zabika.ru 1

Тема 4. Внешняя торговля России и особенности ее регулирования



  1. Общие тенденции развития внешней торговли России.

  2. Структура внешней торговли России.

  3. Внешнеторговая политика России.

____________________________

  1. Общие тенденции развития внешней торговли России

Общие тенденции развития внешней торговли России в конце 90-х гг. характеризовались исчерпанием возможностей экстенсивного роста объемов экспорта и импорта в условиях ухудшения мировой конъюнктуры (особенно падения цен на энергоносители).

Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы, как сырьё и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объём поступления товаров, не безвредных для здоровья человека.

С распадом СССР специализация России сохранила топливно-сырьевую направленность. При этом вывоз топливно-энергетической продукции осуществлялся в обстановке снижения мировых цен на энергоресурсы. Только за 1992-1994гг. удельная таможенная стоимость экспорта сократилась по нефти приблизительно на 22%,а по газу - более чем на 14%.

Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность.

Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы малообнадёживающие. Определенные возможности просматриваются только у электротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования.

  1. Структура внешней торговли России


Россия занимает 17 место по экспорту товаров в мире, 23 – по экспорту услуг и 27 и 18 – по импорту соответственно. Таким образом, на них по отдельности приходится немногим более 1% мировых экспорта и импорта.

 По данным таможенной статистики, в 2003 году внешнеторговый оборот России составил 191,1 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2002 г. на 25%, в том числе экспорт - 133,7 млрд. (рост на 25,3%) и импорт - 57,4 млрд. (на 24,3%).
Сальдо баланса торговли было положительное - 76,3 млрд. долл. (в 2002 г. - 60,5 млрд.).

Условия торговли России в 2003 г. по сравнению с 2002 г. улучшились. Этому способствовали более высокие темпы роста цен на экспортируемые товары по сравнению с темпами роста цен на импортируемые в страну товары.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2003 г. составил 157 млрд. долл. и по сравнению с 2002 г. возрос на 23,6%. Доля стран дальнего зарубежья в товарообороте в 2003 г. составила 82,2%.

В 2003 г. товарооборот со странами СНГ составил 34,1 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 2002 г. на 31,8%. Доля стран СНГ в российском товарообороте в 2003 г. повысилась до 17,8% (в 2002 г. - 16,9%).

Товарная структура экспорта России в 2002-2003 гг. (%)



Товарная структура импорта в 2002-2003 гг. (%)



Динамика экспорта и импорта по отдельным группам товаров

Экспорт

Импорт


Стоимостный объем экспорта нефтепродуктов увеличился в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 24,6%.

Стоимостный объем экспорта природного газа увеличился в 2003 г., по сравнению с предыдущим годом, на 31,8%.

Стоимостный объем экспорта металлов и изделий из них увеличился на 20,3%.

Экспорт машин и оборудования возрос на 11%.

Экспорт лесоматериалов и бумажных изделий возрос по стоимости на 11,8%.

Доля машин и оборудования в импорте из стран дальнего зарубежья в 2003 г. возросла до 40,8% (в 2002 г. - 38,7%).

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2003 г. возрос по сравнению с 2002 г. на 8,1%.

Импорт продукции химической промышленности возрос на 26,2%.


Основными торговыми партнерами России в 2003 г. из стран дальнего зарубежья были: Германия, товарооборот с которой составил 18,5 млрд. долл. (рост к 2002 г. - 126,1%), КНР (млрд. долл. и в скобках - %) - 11,7 (126,5), Италия - 10,9 (112,7), Нидерланды - 10 (116,7), США - 7,1 (102,1), Великобритания - 6,3 (128,4), Швейцария - 6,3 (109,7), Польша -6,3 (124,7), Финляндия - 6,2 (138,9), Франция - 5,8 (127), Турция - 5,7 (140,6).

Структура внешнеторгового оборота по группам стран в 2003 г.



  1. Внешнеторговая политика России

ВТП РФ на сегодняшний день является политикой либерализации. В течение долгого времени она проводилась под влиянием МВФ, который связывал выдачу каждого транша – кредита с принятием соответствующей либерализационной меры.

Основной регламент, регулирующий ВТД РФ – Федеральный закон о государственном регулировании ВТД от 1995 года, где определены цели ВТП:


  • защита экономического суверенитета;

  • обеспечение экономической безопасности;

  • стимулирование развития национальной экономики;

  • обеспечение условий эффективной интеграции РФ в МЭ.

 Для этого следует соблюдать принципы:

  • единства ВТП с внешней политикой РФ;

  • единства системы регулирования ВТД и контроля за ее осуществлением;

  • единства политики экспортного контроля для достижения целей ВТП и неуклонного выполнения международных обязательств в части недопущения вывоза оружия массового уничтожения и др. видов оружия;

  • единство таможенной территории страны. Приоритет экономических мер регулирования перед административными;

  • равенство участников ВТД и их недискриминация;

  • исключение неоправданного вмешательства государства во ВТД. 

По закону РФ может участвовать в зонах свободной торговли и таможенных союзах, принимая международные правила, действующие в них (т.е. может использовать изъятия ГАТТ). Закон также разрешает использование защитных мер в отношении отечественных производителей, т.е. протекционизм.

Таможенный кодекс устанавливает основные понятия ВТ РФ и 12 используемых ею таможенных режимов.

Основная документарная база – таможенный тариф – федеральный закон, включающий номенклатуру товаров, обращающихся во ВТ РФ, систематизированных по Брюссельской системе – товарной номенклатуре ВЭД.

Российский таможенный тариф относится к разряду сложных и имеет 3 колонки:

  1. базовая ставка;

  2. максимальная ставка;

  3. минимальная ставка – к странам с режимом наибольшего благоприятствования или льготным режимом.

Из РФ в 49 наименее развитых стран экспорт не облагается пошлинами.

В РФ предусмотрены:

  • сезонные пошлины;
  • особые пошлины – для защиты экономических интересов страны: специальные – ответная мера на дискриминацию либо при импорте товаров на условиях, которые могут навредить отечественным производителям, компенсационные, антидемпинговые.


Импортные пошлины в основном адвалорные (в %), а для физических лиц комбинированные. Их начисление, уплата и взимание проводится от таможенной стоимости товара, определяемой по закону шестью методами.

Квотирование и лицензирование не применяется, за исключением товаров, по которым Россия имеет международные обязательства:

  • товары двойного назначения (используемые и в военных и в гражданских целях);

  • драгоценные металлы и камни;

  • редкие виды животных и растений. 

Паратарифные методы в основном применяются при импорте товаров. Требование о сертификации – одна из наиболее значимых нетарифных мер к сырьевым товарам (ФЗ о сертификации продукции и услуг).

Финансовые способы регулирования ВТ РФ предполагают использование прямых налогов и акцизов как к экспортным, так и к импортным товарам.

Также активно применяется импортный депозит, таможенный залог и экспортные субсидии в форме экспортных кредитов, прямого бюджетного субсидирования, государственного страхования экспортных кредитов и налоговых льгот – экспортных премий, возврата импортных пошлин экспортерам и увеличения нормы амортизационных отчислений.

Валютное регулирование - главной целью является контроль за движением валюты в процессе осуществления экспортно-импортных операций. Это задача Минэкономики, Минфина, ГТК и ЦБ РФ. Также необходима продажа части выручки в валюте на внутреннем рынке страны.