zabika.ru 1




«ГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Выполнила: САХАРОВА ТАТЬЯНА ЛЕОНТЬЕВНА,

учитель ИЗО и черчения ГОУ «СОШ №14»

Республики Башкортостан, г. Салавата

Адрес учреждения: 453263, РБ, г. Салават, ул. Уфимская, д.90

телефон: (34763) 2-71-25

Адрес автора: 453263, РБ, г. Салават, бульвар Салавата Юлаева,

д. 5, кв. 110

телефон: (34763) 4-08-58



г.Салават, 2006г.

Тезисы работы

«Графическое образование учащихся на уроках изобразительного искусства»

Сахаровой Т.Л., учителя ИЗО и черчения

Графические средства отображения информации широко используется во всех сферах жизни общества. Графические изображения применяются в познавательной и творческой деятельности людей. Они понятны многим людям планеты. Знание графического языка важно для каждого культурного человека.

Большое значение графический язык приобретает в рамках доктрины образования РФ, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения её статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки.

В настоящее время целью графического образования учащихся средних общеобразовательных учреждений является развитие способности школьников к техническому, художественно-промышленному творчеству, формирование умения образовать форму изделий, представлять и организовать взаимодействие структурных частей, а также использование законов, норм и правил практической графики в адаптированных условиях проектирования, конструирования и организации производства.


В связи с сокращением часов в Базисном учебном плане на изучение «Черчения», как основного предмета, решающего проблему графической подготовки учащихся, и учитывая важность непрерывного характера графического образования, считаю, что необходимо вести систематическую графическую подготовку школьников на базе других учебных предметов, например, изобразительного искусства.

Осуществляя собственную педагогическую деятельность в данном направлении, многие мои уроки изобразительного искусства включают и задачи графического образования. Так, например, изучение народных промыслов, элементов декоративно-прикладного искусства, элементов народной архитектуры ведется в плане их графических и геометрических интерпретаций. На уроках осуществляется постепенное знакомство и овладение навыками работы с чертежными инструментами, способами оптимизации графического изображения. В качестве практической деятельности учащимся предлагаются комплексные задания, общие для черчения и изобразительного искусства.

В данной работе предложен ряд составленных мною методических разработок уроков как вариант организации педагогической деятельности в рамках непрерывного графического образования учащихся средних общеобразовательных учреждений.

Графические средства отображения информации широко используется во всех сферах жизни общества. Графические изображения применяются в познавательной и творческой деятельности людей. Они понятны многим людям планеты. Знание графического языка важно для каждого культурного человека.

Большое значение графический язык приобретает в рамках доктрины образования РФ, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения её статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки.

В настоящее время целью графического образования учащихся средних общеобразовательных учреждений является развитие способности школьников к техническому, художественно-промышленному творчеству, формирование умения образовать форму изделий, представлять и организовать взаимодействие структурных частей, а также использование законов, норм и правил практической графики в адаптированных условиях проектирования, конструирования и организации производства.


Цель графического образования конкретизируется в основных задачах:


  • в ознакомлении с рядом методов и школьным фондом эвристических приемов технического и художественного конструирования;

  • в развитии у учащихся творческого пространственного мышления, вообра-жения, статического и динамического представления;

  • в формировании умений применять геометро-графические знания и умения в новых ситуациях для решения различных прикладных и художественных задач;

  • в ознакомлении с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства своего народа, изделиями народных промыслов и умении использовать их в своей творческой (дизайнерской, конструкторской) деятельности;

  • в формировании и развитии эстетического вкуса;

  • в развитии навыков у учащихся извлекать информацию о пространственных свойствах изделий с натуры и по чертежам.

