zabika.ru 1 2 ... 8 9



04’2010

Декабрь


Г


Е

Н


Д


Е

Р


Н


Ы

Й

П


О

Д


Х


О

Д


Обучение и проживание в «женском коллективе», с одной стороны, позволяет реализовать гендерный подход в обучении и формировать у девочек качества, присущие женщине, с другой - обостряет потребность в общении с противоположным полом...

с.15










Научно –

методический


журнал



4’2010


Декабрь


Ответственные

за выпуск:

Шипицына Г.А.




Компьютерная

верстка и

дизайн

Попова И.В.

Шипицына Г.А.
В оформлении использованы фотоработы А.Зайкова, А.Зеленцова, Е. Шуровой, Т.Буньковой

Наш адрес:

624860

Свердловская обл.

г. Камышлов

ул. Маяковского 11.


ПЕДКОЛЛЕДЖ

Издается с 1.10.1998 года

В номере:

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ПУЗЫРЕВСКАЯ А.Ю.

Формирование гендерной идентичности на примере

функционирования женской гимназии-интерната при КПК………………5

ПУЗЫРЕВСКАЯ А.Ю.

Женская гимназия-интернат при КПК:

содержание и перспективы развития……………………………………….8

СЕМЁНОВА Г.Н.

Проявление гендерных особенностей девочек подросткового возраста

в условиях обучения в женской гимназии-интернате………………………13

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

САВЕЛЬЕВА Е.

Гендерный подход в образовании. Сущность, специфика,

возможности применения в современной школе……………………………17

ХАЙРЕТДИНОВА О.

Гендерная социализация как условие

успешной адаптации в обществе………………………………………………18

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПАВЛОВА О.Л.

Развитие информационной компетенции воспитанниц ЖГИ………20

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ШИПИЦЫНА Г.А.

Гендерные аспекты социокультурного подхода

в преподавании русского языка в женской гимназии………………………..24

ЯКИМОВА А.В.

Реализация тренинговых занятий с воспитанницами ЖГИ

на основе учета гендерных особенностей…………………………………….26

ВЯТКИНА Т.Ю.

Формирование гендерного мировоззрения

на уроках обществознания…………………………………………………….28

ТОЛЩИНА А.С.


Учет гендерных особенностей

при формировании ценности здорового образа жизни……………………….31

МАСТЕР-КЛАСС

ПАВЛОВА О.Л., РАКОВА М.П.

Сценарий занятия для воспитанниц Камышловской

женской гимназии-интерната на базе ГОУ СПО КПК…………..……………..33

БУНЬКОВА Т.В.

Сценарий мини-спектакля для воспитанниц ЖГИ

«И снова Рождество!»…………………………………………………………….37

ШУРОВА Е.В., ГУРИНА И.А., ОРЛЮК Е.,

ПЕЧЁРКИНА К., КРАПИВИНА И., КУЗНЕЦОВА А.

Сценарий званого приёма в женской гимназии-интернате…………………….41

ШАРКОВА Е.В.

Сценарий «Новогодней «студенческой волны»………………………………..46

СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСТВА

Стихи и рассказы воспитанниц женской гимназии…………………………….52

С НОВЫМ ГОДОМ!............................................................................................56





ИННОВАЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТА ПРИ КАМЫШЛОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Пузыревская Алёна Юрьевна
Гендерная идентичность рассматривается как одна из базовых структур социальной идентичности личности, результат гендерной социализации. Т.е. индивид усваивает социальный опыт, психосоциальные установки, ценностные ориентации, определённые способы поведения и деятельности, присущие представителям того или иного пола, ассоциируя себя с представителями своего пола.[1]

Не вызывает сомнения факт, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному и, более того, от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними. [2]. Это зависит, во-первых, от того, каковы особенности развития психических процессов у мальчиков и девочек и, во-вторых, особенностей культуры конкретного общества. Немалое значение имеет и то, кто является главным агентом гендерной социализации ребёнка (родители, сверстники, представители воспитательных организаций).


В женскую гимназию-интернат при Камышловском педагогическом колледже в основном принимаются воспитанницы из неполных, многодетных семей, семей, где родители часто и подолгу отсутствуют дома (из-за болезни, особенностей работы и т.п.). Следовательно, в родных семьях происходит нарушение привычных связей, что приводит к нарушению гендерной идентичности девочки по каждому из признаков. Усиливает это состояние и то, что в воспитательных организациях (ДОУ, начальная школа) работают только женщины, что также влияет на формирование представлений о незначительной роли мужчины в обществе. Следовательно, перед педагогическим коллективом стоит цель нивелировать влияние сложившихся негативных стереотипов, сформировать позитивные нормотипичные представления о роли мужчины и женщины в семье и обществе.

Работа педагогического коллектива началась с определения основных характеристик проявления гендерной идентичности. С нашей точки зрения, это прямое эмоциональное отождествление себя с половой группой (эмоциональная окрашенность наиболее важна для девочки), наличие внешних признаков отождествления (одежда, причёска, макияж, пантомимика, речь), система ценностей, принимаемая обществом для женщины (материнство, детство, образование, успешность в профессии, равенство), нормотипичное поведение (включая важные свойственные женщине стереотипы поведения), конкретные социальные и практические умения.

Создавая и описывая систему воспитательной работы по формированию гендерной идентичности воспитанниц (второй этап работы коллектива), мы отталкивались от определения содержания деятельности каждого из субъектов взаимодействия.

