zabika.ru 1

Серёжа 2012

Современное экологическое образование характеризуется двумя особенностями. Во – первых, оно совершенно невозможно без полевых форм деятельности. Во – вторых, летние экскурсии немыслимы без современного технического оснащения, где особую роль, играют мобильные цифровые устройства. Одним из действенных и эффективных методов работы с детьми являются длительные выездные экологические экспедиции.

Они позволяют расширить возможности применения современных цифровых технологий в экспедиционно-экскурсионной деятельности на базе полевого стационара.

С 9 по 18 августа группа в составе 15 ребят и двух руководителей приняла участие в работе экологического выездного семинара – экспедиции «Сережа – 2012» для учащихся школ Нижегородской области.

Экспедиция направлена на освоение учащимися навыков экологических полевых исследований и получение знаний о природе и экологии животных и растений Нижегородского края.

Актуальность участия в проекте заключалась в том, что исследовательская работа в природе поднимает экологическое образование и воспитание на более высокий уровень, способствует закреплению полученных знаний, формированию субъектного, нравственно-эмоционального отношения к природе.

Новизна участия в программе состоит в том, что дан ориентир не на узкое направление экологического образования, а на понимание жизни природы и жизни в природе, взаимодействия человека и природы.

Еще один аспект новизны программы связан с переходом современного полевого экологического образования на новый – цифровой – уровень. Детям предоставилась возможность использовать современные цифровые устройства и мобильные технологии, а также Интернет-сервисы, которые можно эффективно внедрять в экологическое образование, особенно, в полевом его варианте.

Основные цели программы:

- апробация новых цифровых технологий с использованием полевых «ноутбуков школьника» в системе Wifi-сети и при наличии открытого доступа в Интернет;


- сбор материалов по краснокнижным видам;

- картирование объектов природы в Пустынском заказнике методами GPS-навигации;

Задачи реализации проекта:

1 организация учебно-познавательной среды для освоения навыков полевых исследований;

2 обеспечение условий оздоровления учащихся во время проведения экспедиции;

3 организация взаимодействия участников экспедиции

Участники экспедиции располагались в трех деревенских бревенчатых домах частного владения в с. Пустынь (общей жилой площадью около 200 кв.м.) с водопроводом, печью для сушки одежды, газом, электричеством, баней.

В свободном доступе были:

- набор оргтехники: компьютер, ноутбук, принтер, сканер, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, цифровые диктофоны - для работы с материалами, отчетами и документами;

- приборы для выполнения полевых исследований и наблюдений (полевые телескопы, бинокли, GPS – навигаторы); в том числе экспериментальные ноутбуки для полевых работ;

- библиотека и медиатека, содержащие основные материалы по методикам исследований, зоологии, ботанике, наблюдательной астрономии, а также художественную литературу, видеофильмы и т.д.;

- оборудование и техника для организации досуга и спортивных мероприятий (магнитофон, синтезатор, гитара, палатки, футбольный и волейбольный мячи и пр.).

В первый же день пребывания ребята сразу включились в работу: получили полевые ноутбуки, познакомились с природным ландшафтом, совершили вечернюю экскурсию на реку Сережу.

Второй день - самый длинный маршрут - 34 км в Иверско – Софрониву девичью Пустынь. На лесной дороге встретили следы журавля, щитня (очень древнее насекомое – ровесник времен динозавра, обитает в грязных лужах), следы тетеревов, крупно-копытных кабана, лося, косули. (8 слайд) Удачная находка – тритон гребенчатый.

После 10 км пути был обед на берегу ручья Ишлея. Дорога к монастырю продолжалась около 5 – ти часов.



На третий день посетили лесопилку, где рассмотрели жуков - короедов, лубоедов. Прекрасной находкой оказались личинки и взрослые особи жука носорога.