В связи с сокращением часов в Базисном учебном плане на изучение «Черчения», как основного предмета, решающего проблему графической подготовки учащихся, и учитывая важность непрерывного характера графического образования, считаю, что необходимо вести систематическую графическую подготовку школьников на базе других учебных предметов, например, изобразительного искусства. Зная, что графика применяется не только в технике, но и в художественном конструировании, разработке и изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства и т.п., где органически сочетаются художественная и производственная деятельность работников, художественная и производственная графика, то первичное знакомство с практической графикой возможно рассматривать в разделах изобразительного искусства, где имеются точки соприкосновения с декоративно-прикладным искусством, художественным конструирование, оформительским делом. При этом важно уделять внимание не только на цвет, композицию и рисунок художественных объектов, но и изучать их геометрическую основу и отбор предметов изображения.

Осуществляя собственную педагогическую деятельность в данном направлении, многие мои уроки изобразительного искусства включают и задачи графического образования. Так, например, изучение народных промыслов, элементов декоративно-прикладного искусства, элементов народной архитектуры ведется в плане их графических и геометрических интерпретаций. На уроках осуществляется постепенное знакомство и овладение навыками работы с чертежными инструментами, способами оптимизации графического изображения. В качестве практической деятельности учащимся предлагаются комплексные задания, общие для черчения и изобразительного искусства.

Осуществлять цель непрерывного графического образования мне помогает и использование на уроках изобразительного искусства в 8 классе программы «Художественно-производственная графика» (состав. Хакимов Г.Ф. – Уфа, 1997), а также организация творческой деятельности школьников исследовательского характера. Выполняя творческие проекты, учащиеся суммируют знания, полученные на уроках интегрированного типа, так как сочетают художественные и графические знания и умения. В качестве примера организации педагогической деятельности в рамках непрерывного графического образования учащихся средних общеобразовательных учреждений предлагаю ряд составленных мною методических разработок уроков:


  • «Золотая Хохлома. ИЗО. 4 класс»

  • «Интерпретация мотивов башкирской домовой резьбы. ИЗО. 7 класс»

  • «Формообразование предметов. Усеченные геометрические тела. Художест-венно-производственная графика. 8 класс»


Тема урока: "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА" (4 класс)

Тип урока: конструирование

Цель: Ознакомить учащихся с процессом изготовления изделий хохломских мастеров. На основе работы с предыдущего урока сконструировать модель поставка.

обучающая - Ознакомить учащихся с технологией бумажного конструирования для изготовления образца хохломской посуды.


развивающая - Развивать у учащихся навыки работы с чертежными инструментами при построении развертки изделия.

воспитывающая - Воспитать интерес, наблюдательность, уважение к труду народных умельцев.

Оборудование:

а) для учителя - Изделия хохломских мастеров, таблички-понятия, технологи-ческая карта "Изготовление поставка", инструменты;

б) для учащихся - Работы с прошлого урока "Хохломской орнамент в полосе", инструменты: циркуль, линейка, ножницы, клей, карандаш, кисточка, тряпочка для рук.
План урока:

1. Организационная часть

2. Мотивация учебной деятельности

3. Восприятие нового материала

4. Практическая работа

5. Итог урока. Анализ изделий
Ход урока:

1. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку)

2. Мотивация учебной деятельности через игру "Исключи лишнее", "Определи последовательность" с использованием изображений геометрических тел.

Вопрос: Что за предметы использовались в игре? (геометрические тела - конус, шар, куб, цилиндр)

Вопрос: Можно ли встретить в быту предметы, похожие на эти тела? При перечислении предметов остановиться на цилиндре и добиться получения ответа - Многая посуда по форме напоминает цилиндр.

Вопрос: С какой старинной деревянной посудой мы знакомились на прошлом уроке? (Хохломской)

Ряд видов хохломской посуды тоже в основе имеет форму цилиндра. И чтобы в этом убедиться, отправимся вновь в гости к хохломским мастерам.

3. Восприятие нового материала.
а) Вводная беседа

Деревянная посуда с древних времен была в повседневном употреблении: де-ревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина.


Формы и назначение деревянной посуды были отработаны еще в древности. Наибольшим спросом пользовались ложки, чаши, миски и солонки.

