zabika.ru 1

Тема: Источники загрязнения воды. Охрана вод.


Цели: дать учащимся знания о роли воды в природе и хозяйственной деятельности человека; сформировать знания об основных источниках загрязнения вод; раскрыть школьникам основные методы охраны вод; воспитывать чувство любви к природе, побуждать желание охранять ее.

Оборудование: картины с изображениями моря, порта, болота, кинофрагмент "Охрана вод".

Ход занятия.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что это такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь». Антуан де Сент-Экзюпери.

Ведущий. Сегодня мы начинаем изучать раздел "Вода на Земле". Вчитайтесь в эпиграф нашего занятия. Класс у нас сегодня - "телестудия", мы проводим передачу "Тема". У нас в гостях ученики 7-8 классов (3 человека). Мы поговорим о загрязнении океанов и озер, рек и подземных вод, узнаем, почему озера становятся "мертвыми", подумаем об основных путях охраны водоемов.

Значение воды в природе огромно, и воду заменить ничем не возможно. "Вода дороже золота", - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. О роли воды в природе и жизни человека нам расскажет один из наших гостей.

Рассказ воспитанника - 8 класс.

Вода - бесценное богатство. Без нее невозможна жизнь на планете. Она является составной частью организма человека, а также животных и растений. Вода на Земле находится в непрерывном движении. Круговорот воды связывает воедино все части гидросферы, образуя в целом замкнутую систему: океан - атмосфера – суша.

Вода разрушает горные породы, переносит их на большие расстояния. Без воды, содержащейся в воздухе, не было бы таких природных явлений, как дождь, снег, град. Вода - среда обитания растений и животных. Вода необходима для многих сторон деятельности человека. Без нее невозможно ведение сельского хозяйства, промышленности.

Ведущий. Проблема загрязнения вод стала первоочередной. Аварии танкеров, трубопроводов; нефть загрязняет водоемы. Французский исследователь Жак-Ив Кусто отмечает, что Атлантический океан сильно загрязнен мусором на протяжении многих километров, что нельзя умываться, постирать. Океан сильно "болен". Сейчас мы узнаем об основных болезнях океана.


Рассказ воспитанника - 7 класс.

Наиболее распространенным и повсеместным загрязнением воды стали нефтепродукты. Этому способствует широкое применение нефти в различных отраслях хозяйства. Ежегодно в океан попадает 5-10 млн. т. нефти. Крупным источником попадания нефти в океан являются потери с морских судов и на нефтепроводах. Нефть разливается тонкой пленкой по обширной акватории, в два раза уменьшая испарение воды, поступление воздуха в воду, губит морские микроорганизмы, рыбу, морских птиц. Нередко происходят аварии танкеров. Так, после того как американский танкер "Эссо Реттисберг" сел на мель, на поверхности океана излилось около полутора миллионов литров нефти, пятно ее покрыло около 5 кв.км. моря. Аварийные потери нефти происходят и на морских промыслах. Ежегодно в мировой океан выносится 800 тыс.т. ядохимикатов и химических удобрений. Нельзя не остановиться и на загрязнении океана мусором.

Ведущий. О загрязнении рек, озер расскажет нам следующий гость.

Рассказ воспитанника 8 класс.

Озера загрязняются быстрее, чем реки, так как отличаются замедленным водообменом. Различают загрязнения: биологическое, химическое, физическое. Тепловые и атомные электростанции для охлаждения используют воду озер. При этом обратно в озера сбрасывается подогретая на 8-10 градусов вода. Это ведет к уменьшению количества кислорода, растворенного в воде, что в свою очередь отрицательно влияет на жизнь животных и растений. С сельскохозяйственных полей и животноводческих комплексов в озера попадают биогенные вещества. Они вызывают бурное развитие водной растительности. Затем ухудшаются прозрачность вод, кислородный режим. Гниение водорослей ведет к увеличению содержания сероводорода, и …озеро умирает. Химическое загрязнение происходит через сточные воды предприятий: тяжелые металлы (ртуть, свинец), утечки бензина, дизельного топлива при заправке катеров и т.д.

Далее идет краткий рассказ о влиянии водохранилищ, построенных на Волге, на экосистему реки и демонстрация кинофрагмента "Охрана вод".


Ведущий. Мы посмотрели кинофрагмент об охране вод, послушали выступления гостей об основных источниках загрязнения вод. Пожалуйста, ваши вопросы. (Ученики класса задают вопросы, на которые получают краткие ответы)

1) Нефть - основной источник вод океана. Какими путями нефть попадает в Мировой океан?

2) Какой вред наносит нефть живым организмам?

3) Как можно очищать поверхность воды от нефти?

4) Какое влияние оказывают водохранилища на реки?

5) Каким образом водный транспорт загрязняет водоемы?

6) Что означает выражение "озеро цветет", каковы экологические последствия этого процесса?

7) Почему так важно охранять подземные воды?

8) Почему в некоторых озерах Швейцарии полностью исчезла рыба?

В ходе данной беседы происходит интересная дискуссия, ребята старшеклассники подробно отвечают на вопросы, класс их слушает.

Ведущий подводит итог занятия.