zabika.ru 1

Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю:

Пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря

и пути мужчины к девице

(Прит. 30:18-19).

ОНАН + ЙОНА

Скопинцев А.Г.

www.o600000.narod.ru
Всемирная история повествует о следующем факте из жизни древних земледельцев Верхнего Египта. В одной части бадарийского кладбища были захоронены только мужчины, тогда как в других его частях лежали и мужчины и женщины. Вероятно, в таком распределении могил нашло своё выражение характерное для родового строя противопоставление женатых мужчин неженатым, обычно жившим своей обособленной жизнью1. Об аналогичном явлении повествует Библия: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19:11-12). Очевидно, что речь может идти лишь о «духовном оскоплении», ибо «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне» (Втор 23:1).

Каббала, например, оскопление человека от общества напрямую увязывает с его возможностями в высшем постижении. С точки зрения Й. Ашлага униженность человека не оставляет ему иного выхода, кроме пути к Творцу. «Возвышен Творец, и униженный увидит» – пишет он. Тогда как человек, привечаемый обществом, отдаляется от Творца потому, что он «...надменен, то есть обладает властью самомнения...». Ашлаг поясняет, что «униженность не означает, что человек унижает себя перед другими – в таком случае речь идет о скромности, и человек чувствует в этой работе совершенство. Униженность же означает, что мир презирает его. Именно в то время, когда люди презирают, это означает униженность, и тогда не чувствует никакого совершенства. Ибо таков закон: своим мнением люди воздействуют на человека. Поэтому если люди уважают его, он чувствует себя совершенным; а тот, кого люди презирают, считает себя униженным»2. «Духовное оскопление» понимается нами, как отказ от мыслей, связанных с реализацией низменных желаний. У мужчины, слабого духом, подобные желания, как правило, ассоциируются с женщиной: «и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» (Еккл 7:26) /60-1/.


В качестве пояснения рассмотрим следующее изречение из «Гмары»: «После разрушения Храма вкус соития остался только у служителей Царя»3. «Царь» - это истина в сердце человека, являющаяся источником всех прочих его наслаждений4. Относительно этого Юнг пишет: «Лишь то, чем действительно кто-то является, имеет целительную силу»5. Вкус соития с этим превышает вкус от соития с женщиной. Так как наслаждение от соития с женщиной является источником всех прочих наслаждений мира, то служители Царя не способны испытывать удовольствие от страстей, бушующих вкруг них. Поэтому в отношении соблазнов мира единственно возможное остается им – это наслаждение от осознания греховности своих действий (т.н. «запретных плодов»), но не от самих действий. Когда действие выполняется праведным образом, тогда у служителей Царя наслаждение не возникает ни от действия, ни от осознания его. От себя добавим, что речь идет лишь об относительной неосуществимости в реализации наслаждений – когда человек не может удовлетвориться, действуя ниже определенного уровня. Вероятно, что этот уровень обусловлен уровнем допустимого (возможного) соития с женщиной6. Оттого и изумился царь Дадон на просьбу мудреца – звездочета и скопца7:

...Подари ж ты мне девицу. -

Шамаханскую царицу... -

Крайне царь был изумлён.

Что ты? - старцу молвил он, -

Или бес в тебя ввернулся?

Или ты с ума рехнулся?

Что ты в голову забрал?

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

И зачем тебе девица?

Духовное оскопление желаний к прекрасному полу не может быть компенсировано удовлетворенностью представителями сильного пола /46-03/. Слова Библии, посвященные гомосексуализму, немногочисленны, но вполне ясны. Считая гетеросексуальность важной сферой жизни, установленной Самим Богом, Библия категорически запрещает гомосексуализм, как ее извращенную форму. Одна из первых в истории человечества духовных катастроф – гибель Содома и Гоморры – происходит именно из-за распространенности гомосексуализма среди их жителей8.


Онанизм, на этом фоне духовного оскопления, представляется весьма интересным. Г. Роледер считает, что «Вопрос об онанизме, не взирая на то, что он является одним из старейших вопросов сексологии, мало научно разработан. В то время как одни авторы считают онанизм явлением нормальным, физиологическим, одной из модификаций нормальной половой жизни, для других он является угрозой разнообразными тяжкими последствиями, вплоть до задержки роста и физического развития тела, эпилепсии, астмы и даже сумасшествия. Имеются и такие авторы, которые приписывают онанизму успокаивающее влияние на нервную систему»9. Нашей задачей не является рассмотрение онанизма с точки зрения психологии, сексологии или психиатрии. Нас интересует духовный аспект этого явления, о котором Л. Якобзон пишет: «Знакомство с их душевным миром повергло меня, поистине, в ужас»10.

