zabika.ru 1

Тема: "Влияние экологических факторов на органы дыхания человека"


Цели урока: продолжить развитие понятий "зависимость организма человека от факторов среды", "черты биологической приспособленности человека к среде", "социальная приспособленность человека к среде обитания", "экологические факторы, влияющие на человека".

Оборудование: таблицы "Органы дыхания", плакаты с изображением легких курящего и некурящего человека, влажный препарат легкого, кинофильм "Гигиена дыхания".

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.

Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня ее еще называют эпохой глобальных проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас. Одна из глобальных проблем - экологическая, связанная с разрушением окружающей среды. Окружающая нас природа серьезно больна. Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. гектаров леса (на классной доске прикрепляю табличку с этой цифрой). Это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Параллельно с этим идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства 6 млн. гектаров земель.

А мы знаем, что сейчас от хронического голода и недоедания страдает более 1 млрд. человек. Многие страны мира сталкиваются с серьезными проблемами нехватки чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. К началу 30-х гг. объем сточных вод превысил в мире 1 тыс.тонн, или 5% от "водного пайка". Среди наиболее загрязненных рек мира Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр.

На каждого жителя планеты ежегодно добывается 20 т минерального сырья, 98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Масса отходов и загрязняющих веществ достигла 40 млрд.тонн.

Что же такое загрязняющее вещество? Загрязняющее вещество - это любое вещество, не свойственное естественному природному состоянию. Вещество считается загрязняющим, если оно встречается в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве.


Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительности и животного мира. В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могли покорять и подчинять природу во благо себе.

Рассмотрим, как же экологические факторы влияют на органы дыхания человека. В силу особой подверженности органов дыхания влиянию окружающей среды вся тема "Дыхание" имеет богатые возможности для развития понятий экологии человека. На данном уроке эти знания конкретизируются и обобщаются. Отмечается, что постоянное соприкосновение органов дыхания с окружающей средой делает их уязвимыми в отношении многих факторов среды.

Дыхание человека зависит от температуры, влажного воздуха, его химического состава и скорости движения (ветер). С этим, в частности, связана сезонность острых респираторных заболеваний (резкие изменения климатических факторов препятствуют возникновению приспособительных реакций организма, лежащих в основе акклиматизации, и являются причиной снижения защитных сил организма).

В ходе беседы выясняется, какие из биотических факторов влияют на дыхательную систему, подчеркивается, что большинство острых респираторных заболеваний дыхательных путей и самих легких вызывается вирусами, бактериями, паразитическими грибами. Причем их патогенное влияние проявляется только при ослаблении организма и снижении его сил (при переохлаждении, переутомлении, плохом питании).

При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что для человека небезопасно загрязнение любого из компонентов природной среды, однако воздушная среда наиболее подвижна, и распространение через нее загрязнителей, в том числе и химических, идет особенно активно. За сутки через легкие человека проходит в среднем 9 кг воздуха. Контакты человека с загрязнителями через воздух происходят намного чаще, чем через воду, почву, растения и т.д. Серьезное внимание проблеме загрязнения атмосферного воздуха стали уделять с 1956 г., когда в Лондоне от отравления смогом за один день погибло более 4 тыс. человек. В нашей стране в настоящее время экологическая ситуация чрезвычайно сложна. Во многих крупных городах предел допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ превышает норму в несколько раз.


Следует обсудить проблему глобального загрязнения атмосферы, которому способствуют наличие в составе загрязнителей летучих веществ, легко перемещаемых воздушными течениями, и такие меры борьбы с загрязнением, как строительство на промышленных предприятиях сверхвысоких дымоотводов, а также не очень надежные захоронения отходов производства. Наиболее распространенным заболеванием органов дыхания считается рак легких. Наиболее сильные канцерогены - вещества, вызывающие раковые опухоли - асбест и бензопирен, который входит в состав выхлопных газов и табачного дыма.

Токсикоманию и табакокурение следует рассматривать как сильнодействующие "стрессовые" экологические факторы. В ответ на попадание в организм ядовитых веществ, образующихся при курении, у человека определяются определенные защитные реакции: кашель, головная боль, тошнота. При длительном курении эти защитные реакции ослабляются, а затем и исчезают, в организме происходят серьезные изменения, часто приводящие к раку полости рта, гортани, бронхов и легких.

Затем предлагается учащимся обсудить вопросы:

1) Почему когда в семье курят отец и мать, то легочными заболеваниями страдают и дети?

2) Почему частота заболеваний органов дыхания у городских жителей намного выше, чем у сельских?

В ходе дальнейшей беседы отмечается, что в связи с урбанизацией в городской среде состав воздуха изменяется особенно сильно и оказывает влияние на общую освещенность, количество поступающей солнечной радиации (в том числе ультрафиолетовой), ионизирующее излучение, влажность и количество осадков, а также на частоту образования туманов и смога.