Администрация ОУ. При организации быта женской гимназии-интерната администрации необходимо было учитывать особенности физического и физиологического развития воспитанниц. При оформлении жилых комнат учитывать эти особенности не сложно. Выбор цветового решения, мебели, аксессуаров направлен на формирование эстетического вкуса, создаёт пространственные и духовные условия для разнообразных видов занятий. Предусмотрены и личные территории, и возможность активного участия самих девочек в оформлении. Наличие разнообразных первичных и вторичных помещений также позволяет организовать быт воспитанниц в соответствии с их потребностями. Внесение же специфики в учебном корпусе - задача очень сложная. Её решение во многом связано с тем, что гимназия не самостоятельное учреждение, а структурное подразделение колледжа, следовательно, необходимо, создавая условия для девочек-подростков, не ухудшить условия для разнополых студентов юношеского возраста. Серьёзная же перепланировка в историческом здании невозможна. Несмотря на сложности, нам удалось создать тренажёрный зал для юношей-студентов, гигиенические комнаты для воспитанниц гимназии и девушек-студенток, разработать специальное меню для гимназисток и форму, состоящую из пяти предметов одежды (что позволяет разнообразить внешний вид).


Учитель-предметник. Его задача – преодолеть сложившееся в системе образования противоречие: мужской способ подачи содержания дисциплины, предложенный в типовых учебниках, и женский способ преподавания (в чём выражается это противоречие и какие последствия оно имеет, неоднократно описывал в своих работах А.В. Мудрик). Рабочие программы отражают те изменения содержания учебной дисциплины, которые внесены учителем (эмоциональный образ женщины, роль женщины в истории и науке, место женщины в современном обществе и семье и т.д.), а также особенности организации процесса обучения, связанные с особенностями психосоциального развития девочки (на генетическом, когнитивном и психологическом уровне), особенностей физического и физиологического развития.

Воспитатели. Их цель - так организовать жизнедеятельность, чтобы и содержательно, и по стилю взаимодействия она была благоприятна для девочек. В зависимости от года обучения нами определены темы воспитательной работы.

5 класс – «Я - гимназистка». Работа в данном направлении позволяет создать комфортный психологический климат, способствующий личностному развитию и принятию нового статуса гимназистки, который они будут иметь на протяжении достаточно долгого времени. В соответствии с составляющими результата образования (динамика образованности на разных этапах освоения образовательной программы, динамика развития индивидуальности, динамика освоения и принятия роли женщины воспитанницей гимназии), определённых образовательной программой женской гимназии-интерната, определены линии воспитания, которые соответствуют образу гимназистки (женщины) и позволяют достичь запланированного в образовательной программе результата: образованность, здоровье, женственность, активность, красота, патриотизм.

Тема 6-7 класса – «Я и мой мир» - позволяет создать условия для формирования комфортного психологического климата в коллективе, системы конструктивного взаимодействия с людьми разных поколений, способствующих личностному развитию и самореализации воспитанниц. Основные линии работы в этот период таковы: Я - человек, но какой?, Я и моя семья, Я и мои друзья, Я в мире культуры.


Направление «Я и мир вокруг меня» (8-9 классы) позволяет создать условия для формирования гармоничных отношений к миру и с миром, к себе и с самой собой. Работа строится по трём основным линиям: самопознание и познание духовных ценностей как основы жизни человека. (Я и мой духовный мир), формирование умений самостоятельно и осознанно осуществлять выбор профессии путём изучения своих особенностей, знакомства со спецификой профессий (Я и моя профессия), формирование жизненного самоопределения путём осознания личностно значимых ценностных ориентаций (Я и моё будущее). Данная система, с нашей точки зрения, позволяет формировать (корректировать) систему ценностей, принимаемую обществом для женщины, в том числе так необходимую в современном обществе активную жизненную позицию; конкретные социальные умения (вступать и поддерживать контакт, выстраивать взаимоотношения, умение творчески подходить к жизни: способность адекватно воспринимать новые социальные требования и в необходимой мере изменяться в соответствии с ними); предпосылки для успешного выполнения основных социальных ролей; конкретные практические умения (по формированию собственного образа, ведению домашнего хозяйства, исследовательские умения и т.д.).

Психолог должен так организовать индивидуальную помощь, чтобы воспитанница могла максимально самостоятельно решить проблемы гендерной идентификации (возникающие в различные возрастные периоды). А это значит: понимать и принимать себя, того, кто рядом, удовлетворить собственные интересы, не умаляя интересов ближайшего окружения. Для этого психолог работает не только с конкретной девочкой, но и с временными группами воспитанниц и даёт консультации воспитателям, учителям, родителям.

Опыт, накопленный нами при организации функционирования женской гимназии-интерната, позволяет сделать следующие выводы:

  1. формирование гендерной идентичности предполагает системное изменение образовательного процесса (содержания, методов, форм, средств);


  2. общих представлений о гендерной социализации, полученных в рамках традиционного педагогического образования, недостаточно для организации образовательного процесса на основе гендерного подхода. Следовательно, нужна системная подготовка «единомышленников», включающая в себя обогащение знаниями по гендерной тематике (психолого-педагогическими, социально-правовыми, этическими и т.д.), обучение отбору форм, методов, средств обучения на основе знаний о гендерной специфике контингента (по аналогии с тем, как обучают студентов отбирать формы методы и средства с учётом особенностей возраста), формирование целевых установок на необходимость построения образовательного процесса на основе гендерного подхода;

  3. организация женских гимназий позволяет оптимизировать процесс формирования гендерной идентичности, нивелировать негативное влияние окружения на формирование женственности-мужественности, несколько компенсировать семейную феминизацию.

Литература

  1. Каширская, И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации в процессе гендерной социализации / И.К. Каширская // Вопросы психологии. - 2003.- №3. - С.56-63.

  2. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. - М. : Академия, 2003. - 336с.






Цитата в тему:

О женщинах всегда найдётся сказать что-нибудь новое, пока хоть одна из них останется на земном шаре.

Станислав де Буффле



следующая страница >>