Среди праздничной утвари выделялись посуды, в которых подносились к столу напитки. Это братины, ендовы, ковши, чарки (названия вывешиваются под образцами посуды).

Процесс изготовления посуды

Жизнь деревянной посуды начиналась у токаря.

Белая посуда точилась из сырого дерева, поэтому требовала просушки и 12-15 суток выдерживалась при комнатной температуре.

Затем производили вгонку - изделие грунтовали, обмазывали глиной, чтобы закрыть все поры материала. Эту глину хохломичи называют вапом, отчего и сам процесс пропитки изделия называли ваплением.

Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки и размешивали, получая раствор определенной густоты. Затем свернутый лоскуток овечьей шкуры опускали в раствор и смазывали стенки изделия толстым слоем. После этого изделие оставляли на некоторое время. Затем смазывали снова.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом при помощи кусочков шерсти. Небольшое время его снова выдерживали, а затем шлифовали, протирая всю поверхность изделия лычным мочалом и окончательно отрепьем льна. После шлифовки изделие ставили для просушки в истопленную печь и держали 4-5 часов.

Шпаклевка - замазка изделия смесью глины с олифой, чтобы заделать все неровности, сучки, трещины и другие дефекты древесины. И снова ставится для просушки.

Следующий этап - обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова и снова подсушивались и лишь после этого ставили в печь при температуре 80-90 градусов. Теперь обмазывали оловянным порошком, чтобы оно стало сначала серебряным, а потом, под олифой, золотым. В конце XIX века был изобретен алюминевый порошок, которым стали пользоваться вместо олифы. Луженое изделие готово к расписыванию красками.


б) Закрепление материала прошлого урока

Вопрос: Какой орнамент использовали хохломичи для росписи своих изделий? (растительный).

Вопрос: Какие виды письма применяли мастера?

(
верховое
- более древнее, традиционное письмо, где узор ложится на стенки предмета так, чтобы фон вокруг него после закалки оставался золотым; фоновое - будущее золото фона закрашивается красным или черным цветом, а рисунок - листья, ягодки, цветочки - сверкают золотом).

Вывод - рассуждение.

Почему посуда имела цилиндрическую форму?

в) Анализ формы цилиндров

Вопрос: Можно ли из бумаги сконструировать цилиндр?

(демонстрация способа получения цилиндра путем сворачивания листа бумаги)

Вопрос: Чем отличаются цилиндры? (высотой: выше - ниже; основанием: шире - уже)

Вопрос: Можно ли из одного и того же листа бумаги сконструировать узкий, широкий, высокий, низкий цилиндр? (демонстрация у доски решений учащихся)

Вопрос: Можно ли из бумаги "изготовить" модель хохломской посуды, зная что она часто имеет форму цилиндра? (да)

Для этого необходимо выполнить развертку (понятие вывешивается на доске) - чертеж развернутой поверхности предмета. В нашем примере разверткой является лист бумаги прямоугольной формы.

Сегодня на уроке мы научимся конструировать модель поставка - сосуда для хранения запасов.

Вопрос: Какие части поставка нам необходимы? (боковая поверхность и дно)

Вопрос: Что можно использовать в качестве развертки боковой поверхности? (так как она имеет прямоугольную форму, можно использовать орнамент с прошлого урока)


Вопрос: При помощи каких инструментов можно выполнить чертеж заготовки дна? (циркуля, линейки)

г) Упражнения по работе с циркулем:

1) изменение раствора циркуля:


  • проведение центровых линий;

  • построение окружностей разного диаметра из одного центра.

2) изменение местонахождения центра:

  • проведение осевой линии;

  • построение дуг окружностей с перемещением центра вдоль осевой линии.

3) комбинирование предыдущих упражнений;

4) построение окружности заданного диаметра:

  • п
    остроение центровых линий;

  • понятие о величине – диаметр;

4. Практическая работа. Технология изготовления поставка.