Термин «онанизм» происходит от библейского имени «Онан»11: «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт 38:8-10). Вопросу духовной смерти Онана посвящена статья 28 из книги Й. Ашлага «Шамати». Она называется «Не умру, но жить буду». В ней говорится, что человек, стремящийся к истине, должен находиться в таком ощущении, что если не постигает истину, то чувствует себя мертвым. «Это значит, что в строфе «Не умру, но жить буду» говорится о том, кто хочет постичь истину» - пишет Ашлаг. Далее он продолжает: «И в этом тайна слов: «Йона, сын Амитая» (Йона, 1:1). «Йона» – от слова «онаа» (обман). ... Он понимает, так как всегда смотрит на состояние, в котором находится, и видит, что обманывает себя и не идет путем истины. Ибо истиной называется отдача, ... а противоположность этому – обман и ложь, т.е. одно лишь получение...».


Человеку, не сведущему ни в специфике иврита, ни в терминологии каббалы сложно определить, насколько корректным является соотнесение имён «Йона» и «Онан». Не смогли прояснить ситуацию и преподаватели Академии каббалы12. «Подобный вопрос выходит за рамки каббалы. – пишут они. - Занимаясь каббалой, человек развивает своё стремление к раскрытию первопричины мироздания и слиянию с Творцом. Поэтому и каббалистические тексты он читает в такой перспективе – ищёт, где в них написано про него и его отношения с Творцом. «Йона» - а где это во мне и моих отношениях с Творцом, «Онан» – а где это во мне и в моих отношениях с Творцом. Но если Вы начинаете соотносить написанное в книге с другим написанным, а не с собой, то это уже не каббала. Это может быть гематрия, история, философия, литературоведение – всё что угодно, но не каббала, потому что не относится к исправлению. Так что с подобными вопросами, пожалуйста, не к нам».

Тем не менее мы сочли возможным сделать подобное соотнесение имен, опираясь на замечание М. Лайтмана. Комментируя эту статью, он поясняет: «Читая статьи из Шамати, мы все-таки должны понимать, что они были изложены не письменно, а устно. Язык речи и язык письма очень-очень разнятся между собой. ... Возможно, тут не хватает какого-то слова или даже нескольких слов; возможно, какая-то мысль прервана. Ничего не поделаешь. ... Поэтому нужно прочитывать данные статьи, стараясь держаться как можно ближе ко всему тому, что мы получаем от этой книги в качестве общего послания»13. На основе этого «общего послания» каббалистов мы и попытаемся рассмотреть онанизм, как форму оскопления межличностных отношений, а так же возможный путь исправления этой формы /41-03/. В качестве методической основы будут использованы статьи из книги «Шамати» с соответствующими комментариями Лайтмана14.

Специфика онанизма в том, что мужчина способен получать сексуальное наслаждение лишь от контакта с виртуальным (иллюзорным) образом конкретного объекта его желаний. Приверженцы иных форм сексуально-эротического удовлетворения, в отличии от скопцов15, имеют возможность получать дополнительное наслаждение так же и от реальных контактов с партнером. Мы предполагаем, что занятия по методике каббалы помогут скопцам реализовать на практике свои виртуальные модели сексуально-эротических отношений, но теперь уже с реальными объектами.


Что бы представить себе всю глубину несоответствия партнеров друг другу предположим, что объектом желаний скопца является лесбиянка, предпочитающая исключительно гомосексуальные отношения.

Лезби делятся на несколько категорий, это зависит от внешнего и внутреннего восприятия себя в этом мире и от активной или пассивной позиции в паре, я имею ввиду не секс, а именно кто будет вести пару, а кто будет ведомым.

Когда в паре четко проведена грань, кто актив, а кто пассив, т.е. кто дарит цветы, а кто их получает, кто открывает дверь машины и кому открывают дверь машины, кто несет сумки из магазина, кто готовит и т.д... т.е в паре всегда есть разделение кто выполняет "мужскую" роль, а кто "женскую"... это идеальная пара можно так сказать.. а когда девушки в паре, да или вообще не осознают к какой категории они себя относят, возникает масса проблем..

Jhanchik, 25 Москва

Исходя из этой классификации предположим, что гипотетическим партнером скопца является «активная лесби_Ян_ка»16. «Пассивная лесб_Инь_ка»17, скорее всего, является би-сексуалкой и поддерживает гомосексуальные отношения для разнообразия отношений гетеросексуальных. Поэтому ее мы не рассматриваем.

