной экономики, обеспечивающую значительное количество высокооплачиваемых рабочих мест и генери­рующую значительные налоговые поступления. Таким образом, в задачи государственного регулирования входит также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших отраслей сферы финансовых услуг и сохранение национального контроля за этой отраслью. Основными практическими задачами развития этой отрасли как части национальной экономики являются:

• стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России (в противном случае — если операции с российскими ценными бумагами будут осуществляться главным образом за границей — возможности развития этой отрасли будут резко ограничены);




10

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II

10-3

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ ФКЦБ

обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов по отношению к иностранным финансовым инсти­тутам, действующим на российском рынке ценных бумаг.



задачи ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


методы

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ


методы

ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Решение указанных задач непосредственно связано с задачами технического регулирования рынка (поддержание оптимальных количественных и качественных параметров рынка) — мерами регулирования, направленными на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в результате спекулятивной игры (например, на основе ограничения возможностей дилеров привлекать заемные средства для финансирования спекулятивных операций). В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые могут быть вызваны. например, сбоями в работе расчетных и клиринговых систем.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны прежде всего с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким образом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институциональное регулирование является основой регулирования банковской деятельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких видов деятельности отно­сится, например, хранение и обслуживание ценных бумаг.


В отличие от методов институционального регулирования методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций (т. е. выполнения определенных функций). Например, во многих странах действует законодательство, предусматривающее обязанность брокера в приоритетном порядке (по отношению к собственным операциям) исполнять заявки на покупку или продажу ценных бумаг, поступившие от клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельно от своих собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым институтам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги клиентов, и относится к методам функционального регулирования.




10

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II

10-4

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ ФКЦБ



стандарты

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


саморегулирование


необходимость ОТКАЗА ОТ ПРИНЦИПА КОНКУРЕНТНОСТНВ СФЕРЕ

САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ прямое

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

принцип

ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

принцип ЕДИНСТВА

НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

принцип

МИНИМАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО

ВМЕШАТЕЛЬСТВА И

ПРИНЦИП

МАКСИМАЛЬНОГО

САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Поскольку в большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на рынке ценных бумаг основной акцент делается именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно методы функционального регулирования составляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования рынка ценных бумаг.


Поскольку методы функционального регулирования рынка, составляющие основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил совершения операций, они во многом смыкаются с вопросами деловой этики и обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих вопросов. Совпадение интересов государства и участников рынка существует прежде всего в сфере предупреждения и разрешения конфликтов между участниками, улучшения управления рисками, снижения возможностей для мошенниче­ства и других противоправных действий, поддержки ликвидности и стабильности рынка, внедрения лучших стандартов профессиональной деятельности. Решение указанных задач на базе саморегулируемых организаций требует специализации последних по видам профессиональной деятельности, а характер решаемых задач — формирование стандартов профессиональной деятельности и принуждение к их исполнению — обуславливает необходимость отказа от принципа конкурентности в сфере саморегулирования.

Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование.

К основным принципам регулирования относятся:

(1) Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

(2) Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации.


(3) Принцип минимального государственного вмешательства и принцип максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует




10

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II


10-5

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ ФКЦБ



принцип РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

(4) Принцип равных возможностей, означающий:

• стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

• равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регулирования рынка;

• гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг;

• отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функционирующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

• запрет для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка;

• отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний -реестродержателей).


принцип

ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА

ориентация НА МИРОВОЙ ОПЫТ


основные ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

(5) Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.


(6) Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

Несмотря на то, что государство будет стремиться передать возможно большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям, именно система прямого государственного регулирования несет основную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является основой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

• Функциональное регулирование в сочетании с методами институционального регулирования по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью участников рынка;

• Использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи и под контролем государства;




10

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II

10-6



следующая страница >>