1) Дополнение развернутой боковой поверхности будущего изделия элементами для склеивания (ширина 1см).

2) Построение дна поставка (2 окружности).

3) Вырезание заготовок. Т.Б. при работе с ножницами.

4) Склеивание модели. Т.Б. при работе с клеем.

5. Итог урока.

Закрепление: а) понятий - братина, ендова, поставок, развертка, диаметр;

б) этапов изготовления посуды хохломскими мастерами - точение, просушка, вапление, шлифовка, шпаклевка, лужение, роспись.

Выставка изделий. Оценивание работы учащихся.

Тема урока «Интерпретация мотивов башкирской домовой резьбы»

(
7 класс, 2 часа)


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

- Сформировать у учащихся понятия о практической графике, показать им связь декоративно-прикладного ис-кусства с практической графикой;


-
Научить учащихся выполнять чертежными инструментами различные геометрические построения элементов, встречающихся в мотивах башкирской народной архитектуры;

- Обогатить опыт учащихся в геометрической интерпретации орнаментов и их составлении.
Учебный комплекс: Образцы видов домовой резьбы, репродукции Башкирской народной архитектуры, таблица «Геометрические построения. Деление окружности на равные части», чертежные инструменты, технологическая карта «Изготовление мотива накладной резьбы».

Продукты деятельности учащихся: чертежные инструменты и принадлежности, альбом, картон, ножницы, клей, гуашь.
План урока: 1.Организационная часть

2.Мотивация учебной деятельности

3.Восприятие нового материала

4.Практическая работа учащихся

5.Итог урока

Ход урока:

1. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку)

2. Мотивация учебной деятельности.

Вопрос: Какой материал мы с вами изучаем в этом семестре? (башкирское декоративно-прикладное искусство)

Вопрос: Что нового вы узнали о декоративном искусстве башкирского народа? (прикладное искусство Башкортостана отражает эстетические идеалы своего народа)

Основой декоративно-прикладного искусства в целом является орнамент.

Вопрос: Что вы можете сказать об особенностях башкирского орнамента? (он имеет ярко выраженную геометрическую форму). В орнаментальные мотивы входят: ромбы, треугольники, реже встречаются шестиугольники, состоящие, как правило, из квадратов со срезанными противоположными углами. Ритмически упорядоченные геометрические элементы орнамента имеют форму правильных геометрических фигур.

Вопрос: Как вы думаете, каким способом можно изобразить действительно правильный многоугольник? (при помощи чертежных инструментов)


Вопрос: Известны ли вам способы работы с чертежными инструментами при построении правильных геометрических фигур? (нет) Чем мы займемся сегодня на уроке? (вывод темы и цели урока – геометрическая интерпретация орнаментальных мотивов и способы их изображения)

3. Восприятие учебного материала.

Интерпретация – истолкование, объяснение, представление художественных и декоративных изображений в виде совокупности линий, подчиняющихся законам и правилам инструментальных геометрических построений. При построении геометрических фигур правильной формы необходимо знать и уметь выполнять деление окружности на равные части.

а) Разбор алгоритма выполнения деления окружности на равные части при помощи циркуля:

на 4 части на 8 частей на 3 части на 6 частей


  • провести центровые линии; провести центровые линии;

  • построить окружность; построить окружность;

  • отметить точки пересечения отметить точки пересечения вертикаль-

центровых линий с окр-тью; ной центровой линией и окр-тью;

  • построить биссектрису угла построить дугу R=Rокр-ти и отметить

путем проведения дуг Rокр-ти; точки пересечения с окр-тью;

  • повторить последнюю операцию повторить последнюю операцию

для нахождения т.т. 7 и 8; для нахождения т.т. 5 и 6;

б) Интерпретация орнаментальных мотивов:

В орнаментальные мотивы геометрической резьбы входят: треугольники, которые можно представить как части ромба, полученные делением его на две части биссектрисой тупого угла; цепочки, состоящие из двух рядов треугольников с сомкнутыми основаниями.


