zabika.ru 1 2 ... 11 12

ТЕСТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе реформирования российской системы образования проводится внедрение компьютерных технологий для достижения объективности итогового контроля знаний школьников и входящего контроля знаний абитуриентов. Именно поэтому в последние годы для поступления в вузы необходимо сдавать экзамен в форме ЕГЭ для очной формы обучения и ЦТ для заочной формы обучения.

Объективность оценки знаний школьников и абитуриентов достигается с помощью стандартизированных требований, предъявляемых в виде одинаковых условий и подобных заданий и вопросов по всем темам курса «Обществознание». Примерно одинаковые по свойствам и уровню сложности вопросы и задания являются своеобразным измерительным материалом, позволяющим выявить широту знаний школьников и абитуриентов. Эта стандартизированная процедура носит повсеместный и централизованный характер.

Грамотно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий по разным разделам курса. Пропорциональное распределение заданий в тесте должно отражать основное содержание предмета. При этом вопросы и тестовые задания различной степени трудности обеспечивают равносложность вариативных тестов. Вместо выставления оценок в современной педагогике применяется шкалирование результатов теста, поэтому свойства вопросов и тестовых заданий определены заранее в процессе составления самого теста.

Особенностью тестирования является то, что число верно выполненных заданий неоднозначно определяет итоговый балл тестируемого. Каждое верно и неверно выполненное задание может в значительной степени повлиять на итоговый балл. Предлагаемые тестовые задания способствуют закреплению знаний по курсу «Обществознание». Правильные ответы выделены курсивом, что позволяет сразу определить их на фоне неверных ответов, не прибегая к справочному аппарату книги. Для того чтобы получить более глубокие знания, следует обратиться к литературе, рекомендованной в конце пособия.

Обществознание — это курс, имеющий междисциплинарный характер, т. е. состоящий из нескольких дисциплин, изучающих как отдельные вопросы общества, так и общество в целом. Своеобразие вопросов и тестовых заданий заключается в том, что, с одной стороны, они направлены на знание терминологии и общетеоретической информации, с другой стороны, — на умение классифицировать, определять общественное явление, событие или процесс в конкретной реальной ситуации. Теоретическое изучение общества в целом является частью школьного курса, поэтому тестовые задания рассчитаны на приобретенные школьниками знания. Проверке подлежат как знания учащихся, определяемые минимумом содержания, так и то, насколько они овладели необходимыми познавательными умениями, навыками работы с теоретической информацией. В связи с этим разработан ряд следующих требований, отражающих состав элементов необходимой подготовки выпускников школы и абитуриентов вузов и ссузов:

1. Представление об обществе:

- называть сферы (подсистемы) общества и указывать область их изучения;

- давать характеристику таким видам общества, как традиционное (доиндустриальное, аграрное), индуст-

риальное, постиндустриальное (информационное);

- сравнивать особенности природы и общества.

2. Знание терминов:

- называть значения терминов по принципу ключевых слов.

3. Работа с литературой и цитатами:

- выявлять общий смысл цитаты;

- знать исторические данные и теоретический материал, определяя идейную направленность цитаты или

высказывания;

- находить необходимую теоретическую информацию;

- логически рассуждать, отвечая на вопросы, обращая внимание на ситуативность;

- сравнивать предлагаемые варианты ответов, выявляя их сходство и различие.

4. Описание исторических эпох:

- знать особенности общества и представления как о человеке, так и о человечестве в зависимости от исторической эпохи;


- на основе предлагаемых вариантов ответов определять факторы, повлиявшие на развитие общества;

- знать вклад в историю выдающихся личностей разных эпох, систематизировать их идейные представления о человеке и об обществе.

5. Анализ и объяснения:

- соотносить теоретический материал и указанные процессы, явления и факты;

- анализировать положительные или отрицательные (негативные) последствия тех или иных событий;

- называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

- классифицировать проблемы по тем сферам общества, которые их изучают;

- объяснять смысл и значение основных понятий;

- делать сравнительный анализ событий и явлений, определять в них общее и различия, объясняя сущность различия;

- рассуждать логически, устанавливая причинно-следственную связь.

6. Проведение рассуждений:

- давать оценку событиям на основе теоретического материала;

- формулировать концепции об обществе и человеке выдающихся философов;

- систематизировать информацию, представленную в учебной и дополнительной литературе;

- аргументировать выбор каждого ответа.

Перечисленные элементы подготовки проверяются в ходе текущего, тематического и итогового контроля, в том числе при сдаче Единого государственного экзамена или Централизованного тестирования.

Общие подходы к составлению письменной экзаменационной работы по дисциплинам цикла «Обществознание» состоят в следующем.

