zabika.ru 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение


«Детский сад комбинированного вида «Дубравушка»

города Балашова Саратовской области»

Тифлопедагогическое обследование слабовидящих детей,

детей с амблиопией и косоглазием

Подготовила: учитель – дефектолог

Пристанскова Наталья Ивановна

2012 год

Тифлопедагогическое обследование слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием
Тифлопедагогическое обследование я начинаю с установления контакта с ребенком. В ходе обследования использую такие методы, как наблюдение, беседа с детьми и родителями, анализ продуктов деятельности детей и др.

На этапе знакомства с ребенком, поступающим в образовательное учреждение, я изучаю документацию: психолого-педагогическую характеристику (если ребенок ранее посещал занятия специалиста или другое образовательное учреждение); заключение и рекомендации специалистов ПМПК, направивших ребенка; амбулаторную поликлиническую карту; выписку из истории болезни по ведущему нарушению (врача-офтальмолога). Данная информация дает мне представление о состоянии психического развития и соматического здоровья ребенка, о раннем его развитии, времени возникновения и степени тяжести зрительной патологии, что позволяет мне заранее подготовить диагностический материал для обследования ребенка с учетом его индивидуальных зрительных возможностей, а также наметить ряд вопросов для беседы с родителями.

В процессе обследования я определяю: уровень развития ребенка, готовность к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Акцент в проводимом обследовании я делаю на умении ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением, на состоянии и возможностях работы сохранных анализаторов.

Полученные в результате обследования данные о ребенке позволяют мне понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения. Одним из условий успешности коррекционной работы является установление положительного контакта между ребенком и тифлопедагогом, формирование доверия у ребенка на начальном этапе сотрудничества.


Тифлопедагогическое обследование проводится в начале, середине и конце учебного года.

Вся информация о ребенке, в том числе и результаты обследования, я заношу в тифлопедагогическую карту. В конце учебного года анализирую и обобщаю данные проведенных в течение года обследований, получая возможность
проследить динамику развития ребенка в процессе коррекционного обучения.

Следует учитывать, что тифлопедагогическая схема обследования предполагает совместное участие в нем тифлопедагога, психолога, логопеда и других специалистов.

В своём обследовании я определяю уровень представлений, знаний о том или ином предмете, сформированности или несформированности того или иного навыка и умения у дошкольника, для последующего составления индивидуальной коррекционно-компенсаторной программы. Целью же тифлопсихологического обследования является определение состояния и сформированности высших психических функций (памяти, внимания, мышления и т.д.), мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка с нарушением зрения. Результатом тестирования должны служить качественная оценка и подробные рекомендации для специалистов, работающих с детьми.

Диагностические методики условно можно разделить по типу предъявления стимульного материала: визуальные (с опорой на зрение) – показ картинок, различной цветовой гаммы и т.д.; аудиальные (с опорой на слуховое восприятие) – распознавание речевых и неречевых звуков; тактильно-осязательные; включая кинетические и кинестетические пробы, используемые в нейропсихологии (изучение предмета без привлечения зрения, выполнение упражнение «Кулак, ладонь, ребро»).

От правильно организованного (подбор методик) и проведенного тестирования, качественной оценки или интерпретации зависит последующий выбор коррекционных мероприятий.

Тифлопедагогогическое обследование – часть комплексной диагностики детей с нарушениями зрения, направлено на выявление общего уровня готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению с тифлопедагогической точки зрения определяется уровнем развития таких показателей, как:


  • Общее развитие речи – для обследования речи детей я использую прием рассказа по сюжетной картинке или серии картин (зависит от возраста и предпочтений ребенка). С целью повышения мотивации и снятия напряжения я предлагаю ребенку самому выбрать картинку, по которой он хочет составить рассказ. Этим приемом можно выявить не только уровень развития связной речи, но и уточнить умение строить предложения, использовать предложно – падежную форму, проверить звукопроизношение, слоговую структуру слова.

  • Развитие зрительного восприятия – обследование зрительного восприятия провожу в несколько этапов:

  1. Представление ребенка о цвете (называние цвета, узнавание цвета на картинках и в предметах окружающей действительности).

  2. Представление ребенка о форме (называние формы, узнавание формы на картинках и в предметах окружающей действительности).

  3. Представление о величине (сравнение предметов по величине, умение пользоваться понятиями величины).

  4. Уровень зрительной памяти.

  • Развитие слухового восприятия – уровень слухового восприятия обследую с помощью следующих упражнений:

  1. «Что услышал?» ребенку предлагаются не речевые звуки.

  2. «Повтори за мной пять слов».

  3. «Перескажи рассказ» дети должны повторить предложенный мною небольшой рассказ. И др.

  • Развитие тактильного восприятия – для обследования уровня тактильного восприятия и двигательно – кинестетической памяти использую игру «Чудесный мешочек», где дети должны найти и узнать предметы на ощупь.

  • Пространственная ориентировка – обследование ориентировки в пространстве провожу в несколько этапов:

  1. Положение предметов в пространстве: «Пирамидка», «Почтовый ящик», «Разрезные картинки» и др.

  2. Пространственные отношения – «Копирование рисунка».

  3. Знание схемы человека.

  4. Употребление в речи пространственных предлогов (вверху, внизу, справа, вправо и т.д.)


  • Социально-бытовая ориентировка – для обследования социально – бытовой ориентировки использую такие упражнения как «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и др.

  • Развитие общей и мелкой моторики – для обследования моторики применяю упражнения «Нарисуй фигуру как на картинке» - уровень вазомоторной активности. «Повтори за мной», «Воздушные рисунки» - уровень двигательной координации.

  • Работоспособность – для обследования утомляемости использую тест Витцлака.

При проведении тифлопедагогической диагностики при подборе заданий придерживаюсь следующих требований:

  • содержание и форма представления материала должна соответствовать возрастным и зрительным (осязательным) возможностям детей;

  • материал должен быть представлен в интересной и доступной форме;

  • материал должен быть включен в привычные для ребенка виды деятельности.

По данным обследования на ребенка я составляю тифлопедагогическую характеристику. Информацию, полученную при изучении документации и во время обследования, дополняю наблюдениями за детьми в различных видах их деятельности: во время игр, в процессе организованный образовательной деятельности, в различные режимные моменты их пребывания в образовательном учреждении.

Полученные в результате диагностики данные позволяют, комплектовать детей в подгруппы с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии и планировать коррекционную работу с детьми этих групп.

С детьми с тяжелой зрительной патологией, ежедневно осуществляется дефектологическое сопровождение, и проводятся индивидуальные коррекционные занятия по разработанным мною индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет зоны ближайшего развития ребенка. По мере развития коммуникативных возможностей детей, овладения ими компенсаторными способами познания окружающего, дети привлекаются к участию сначала в подгрупповых занятиях тифлопедагога, а затем и в общеобразовательных занятиях.


Используемая литература:

Коррекционно-воспитательная работа в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. Под ред. Плаксина Л.И - М.: 1998

Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - М.: Экзамен, 2006.

Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие

СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.

Никулина Г.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В., Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. – СПб.:

«Детство-Пресс», 2004

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998.

Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классикс Стиль, 2006.