Ряд сложных ромбовидных мотивов являются распространёнными элементами башкирского орнамента.

Еще одной часто встречающейся фигурой на орнаментальных украшениях является фигуры, образованные делением окружности на равные части (см. варианты работ учащихся).

Вопрос: В украшении каких изделий башкирские мастера применяли такие геометрические орнаментальные мотивы? (геометрический орнамент часто встречался на коврах: буй палас и асалы палас; в вышивке и тканных предметах материальной культуры).




а) б) в) г)

Фрагменты: паласа (а) и геометрической интерпретации мотива орнамента (б);

вышивки гладью (г) и геометрической интерпретации мотива орнамента на тастаре (в)

Геометрический орнамент широко использовался и в резьбе по дереву при украшении архитектурных деталей.

в) Беседа о традициях башкирской домовой резьбы:

Украшение башкирского жилища резьбой получило распространение лишь в 19 веке. В период, когда полукочевое скотоводство занимало значительное или господствующее место в хозяйстве башкир, постоянные (зимние) жилища представляли у них простые срубы без резных украшений.


Процесс развития архитектурного декора у башкир был сложный. Башкирские мастера - резчики внесли в украшение жилищ не мало спецэффектного. Специфика башкирской архитектурной резьбы в её соответствии народному орнаменту, сложившемуся в течение столетий. Башкиры заимствовали те элементы искусства, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры.

У русских, татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, элементы планировки усадьбы, способы украшения домов и, в частности, резьбу на наличниках окон, фронтонах и фризах, на воротах.

В украшении архитектурных элементов используется накладная и пропильная резьба:


  • Пропильная резьба – это обычная резьба с полностью выбранным фоном.

  • Накладная резьба – это по существу орнамент, выполненный с помощью прорезной резьбы и наклеенный или прибитый гвоздями, закрепленный шурупами и т.п. на готовый фон, который представляет собой те же доски – заготовки.

Пропильная резьба появилась в украшении башкирских деревень не ранее 20 века сразу же после того, как она стала распространенным видом декоративного убранства русского крестьянского жилища. Пропильная резьба применялась по-разному. Её нашивали на гладкую поверхность наличников, прикрепляли к подзорам, ею же украшали подзоры фризов, ворота и т. д. Но уже в течение одного - двух десятилетий пропильная резьба стала преобладать в украшении наличников. Нередко ажурная вязь пропильной резьбы венчала верх наличника. Сочетание накладной и ажурной пропильной резьбой особенно характерно было для башкирских деревень, близких к горнозаводских поселениям Южного Урала.

На гладкую поверхность в накладной резьбе набивались обычно геометрические фигуры в виде ромбов, треугольников, розеток и т. д. Применялись и более сложные накладки: фигуры в виде прорезных кругов и соединяющих их прямых линий, запятых и др. Особенно тщательно отделывались украшения в виде витой веревки или жгута, вырезанные обычно из куска дерева и накладное по краям верхней части наличника. Поверхность накладных фигур, особенно розеток, которые по рисунку приблизились к изображению солнца, слегка орнаментировали.


Резьба на фризах, фронтонах домов не отличалась по технике и орнаменту от резьбы на наличниках. Зашитые углы и фризы украшались накладными геометрическими фигурами или пропильной резьбой, наложенной на полотнище фриза.

г) Технология составления орнаментального элемента накладной резьбы:


  • Построение чертежа интерпретированного мотива.

В процессе работы над данным чертежом применялись операции:

- построение окружности и деление на 4 части;

- построение восьмиконечной розетки на основе четырехугольника;

  • Изготовление шаблонов - трафаретов элементов, входящих в мотив.

  • Разметка и вырезания элементов из материала.

  • Склеивание мотива.

  • Имитация под дерева при помощи гуаши.

Представленный мотив разработан и изготовлен в форме имитации под дерево из картона.



Работы учащихся из цветного картона, ДВП, картона, затонированного под дерево.