Шаг 0. Правильно заполнить бланк теста, чтобы не допустить «глупых ошибок». Внимательно выслушав организатора в аудитории, следуйте рекомендованному порядку заполнения бланка теста. В процессе оформления задавайте вопросы, просите повторить пропущенные или разъяснить непонятные пункты. Будьте аккуратны и предельно внимательны, поскольку любую помарку при сканировании и обработке ответов автоматически компьютер посчитает за ошибку. Пишите разборчиво и правильный(ые) ответ(ы) отмечайте меткой, указанной в образце ответов (указано на бланке). Пользоваться замазкой и исправлять ошибки запрещается. Исправления в бланке допускаются согласно инструкции только в специально отведенной графе «Замена ошибочных ответов» без зачеркивания неправильного ответа. Во избежание удаления с экзаменационного теста соблюдайте правила поведения в аудитории.


Шаг 1. Ознакомление с инструкциями. Необходимо принимать во внимание, что экзаменационный тест помимо вопросов и заданий содержит инструкции, которые помогают школьникам и абитуриентам разобраться в предъявленных требованиях, а также разъясняют правила записи правильных ответов и исправления ошибок. Как показывает практика, инструкции бывают четырех типов:

- предварительная инструкция ко всей работе;

- предварительная или завершающая инструкция к отдельной части работы;

- предварительная инструкция к отдельным блокам заданий;

- инструкция к отдельным заданиям.

Шаг 2. Правильное распределение времени и порядок выполнения тестовых заданий. Приступая к выполнению теста, помните, что на выполнение всей экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). На специально организованных тренировочных тестах постарайтесь определить продолжи-тельность решения каждой части теста.

Метод 1. Желательно выполнять задания в том порядке, в котором они даны, пропуская лишь задания, представляющие, на ваш взгляд, определенную трудность. В оставшееся время вы можете проверить выполненные задания и вернуться к пропущенным вопросам. Преимуществом данного метода является позитивная психологическая настроенность:

- после выполнения первых шагов к успешной сдаче экзамена у вас появляется уверенность по мере решения вопросов, не представляющих особой трудности;

- первоначально воспринимая наиболее трудные задания в качестве ознакомления, вы активизируете внимание, преодолеваете нервозное состояние и рассеянность;

- постепенно вырабатывая логическое мышление, вы делаете анализ терминов и формулировок как в вопросе, так и в предлагаемых ответах по принципу общности или методом исключения неверного;

- отвечая на легкие вопросы, вы «включаете» память, которая начинает работать в режиме «мозгового штурма»;

- читая сложные вопросы повторно, вы ищете подсказки и ключевые слова.


Метод 2. Если на тренировочных тестах вы обратили внимание, что какая-то часть работы дается вам легче, а ответ на нее занимает меньше всего времени, то можете начать решение теста именно с нее, постепенно переходя к наиболее емким по времени частям (заданиям). К преимуществам этого метода можно отнести:

- оценив временные рамки предстоящего труда, вы сосредоточенно приступаете к решению определенной части теста и не тратите время на общее ознакомление;

- не тратя драгоценное время, вы выполняете каждую часть теста без особой спешки;

- выбрав задания по одной тематике или из одного раздела, можете найти подсказки или частичные ответы на одни вопросы в формулировках других;

- ответив на доступные для вас вопросы, вы большую часть времени отводите для концентрации внимания на трудных вопросах;

- переходя к новому заданию, у вас меняется психологическая установка: ответить правильно на максимальное количество вопросов.

Шаг 3. Ознакомление и анализ с трудными вопросами и заданиями. Основную часть времени вы тратите на поиск или выбор ответов на трудные для вас вопросы и задания. Именно поэтому целесообразно было бы разделить их на три группы: на «знание», на «логику» и «загруженные» цитатами, датами, персоналиями. Вопросы первой группы направлены на проверку информированности, второй — на умение работать с информацией, понимать смысл и связи явлений, третьей — на знание фактов, имен, терминов, дат и характеристики периодов, событий или личностей. Каждый из трех типов вопросов отличается определенной трудностью, поэтому требует особых подходов.

A. Вопросы на проверку информированности пугают своей «детальностью».

Б. Вопросы на проверку логического мышления привязаны к реальной ситуации.

B. «Загруженные» вопросы осложнены цитатами, описаниями, датами, событиями и т. д.

Рекомендация. Готовясь экзаменам, не ограничивайтесь выпиской и заучиванием кратких формулировок отдельных терминов. Воспринимайте вопросы теста как стержневые или опорные элементы фрагментов учебника и устного ответа.


Шаг 4. Проверка бланка теста. Ответы на вопросы необходимо перенести в бланк теста, обращая внимание на соответствие номеров вопросов (заданий) и ваших ответов. При этом вчитывайтесь в вопрос или формулировку задания и вдумывайтесь в правильность вашего ответа.