Смог вызывает резкое раздражение слизистых оболочек глаз, носа, горла и рост хронических заболеваний дыхательных путей. С уменьшением количества ультрафиолетовой радиации возрастает бактериальное загрязнение воздуха, а оно - причина многих инфекционных болезней, особенно хронической пневмонии. В городской среде температура воздуха всегда на несколько градусов выше, чем за пределами города. Это происходит за счет скапливания в воздухе аэрозолей, препятствующих ночному охлаждению, активного накопления тепла каменными зданиями, а так же за счет тепловых выделений промышленных предприятий и транспорта. Из-за более высокой температуры в городе снижается относительная влажность воздуха на 2% зимой и на 8% летом, а также понижено атмосферное давление. Скорость ветра в городе ниже, чем в сельской местности на 20-30%. Ослабление вентиляции создает устойчивое загрязнение воздушной среды города, что также является причиной частых заболеваний органов дыхания у городских жителей. Доказано, что в городах с высоким уровнем загрязнения воздуха в 1,5 раза чаще встречаются заболевания органов дыхания по сравнению со средними показателями.


Далее учащихся знакомят с проблемой парникового эффекта и истощения озонового слоя атмосферы.

Еще в 1962 г. известный климатолог и метеоролог М.И.Будыко говорил о том, что сжигание огромного количества топлива неизбежно приведет к увеличению содержания в атмосфере углекислого газа. Ученые выяснили, что в первой половине ХХ в. содержание диоксида углерода в воздухе не превышало 0,03%, в 1985 г. - уже 0,034%. А в настоящее время эта величина оценивается уже в 0,035%. Проблема истощения озонового слоя, защищающего биосферу Земли от жестких, губительных для всего живого космических лучей, возникла в начале 70-х гг. Ученые считают, что на разрушение озонового экрана влияют хлорированные и фторированные углеводороды, употребляемые в качестве аэрозолей и фреоновых газов для холодильников и кондиционеров и др. В настоящее время необходимо создание всемирной сети станций для осуществления мониторинга, т.е. систематического наблюдения и измерения уровня загрязнения окружающей среды. Эти проблемы волнуют ученых всего мира. Так, в октябре 1989 г. в нашей стране прошло совещание экспертов программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера", а в июне 1992 г. проведена конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро). Видные ученые и общественность почти всех стран мира поставили целью объединение правительств и самых разных международных организаций и специалистов высшего класса - экологов, врачей, физиологов, социологов, гигиенистов, экономистов - для того, чтобы помочь каждому конкретному человеку не только выжить, адаптируясь к изменяющимся условиям среды, но и сохранить здоровье, чувствовать себя комфортно и предотвратить экологическую катастрофу на планете.

Для закрепления знаний об экологических факторах, влияющих на человека, ученикам предлагается заполнить таблицу, в которой выделяются две графы: 1 - "факторы, влияющие на органы дыхания человека", 2 - "последствия данных факторов".

Задания для самостоятельной работы.


1. Объясните, почему людям с заболеваниями органов дыхания полезно проводить отпуск в хвойных лесах или на морском побережье?

2. Почему при подъеме в горы учащается дыхание?

3. Почему у коренного населения районов Крайнего Севера простудные заболевания встречаются редко, в то время как у пришлого населения - часто?

4. Объясните, в чем проявляется вредное воздействие табакокурения на человека?

Этот урок можно провести и в виде конференции, где несколько групп (по 5-6 человек) изучают одну из предложенных учителем проблем и готовят сообщения с иллюстрациями.

Темы для обсуждения:

1. Загрязнение воздушной среды и его последствия для здоровья детей.

2. Парниковый эффект на планете и его значение для жизни человечества.

3. Истощение озонового слоя атмосферы и его влияние на живые организмы.

4. Охрана воздушной среды и пути ее оздоровления.

5. Профилактика и лечение болезней дыхательной системы человека.

Во время урока каждая группа школьников выступает с сообщением и проводит экскурсию по своей проблеме с использованием материалов экологической выставки-панорамы. В сообщениях школьники должны сделать выводы об опасности загрязнения воздушной среды, о вредном влиянии на органы дыхания болезнетворных микроорганизмов, пыли, химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Наряду с этим они должны подчеркнуть положительное значение мероприятий, направленных на оздоровление воздушной среды (озеленение, создание очистных сооружений, использование безотходных и малоотходных технологий, использование экологически чистых источников энергии и др.), и мер по сохранению и улучшению здоровья людей (здоровый образ жизни, квалифицированная медицинская помощь, экологическая и гигиеническая культура населения).

Вопросы о вреде курения для здоровья человека лучше рассмотреть не только с гигиенических, но и экологических позиций: сообщить о ядовитых веществах, образующихся при курении, изучить защитные реакции некурящего человека в ответ на попадание в организм вредных веществ, образующихся при курении; выявить признаки хронического отравления при систематическом курении.