Изобразим структуру духовных миров партнеров, а так же духовное пространство их межличностных взаимоотношений в символах каббалы (Рисунок ). По отношению к духовному миру мужчины (назовем его именем «Онан») они обозначают:

Г’Э (гальгальта ве эйнайм) – способность Онана доставлять наслаждение женщине. Включает в себя уровни кетер, хохма и верхнюю треть бины. Этими возвышенными желаниями Онан может пользоваться без ограничений /07051702, a001/;


Рисунок Модель духовного мира

АХА’П (озен А, хотем ХА, пэ П) – низменные устремления Онана использовать женщину для собственного удовлетворения безотносительно к желаниям самой женщины /11-002/. Включает уровни от нижней трети бины до малхут. Эти устремления Онан на практике воплотить не может, т.к. находится во власти желаний более высокого уровня – Г’Э, определяющих приемлемую форму удовлетворения желаний более низкого уровня /11-003/. Чем менее приемлемы для отношений Г’Э-уровня низменные желания АХА’П, тем более безнадежным предстает перед Онаном реальный секс с объектом. Противоречия между силой низменных желаний АХА’П, которые не могут быть реализованы по отношению к женщине в соответствии с высоким Г’Э-уровнем партнеров, разрешаются мужчиной, в частности, посредством духовного оскопления или занятий онанизмом /10-361/;

АХА’П (часть гальгальта ве эйнайм в ахап) – пробуждение «высокого и светлого» желания наслаждать у «темной и низкой» потребности наслаждаться (т.н. «Ангел») /38-12/;

-АХА’П
Г’Э (часть ахап в гальгальта ве эейнайм) – пробуждение «соблазна» в Г’Э-желаниях. Соблазн – это осознание возможности получить низменное наслаждение в сфере высоких и чистых устремлений (т.н. «Бес») /07071706/. Мужчины в отношении женщин оскопляют себя именно на этом уровне желаний.

Данная модель отношений Онана с женщиной является виртуальной потому, что исходит лишь из его собственных представлений о собственных переживаниях, без учета возможностей женщины соучаствовать в этих переживаниях /65-03/. В зависимости от доминирования силы и ассортимента Г’Э-желаний или АХА’П-желаний эта модель отношений воспринимается Онаном как духовная, либо как низменная. Заблуждения мужчины при доминировании АХА’П-желаний приводят к резкому охлаждению отношений.


Аналогичным образом рассмотрим структуру духовного мира женщины. Назовем ее именем «Йона»:

Г’Э – уровень желаний, который по какой-либо причине развит недостаточно. Соответственно здесь отсутствует так же уровень -АХА’П
Г’Э-желаний, характерный для мужчин. Ввиду этой неразвитости Йона не способна понять мужчину в его Г’Э-устремлениях и его -АХА’ПГ’Э-желаниях /03_055/:

Ты действительно занимаешься полной ахинеей!
Полный бред! Сразу видно, что человеку нечем заняться...))))


Валерия, 37 Москва

АХА’П – обычные желания обычной женщины, включая сексуально-эротические;

АХА’П+Г’Э+Г’Э – ответное желание женщины быть достойной того внимания, которое оказывает ей мужчина со своего Г’Э-уровня. Эти желания она хочет реализовать в отношении мужчины с тем, что бы почувствовать себя «на высоте». Желания АХА’П+Г’Э, как более высокие, доминируют и предопределяют приемлемую форму отношений с мужчиной в ее обычных АХА’П-желаниях. Это аналогично доминированию Г’Э-уровня над АХА’П-желаниями у мужчины. Однако, в силу недостаточного развития женского Г’Э, мужчина не представляет ее партнером, равным себе, разве что в сексуально-эротических связях. Но для женщины наивысший уровень отношений с мужчиной – не секс, а замужество. Поэтому АХА’П+Г’Э женщины, представленный моделью возможного брака, всегда будет доминировать над любой другой женской АХА’П+Г’Э-моделью /04_018/:

Ничего у тебя не получится по той простой причине, что ты не знаешь психологии женщин. Серьезным барышням необходима стабильность, то есть замужество. Не серьезным ... они и сами найдут, что им надо. Тоже и с мужчинами, с той лишь разницей, что мужчинам (так устроено физиологически) больше необходимо секса. Хотя, кто что ищет...