Данные советы и «заповеди» собраны в той последовательности, в какой они понадобятся вам на экзамене.

1. Изучите письменную инструкцию к каждому из предложенных типов задания до экзамена. Примеры инструкций опубликованы в сборниках тренировочных тестов.

2. Помните о том, что ответ на вопрос, на который вы знали правильный ответ, будет засчитан, если вы поставили в нужной клетке крестик.

3. «Пятерка» ставится не только за 100% правильных ответов.

4. В первые минуты распределите силы, а главное — время.

5. Решив легкие задания, отмечайте пропущенные.

6. Не пытайтесь домысливать, выбирайте ответ из предложенных вариантов.

7. Решив тест, проверьте еще раз, является ли ваш ответ ответом именно на этот вопрос. Спросите себя: «Нет ли в задании данных, противоречащих выбранному мной ответу?»

8. Если вы столкнулись с трудным заданием, постарайтесь ответить на три вопроса:

• К какой теме и разделу учебного курса оно относится?

• На какое положение учебника оно направлено?

• Какое конкретное знание оно призвано проверить?

Иногда это помогает понять, в каком направлении искать решение.

9. В заданиях, где требуется ответ в виде одного-двух слов или сочетания цифр, ответы без пробелов за-писываются в тексте работы, а затем в специальных строчках в бланке ответов.

10. Потренируйтесь заранее узнавать вопросы, в которые вдумываться «бесполезно». Если память подскажет решение, то хорошо, но над такими вопросами не нужно засиживаться и терять время. Помечайте их особым знаком вне полей для ответа.

11. В оставшееся время вы можете воспользоваться так называемым методом «научного тыка»: наугад отметьте из предлагаемых вариантов любой ответ на те вопросы, на которые вы точно не знаете правильный ответ.


12. Не волнуйтесь! Вы можете получить «пятерку», даже если ответили не на все вопросы.

13. При переносе ответов в бланк контролируйте соответствие порядковых номеров вопроса и отмеченные

нужным знаком ответы. Проверяйте каждый десятый пункт, чтобы не сбиться на строчку.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Задание 1. Человек.

В процессе подготовки вы столкнетесь с тем, что по данной тематике вопросы наиболее просты, поскольку включают преимущественно уже известный материал. Этот раздел изучает человека как существо биологическое, которое имеет как некоторую общность с животными, так и свойственные только человеку — высшему звену эволюции живых организмов — характеристики и особенности. Отвечая на вопросы, содержащие понятие «человек», можно просто логически определить правильный ответ, принимая во внимание, прежде всего, его биологическую сущность. Главное — выделить ключевое слово в вопросе, например отличие, своеобразие, необходимость, общность, а затем провести аналогию с предлагаемыми вариантами ответов.

В зависимости от предмета исследования, природа человека и ее своеобразие были объектами изучения многих ученых, что стало толчком к возникновению различных наук: антропологии, физиологии, анатомии, психологии и др.

Первоначально человек находил все необходимое для жизни в природе и овладевал ее дарами сообща с другими людьми, не производя ничего самостоятельно. Позднее он ощутил необходимость в обработке природных материалов, производстве отдельных предметов и даже примитивном строительстве. Данный этап характеризует человека как «разумное животное». Так, процесс целенаправленного создания материальных благ труд — существенно повлиял на развитие человека.

Постепенно человек научился обозначать предметы и выражать свои желания с помощью отдельных звуков, что привело к становлению членораздельной речи как средства обмена информацией. Такой вид деятельности, как общение, стал его основной социальной потребностью. Появление первобытной культуры — язык, миф, искусство, религия — определило человека как «символическое животное». Создав искусственные условия обитания, человек как член общества преодолел ряд биологических инстинктов.


Особое внимание следует обратить на различие в таких понятиях, как «индивид» и «индивидуальность»; выделить неповторимые особенности, что позволяет на современном этапе идентифицировать каждого человека; определить, в чем заключается феномен «бинарной (двойственной) природы человека».

На протяжении веков философы проводили аналогии между человеком и природой (социобиология), высказывали свои взгляды на развитие человека. Именно поэтому вам необходимо ознакомиться с учениями Ж.-Ж. Руссо («естественный человек»), Н.А. Бердяева («человек — принципиальная новизна в природе»), И. Гердера («человек — вольноотпущенник природы»), А. Шопенгауэра («человек — дезертир природы») и др.

Терминологический минимум: природа, человек, индивид, индивидуальность, рефлексы, инстинкты, каннибализм, звероподобный образ жизни, феномен бинарной (двойственной) природы человека, эволюционизм, идентификация личности, биологические потребности человека, экзистенциальные потребности человека, виды деятельности человека, анатомия, физиология, социология, антропология, племя, род, община, самоконтроль, саморазвитие, самореализация, виды общения, воспитание и т. д.



следующая страница >>