4. Итог урока. Закрепление новых понятий урока: интерпретация, алгоритм деления окружности на равные части при помощи циркуля, накладная и пропильная резьба.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание - составить и начертить орнамент для украшения архитектурных деталей: полотенце, низ наличника, очелье наличника, причелина.

Варианты работ учащихся, выполненных по теме урока.

Тема урока «Формообразование предметов. Усеченные геометрические тела»

(8 класс)
Тип урока - комбинированный.

Цели урока:

- Способствовать формированию умений ана-лизировать изображения, аргументировать свои предположения;

- Формирование аналитического мышления;

- Развитие у учащихся готовности к различению и оперированию усеченными геометрическими те-лами через понятие о геометрическом формооб-разовании в архитектурных сооружениях.
Учебный комплект: Таблица "Сказочные архитектурные здания", набор чертежей усеченных геометрических тел, модели тел, раздаточные карты.
Продукты деятельности учащихся: чертежные

инструменты и принадлежности, рабочая тетрадь.
План урока:

1.Организационная часть

2.Мотивация учебной деятельности

3.Восприятие учебного материала

4.Применение знаний в практической ситуации

5.Подведение итогов
Ход урока:

1. Организационная часть - проверка готовности к уроку учащихся.

2. Мотивация учебной деятельности.

Зачитывается фрагмент А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"

" ...В море остров был крутой;

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом;

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами…"

Вопрос: Чем интересен данный фрагмент с точки зрения практической графики? (описы­вается город, наглядное изображение и чертеж которого можно построить).


Анализируются 2 изображения данного города на доске:

Вопрос1 Как можно квалифицировать данные изображения? (даны нагляд­ные изображения).

Вопрос2 В чем сходство изображений? (конструкция городов состоит из сочетания геометрических тел).

Вопрос3 В чем отличие? (а/ полные геометрические тела; б/ усеченные геомет-рические тела.)

Вопрос: Какую тему мы с вами изучаем? (Формообразование предметов. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел) Почему? (Форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геомет­рических тел или их частей).

Для и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела и их части.

Вопрос: Умеем ли мы с вами выполнять и анализировать чертежи геометрических тел? (Да).

Попробуем показать на доске чертежи целого конуса и цилиндра, а теперь чертежи усеченной части цилиндра и пирамиды (последнее задание вызывает трудность у учащихся).

Вывод темы: Следовательно, как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Что нам еще нужно знать и уметь? (выполнять и читать чертежи усеченных геометрических тел).

Сообщение темы и цели урока (запись на доске и в раздаточных картах учащихся)

3. Восприятие учебного материала.

Устное задание (по рядам).

1.Назвать форму исходных геометрических тел и объяснить, по каким признакам она определена.

а)
б) в) г)

рис. Варианты заданий.

2.По заданным изображениям усеченных геометрических тел выполнить чертежи отсеченных частей этих геометрических тел в двух видах. (Показ на доске - вывод алгоритма действий вместе с учащимися):


  • Определение формы исходного геометрического тела – цилиндр;

  • Анализ, сравнение видов усеченных и полных геометрических тел (по модели)

  • Определение изображения недостающего звена;

  • Построение.

Закрепление алгоритма в работе по вариантам на раздаточных картах. (Оценивается работа путем взаимоконтроля учащихся)

4.Применение знаний в практической ситуации.

а) Достроить чертеж усеченных геометрических тел (решение творческих задач по задачнику Пугачева).




задание а) задание б)

б) Построить технический рисунок группы усеченных геометрических тел по имеющемуся главному виду.

5.Подведение итогов. Вывод деятельности учащихся.

Что нового узнали, научились?

Как пригодится данная тема в дальнейшем?

Оценивание работы учащихся.

Домашняя работа: Самостоятельно сконструировать собственную модель архитектурного здания и выполнить её наглядное изображение. Варианты задания: «Русское зодчество», «Современная архитектура» и т.д.