zabika.ru 1

10 класс


Тема: Расцвет Древнерусского государства. Правление Ярослава Мудрого.

Цели:


  1. Рассказать о второй усобице на Руси после смерти Владимира Святославовича. Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого. Определить, почему правление этого князя характеризуется как начало расцвета Древнерусского государства.

  2. Воспитывать интерес к истории, к вопросу русского законодательства.

  3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебным материалом, умение анализировать и делать выводы.


Д/з: §6 группа а) вопрос №6 письменно;

Словарь
: половцы, канонизация

Оборудование – атлас, с.15

Ход:


I
Опрос:

  1. Даты, понятия

  2. Причины крещения Руси.

  3. Значение принятия христианства. Правильным ли был выбор веры Владимиром Святославовичем?

  4. Группа а) вопрос №10

II Объяснение нового материала

    1. Вводная беседа

Учитель: Определите, о ком из исторических деятелей идет речь.

В.О. Ключевский об этой личности писал:

«Кодекс, составленный …и служивший руководством для княжеских судий XI века и в нашей древней письменности сохранилась память о….как установителе правды закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда».

- О ком идет речь? (о Ярославе Мудром).

-Что вы знаете о Ярославе Мудром?

Запишем тему урока.

- Сформулируйте проблемы и задачи урока?

Проблемы урока:

1). Что дало основание назвать Ярослава Мудрым? (в XVI веке, Н.М. Карамзин)

2). Почему его правление характеризуется как начало расцвета Древнерусского государства?

3). Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.


    1. Вторая усобица.

- Что такое усобица?

- Когда была первая усобица?

У Владимира Святого - было 12 сыновей

После смерти старших Изяслава и Вячеслава, в Киеве княжил Борис (любимец), в Новгороде – Ярослав, а Святополк оказался обделенным. В ходе усобицы погибли Борис и Глеб (впоследствии канонизированы)

Канонизация - причисление к лику святых христианской церковью.

Святополк за убийство братьев получил прозвище «окаянный».

Ярослав пошел против Святополка, но тот заручился поддержкой тестя – польского короля. И Ярослав вынужден был отступить.

В 1019г – Ярослав вновь идет против Святополка, разбивает войско. Вскоре Святополк погибает.

3. Ярослав Мудрый (1019 -1054гг)

См. иллюстрации стр. 71.

Рассмотрим в группах:

Внутренняя политика

Внешняя политика

1 группа с.77-79

2 группа с.79-81

1)Строительство церквей и монастырей;

2) 1051г. – избрание митрополита;

3) организация школ и библиотек;

4) градостроительство (Золотые Ворота; Софийский Собор);

5) «Русская правда» - 1 письменный свод законов на Руси.

6) ввел очередной порядок наследования - к старшему в роду.

1) 1036г. – разгром печенегов;

2) Устанавливал династические браки;

3) Укрепил мирные отношения с Западными странами.

- Итоги работы.

Вопросы:

- Какое значение имело избрание митрополита Иллариона в 1051тоду?

- Назовите самые древние законы?

- Каким был порядок наследования в Европе? (от отца к сыну).


- Что дало основание назвать Ярослава Мудрым?

- Почему период правления Ярослав Мудрого стало рассветом древнерусского государства?

ВЫВОД: Ярослав Мудрый - крупный государственный деятель. При нем Русь была одним из сильнейших государств.

Д/з: § 6 группа а) вопрос № 6 письменно.


Тема: Государство


10 класс.


Цели:

- Работа с понятием «государство».

Выяснить функции государства. Какие формы государства ребятам известны.

- Воспитывать интерес к предмету.

- Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебным материалом,

умение анализировать и делать аргументированные выводы.

Д/з. § 20 тест
Ход:

I. Опрос:

1) работа с понятиями (2 ученика работают с карточками).

2) Тест к § 19.

3) Вопросы:

- Политика и ее функции.

- Что входит в политическую систему?

- Что такое власть? Что надежнее власть, опирающаяся на военную силу, или на авторитет?

II. Объяснение нового материала.

На доске цитаты : «…….- Машина для подчинения одного класса над другим»

«Любая кухарка может управлять………» (В.И. Ленин).

1)Вопросы к классу:

- О чем идет речь? (О государстве)

- Что такое государство?

Проблемы нашего урока ?

-Что такое «государство»?.

- Функции государства.

-Формы государства

2) См. в учебнике, стр. 171 понятие «государство» .

Работа со словарем.

Государство-это орудие управления обществом

- основной институт политической власти


3) Как взаимосвязаны : Государство. Власть. Политика .

Составьте схему. «Мозговой штурм»

4) Сущность государства

По этому поводу существуют 3 теоретических подхода. Читаем в учебнике с.172 1 абзац.


  1. Общественный

  2. Классовый

  3. Политико – правовой

5)Функции государства

Внутренние

Внешние

Читаем п.2 стр.172 (запишите самостоятельно.)

-Спросить ученика к доске

6) Формы государства

Форма правления

Территориально -государственное устройство



Режим

- республика

- монархия

- унитарное государство

- федерация

- конфедерация

- тоталитарный

- авторитарный

- демократический

Работа с понятиями «республика», «монархия», «режим».

Или работа в группах:

1гр. - Функции

2гр. - Формы государства

- Итоги работы

- Что нового узнали на уроке ?

- Оценки

- Д/з §20 тест группа а) сообщения