Самой запоминающейся стала ночная экспедиция на Озеро Большое. По словам одних местных старожилов, известное как Киркидеево. Другие жители Старой Пустыни называют его Крики Девы. По старинной народной легенде ночью из озера доносятся крики погибшей Девы. Озеро находится в 20 километрах от стационарной базы. На пути, в окрестностях, кое-где попадались большие карстовые воронки, вероятно, само озеро, имело карстовое происхождение, и должно было быть очень глубоким. Оно действительно оказалось большим, примерно километр в диаметре, как и на карте.

Исследовательская работа предполагала вести наблюдения не только в дневное время суток, но и ночью за падением метеоритов, звёздным небом и фазами Луны. Во время научной работы С. Б. Шустов, доц. каф.астрономии и истории естествознания НГПУ им. Козьмы Минина рассказывал о движении планет, о способах ориентирования на местности с помощью небесных объектов. Юные исследователи изучали и суточную ритмику у животных, и приспособления к ночному образу жизни у ондатры обыкновенной, ежа европейского, козодоя, речного сверчка. Глубокой ночью участники экспедиции неожиданно услышали звук, напоминающий вой волка, а когда наступило утро, на обратном пути увидели следы хищника, отыскали следы лося и лисицы.

В лагерь дети вернулись ранним утром.

Особый интерес вызвала экскурсия к озёрам через карстовую пещеру

Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь глубоководных (до 14 м) карстовых озер: Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево, связанных в единую систему общей площадью около трехсот гектаров. По словам профессора, много лет назад в результате размывания подземными водами известняка, образовалось большое количество карстовых пещер и провалов. Многие заполнились водой и стали озёрами, а некоторые, что располагались чуть выше так и остались разломами. В одну из таких пещер мы и спустились. Она называется Пещера Желаний. Многие ребята оставили там свои сокровенные записки.



Во время маршрута С.Б. Шустов знакомил детей с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.

Ребята узнали, что к числу обитателей заказника относятся красивейшие представители орхидей: пыльцеголовник красный, башмачок настоящий, или Венерин башмачок, башмачок крапчатый, водяной орех чилим - реликт межледникового времени; а в водоемах обитает несколько видов млекопитающих, в том числе и редких: речной бобр, выдра и выхухоль, численность которой вызывает особенную тревогу.

Большой неожиданностью для ребят стала дневная экспедиция на Козье болото. Козье болото расположено в 5 километрах от села Пустынь на юго-востоке Арзамасского района и относится к памятникам природы.

Болото представляет собой древнюю карстовую воронку затянутую сплавиной. Стоянку разбили на полуострове, который, как казалось, двигался под нами.



После приготовления обеда участники экспедиции отправились на болото (сплавину), где изучалась болотная флора, в частности, популяция росянки, багульника. Удивительным оказалась высота сосен на болоте, которая не превышала 3 метров - это вызвано нехваткой питательных веществ, поэтому их называют марсианские сосны. Общая протяжённость похода составила 11 км.

Ежедневно по графику проводились учебно-исследовательские экскурсии, которые занимали по времени основную часть каждого рабочего дня и подводились итоги. Дети имели возможность самостоятельно работать над своими тематическими проектами после обеда и вечером.


В заключении экспедиции на итоговой Конференции состоялось и защита проектов

Результаты экспедиции в следующих взаимосвязанных направлениях:

- учебное (овладение новыми методиками и технологиями, приемами практических работ, получение новых знаний, совместная работа в творческих коллективах, самостоятельное выполнение проектов и т.д.);

- научно-исследовательское (получение значимых результатов, данных, выводов, обобщений; выявление закономерностей; вынесение рекомендаций и пр.);

- оздоровительное (укрепление физического и психо-эмоционального здоровья, освоение навыков туризма);

- коммуникативное (формирование навыков продуктивной и толерантной работы в малых группах и в коллективе; освоение психологических и коммуникативных навыков и приемов и пр.); Результаты экспедиции будут использоваться далее в учебно-исследовательской работе школы в течение учебного года (на олимпиадах, конференциях, при оформлении стендов, на уроках и тематических мероприятиях и т.д.).