Валерия, 37 Москва

Многие современные женщины не видят себя в браке потому, что в их окружении нет достойного партнера – такого мужчины, с которым бы женщина могла почувствовать себя Женщиной /05_302/. А если такой мужчина есть, то он может не воспринимать женщину, как партнера по супружеской жизни /03_202/:

К сожалению, для серьезного мужчины ты – всегда несерьезно...

Angel, 22 Железногорск

Такое происходит, в частности, из-за неразвитости Г’Э-уровня женщины. Поэтому она, ввиду отсутствия возможности реализовать супружескую АХА’П+Г’Э-модель, может пытаться реализовать сексуальную АХА’П+Г’Э-модель. Когда женщина и в сексуально-эротических связях не чувствует себя на высоте, тогда она ищет удовлетворение посредством гомосексуального партнера, в отношении которого реализует соответствующее АХА’П+Г’Э–желание, играя псевдо-мужскую роль. Проблема Йоны, предположительно в том, что она по какой-то причине не может реализовать себя ни в одной из приемлемых для нее АХА’П+Г’Э-моделей по отношению к объекту своего желания. Возможно, что уровень развития Г’Э-желаний мужчины столь высок, что он серьезно не воспринимает попытки Йоны реализовать по отношению к нему ее АХА’П+Г’Э-модели /img02/.

Как следует из рассуждений, внутренние духовные миры Онана и Йоны являются друг для друга замкнутыми, выйти из которых самостоятельно они не могут. Причем даже в браке супруги скрывают свои сексуальные пристрастия, пытаясь сохранить на высоте свой образ. Тем не менее представляется интересным структура их совместного духовного пространства, в котором соответствующие желания могут получить дальнейшее развитие.

Предлагаемая модель отношений (или духовный замысел) заключается в том, что бы постепенно, шаг за шагом, научить Онана реализовывать все свои АХА’П-желания на Г’Э-уровне. Иными словами, удовлетворять сексуальные желания в посредством возвышенной формы отношений с партнером. Такую модель развития принято изображать символом . Это самый распространенный, помимо круга, мотив для медитации на Востоке. Он изображает два пересекающихся треугольника, один из которых расположен вершиной вверх, другой - вершиной вниз. Традиционно эта форма обозначает союз Шивы и Шакти - мужского и женского божеств и часто встречается в бесчисленных вариациях в скульптуре. Составленные из треугольников скульптуры подчеркивают напряженность, существующую между двумя противоположностями. Поэтому для них зачастую характерен ярко выраженный эротический или эмоциональный заряд, динамичность которого олицетворяет процесс создания или сотворения целостности, тогда как круг символизирует целостность, как таковую, как уже существующую реальность18. Необходимым условием -модели является понимание «взаимного служения» партнеров друг другу. Без этого ни один из партнеров не сможет реализовать своих желаний по отношению к другому, т.к. каждый из них не обладает достаточной внутренней силой. Поэтому они могут всю жизнь находиться в состоянии «хафец хесед» - т.е. «доволен имеющимся», «не нуждающийся в большем».


-модель отношений «Онан + Йона» представляется нам следующей:

Г’Э – наиболее «внутренняя», самая духовная часть Онана, при реализации которой он в любой ситуации чувствует себя мужчиной /04_373/;

АХА’П - совокупность безнадежно далеких сексуально-эротических фантазий Онана по отношению к конкретной женщине. Эта часть воспринимается им, как самая «внешняя», связанная с «независимыми» женщинами в окружающем мире /02-200/;

Между Г’Э и АХА’П находится место духовной работы Онана, состоящее из «менее внутренней» части его желаний (-АХА’ПГ’Э) и «более внешней» части возможностей, в которой раскрывает себя Йона (АХА’П). В этом пространстве Онан пытается постепенно реализовывать свои сексуальные АХА’П-желания (или -АХА’ПГ’Э) в раскрывающихся ему возможностях АХА’П+Г’Э+Г’Э Йоны.

Итогом наших рассуждений является разбиение духовного мира оскопленного мужчины на две взаимосвязанные части. С одной стороны он воспринимает дающих женщин, перед которыми испытывает стыд за свою духовную слабость. С другой стороны, источник его наслаждения находится в нем самом. Поэтому -модель его развития так же должна состоять из двух элементов: а) виртуальных моделей реализации его -АХА’ПГ’Э-желаний; б) практических действий по созданию возможностей для женщин реализовать их АХА’П+Г’Э-желания. В рамках этих возможностей Онан реализует свои желания.

