zabika.ru 1

Структура общественного сознания. Общественное сознание структу­рируется по различным основаниям: во-первых, общественное сознание всех иерархически организованных обществ может быть структурировано в соответст­вии с социальной структурой общества, его классовым строением; во-вто­рых, в сознании обычно выделяются элементы на основании господствую­щего в них способа отражения (познавательного, ценностно-нормативного) и глубины отражения (теоретическое и эмпирическое); в-третьих, по при­сущей элементам сознания связи с интересами социальных субъектов, способам выработки сознания (идеология и общественная психология), а так­же в связи с видами духовной деятельности и "идеологических" отноше­ний (формы общественного сознания).


Способы выработки общественного сознания в связи с интересами социальных субъектов рассматриваются в качестве двух основных уровней: идеологии и общественной психологии.

Идеология, при всех различиях в конкретных формулировках и дефи­нициях, свойственных отдельным исследователям, - большинство из них солидарно в том, что идеология - это специфический уровень обществен­ного сознания, опосредованным и сложным образом отражающий обществен­ное бытие. Идеологии присущи такие черты, как систематизированность (теоретичность), заинтересованность (в иерархичных обществах идеоло­гия - это классово заинтересованное сознание). Идеологии создаются профессиональными идеологами, которые выступают в служебной роли по отношению к социальным слоям и движениям, политическим партиям. Очень важно для понимания идеологии как определенного уровня общест­венного сознания рассмотреть так называемый механизм "идеологической иллюзии", благодаря которому идеологии получили относительно самостоя­тельный характер.

Смысл данного механизма следующий: на определенном этапе иерар­хически организованного общества некоторые идеальные представления, зафиксированные в системе ценностей и символов, правовом и политичес­ком сознании, морали и религии, идеологами превращаются в нечто само­довлеющее, самостоятельное. Взаимоотношение сознания и реальности по­лучает превращенный характер, а само общественное сознание - иллюзорную форму. Появляется определенный уровень общественного сознания, отпочковавшийся от обыденного сознания. Таким уровнем в теоретически систематизированной форме, выражающей социаль­но запрашиваемые цели и классовые интересы, нормы, становится идеоло­гия. Идеологии воплощают в себе эгоистические групповые интересы в качестве определенной "жизненной нормы". Кроме того, идеологии указы­вают на определенные особенности профессиональной деятельности идеоло­гов, часто претендующих на то, что их идеи представляют собой что-то действительное, не представляя собой ничего действительного.


Социальные функции идеологии в своей основе производны от ее внут­реннего содержания, от воплощенных в нем эгоистических групповых инте­ресов. Функции идеологии всегда фиксируются по отношению к определен­ному субъекту: в отношении к классам, группам, индивидам, социетальной системе в целом.

Современная российская действительность позволяет прояснить некоторые закономерности идеологического процесса (преемственность, отно­сительная самостоятельность, взаимовлияние, идеологическая борьба).

Если идеология представляет собой специализированный уровень об­щественного сознания, его высший уровень, то ступенькой ниже находит­ся другой - общественная психология. Впервые этот термин применил А.Лабриола, рассматривая реальное сознание широких масс вполне конк­ретных индивидов. В современных исследованиях под общественной психо­логией понимаются массовидные социально-психологические течения.

Профессиональные идеологи рассматривают общественную психологию в качестве социально-психологического и эмоционального фона для своей собственной деятельности, как определенную почву, базу для распрост­ранения своих идеологий.

Также, как и идеологии, общественная психология структурируется по своим носителям (классам, социальным группам, этническим общностям и пр.), но связь с классовыми, групповыми интересами у общественной психологии иная; она выражается, прежде всего, в неоднородности общест­венной психологии, базирующейся на соединении в себе устойчивых общест­венно-психологических характеристик групп населения (больших и малых) с крайне подвижными, ситуативными элементами.

По этому основанию в ней разграничивают нередко более постоянные и ситуативные пласты, состояния. В зависимости от преобладания познавательных, ценностных или практически-регулятивных моментов в обществен­ной психологии вычленяют общественные мнения, общественные настроения и общественные нравы, включая формы стандартизированного поведения).

Общественное мнение. Оно представляет собой специфическое прояв­ление общественного сознания и психологии, сложное духовное образова­ние, выражающееся в оценках (как вербальной, так и невербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп и слоев населения к актуальным проблемам окружающей социальной дейст­вительности.


Субъектом общественного мнения являются классы, социаль­ные слои, группы и отдельные личности. Сферы проявления общественного мнения - политика, право, нравственность, экономика, религия и т.д. Наиболее часто общественное мнение действует в политике, где оно тес­но начинает переплетаться с идеологиями, характером политических отно­шений в обществе. Политическую окраску очень часто в российском об­ществе общественное мнение имеет и в правовой сфере, где поступки лю­дей часто оцениваются в соответствии с представлениями о должном, с законом, моральные оценки соизмеряют поведение людей с общепринятыми моральными установками и принципами.

Кроме субъектов и сфер общественного мнения выделяют объекты О.M., которые всегда отличаются дискуссионностью и общественным интересом. Чем большей значимостью обладает в обществе объект, чем сильнее он затрагивает социальные потребности и интересы, тем рельефнее проявля­ется и само общественное мнение. В зависимости от сложности внутрен­ней структуры и организации объектов общественного мнения выделяют мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, которые характеризу­ют либо общественное бытие, либо общественное сознание.

Развитие Общественного мнения имеет несколько стадий: I)возникно­вение, 2)формирование и 3)функционирование. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные способы формирования общест­венного мнения - внушение, убеждение, подражание и т.п.; основные средства: средства массовой информации, устная пропаганда и политичес­кая агитация, которая ныне возведена в ранг рекламы, межличностное об­щение. Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуаль­ных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей или преобладающей точ­ки зрения из множества мнений и, наконец» ее объективация, т.е. пере­ход от отражательного состояния к практически-преобразующему. В реаль­ной жизни все указанные этапы часто протекают одновременно, имеют мес­то качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального группового и общественного мнения.


Указанные моменты (субъекты, объекты, сферы, стадии, формы, спосо­бы, средства и этапы формирования) общественного мнения в динамике социальных процессов постоянно комбинируются, изменяются, всевозможны­ми способами сочетаются, дифференцируются и образуют в конечном итоге пирамиду общественного мнения. Сформированная пирамида общественного мнения - не арифметическая сумма индивидуальных мнений. Напротив, она имеет интегративный характер и представляет собой не просто результат обмена мнениями между людьми, а определенный плавильный "тигль" коллек­тивного обыденного разума, репрезентирующего (представляющего) мнение всего общества.

По этой причине нельзя сложившееся мнение большинства представ­лять в качестве всего общественного мнения, даже если это большинство действительно имеется. Кроме того, следует часто учитывать, что оцен­ки большинства не всегда бывают истинными. Соотношение истинных и лож­ных представлений в теории рекомендуется учитывать при определении практической ценности существующей пирамиды общественного мнения.