Взаимозависимость элементов проявляется в следующем:

- чем выше Г’Э-уровень Онана, тем шире спектр его возможностей, в рамках которых окружающие женщины могут реализовывать свои АХА’П+Г’Э-желания (т.е. чувствовать себя Женщинами) /11-006/;


- чем более разнообразны АХА’П+Г’Э-возможности женщин, тем более разнообразными могут быть реализуемые в рамках этих возможностей -АХА’ПГ’Э-модели Онана;

- чем больше -АХА’ПГ’Э-моделей Онан способен реализовать на практике, тем больше его низменных желаний АХА’П переходят на Г’Э-уровень, тем самым увеличивая спектр его сексуальных возможностей, как мужчины /07051702/.

Таким образом мужчина, по отношению к окружающим его женщинам, исправляет не только внутренний оскопленный мир, но так же изменяет и окружающий мир. Ведь иллюзии Онана, воплощенные в реальности, способны доставить женщинам наслаждение значительно большее, чем обыденное совокупление. Й. Ашлаг пишет: «Вначале исправляется внутренняя часть миров («духовных миров» – прим. А.С.), а затем – их наружная часть. Но необходимо знать, что когда исправляется наружная часть миров, она становиться более высокой ступенью, чем исправленная внутренняя часть. ... Но исправлением внутренней части исправляется наружная, внешняя часть. И она исправляется постепенно, малыми порциями, по частям, пока все части не соберутся вместе в исправленную наружную часть.

Отличие в исправлении внутренней и наружной частей можно понять из примера, когда человек выполняет какое-то исправление и ощущает, что не все его органы (желания) согласны выполнять его. Только его внутренняя часть согласна совершить исправление, а внешняя часть страдает от него, ведь тело всегда противоположно душе ... И потому сказано мудрецами: «Удостоился – исправляет и оправдывает не только себя, но и весь мир»19.

Рассмотрим некоторые аспекты исправления желаний, характерные при реализации -моделей.

1 Всемирная история (в десяти томах). Под ред. Ю.П. Францева. – М.: Гос. изд-во политической литературы, 1956. т.1 стр.119


2 Ашлаг Й. Шамати. ст. 27 «Возвышен Творец, и униженный увидит»

3 фрагмент 4.00-6.30 записи http://files.kab.co.il/audio/rus_t_rb_2008-03-09_achana_bb.mp3;

фрагмент 4.00-6.30 записи http://files.kab.co.il/audio/rus_t_rb_2008-04-09_achana_bb.mp3

4 см. начальные фрагменты этих записей

5 Юнг К.Г. Отношения между Я и бессознательным. / Психология бессознательного (Собрание сочинений) / Пер. с нем. – М.: Канон, 1994. – 320 с. – С.230. Об этом же слышим в фрагменте 00.42-01.36 записи http://files.kab.co.il/audio/rus_t_rav_2009-01-15_achana_bb.mp3

6 Столь же верным может быть и обратное утверждение.

7 Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке

8 http://www.bible-center.ru/topic/homosexualism

9 Роледер Г. Онанизм. Издание и перевод с немецкого С. Раева. Тверская типография им. К. Маркса, 1927 г.

10 Якобзон Л.Я. Онанизм у мужчины и женщины. Для врачей и студентов

11 Материал из Википедии — свободной энциклопедии

12 http://www.kabacademy.com/

13 rus_TRANS_Shamati-26,27,28,29_25-03-04__28.htm

14 Читая настоящую работу, а так же все другие аналогичные материалы, основанные на методике каббалы, следует учитывать отрицательную реакцию на них преподавателей Академии каббалы. В частности, при попытке обсуждения некоторых вопросов, был получен однозначный ответ: «Желания этого мира, в том числе сексуальные, не нуждаются в исправлении, а потому не являются предметом каббалы. Я не советую даже в шутку сводить каббалистические тексты к материальным образам, поскольку это совершенно уводит Вас с правильного пути».


15 Здесь и далее под «скопцами» понимаются люди, ограничивающие себя в удовлетворении сексуально-эротических желаний исключительно рамками виртуальных образов и иллюзорных моделей построения межличностных отношений

16 производное от древнекитайского «Ян», означающего, в т.ч., мужское начало

17 производное от древнекитайского «Инь», означающего, в т.ч., женское начало

18 Яффе А. Символы в изобразительном искусстве. Человек и его символы / Под общ. ред. С.Н. Сиренко – М.: Серебряные нити, 1997. – 368с.

19 Ашлаг Й. Шамати. ст. 69 «Вначале произойдет исправление всего мира» (rus_t_rb-shamati-069-mikodem-ihie-tikun.doc)