zabika.ru 1 2 3

МОУ «Гуманитарный лицей» г. Ульяновска

Кошелева Елена Борисовна


Активизация мыслительной деятельности учащихся

путем применения техник проблемного обучения

в рамках компетентностного подхода

на уроках английского языка
Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистервег
Обоснование актуальности опыта.
В настоящее время школа имеет социальный заказ на воспитание инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей, т.е. не просто владеющих большим багажом знаний, умений и навыков, а умеющих самостоятельно их добывать и оперировать ими в новой ситуации.
Важнейший показатель качества подготовки учеников к жизни – это способность к социализации. Ее качество зависит от способности к адаптации, от способности решать возникающие проблемы. И в первую очередь ребятам потребуются самодисциплина, способность находить проблемы и самостоятельно решать поставленные задачи, умение работать на перспективу.
Что значит самодисциплина? По определению С.В. Кульневича, это «находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке информации и ее компетентному использованию в практике, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность, смелость, стремление к открытию нового для себя». Именно такие качества мне бы хотелось воспитать в своих учениках, и это стало возможно благодаря проблемному обучению.

Когда я пришла в школу, то столкнулась с рядом проблем: у моих учеников низкая мотивация, отсутствует познавательный интерес, не сформированы такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, умение делать выводы. Неумение или нежелание наладить контакт с учителем и одноклассниками, отсутствие произвольного внимания мешали успешно учиться. Школьники не использовали изученный материал в новой ситуации, где это было бы уместно, т.е. знания не переходили с уровня умений на уровень навыка. И здесь мне на помощь пришло проблемное обучение. Оно прекрасно сочетается с другими приемами и методами развивающего и личностно-ориентированного обучения, позволяет индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, использовать игровые технологии. Убедившись на практике, что задания проблемного характера чрезвычайно эффективны, я занялась изучением данного вопроса. Разработанная мною система работы позволяет решать обозначенные проблемы и добиваться высокого уровня результатов.

Обоснование новизны опыта.
В психологической и методической литературе вопросы проблемного обучения разработаны главным образом для тех школьных предметов, изучение которых предусматривает усвоение теоретических сведений по основным наукам. Место же проблемного обучения в процессе преподавания предметов, усвоение которых связано с формированием практических навыков, до сего времени недостаточно освещено. Обучение иностранному языку в школе имеет в основном практическую направленность, в то время как освещение вопросов теории языка не является главным в процессе преподавания. Это объясняет тот факт, что в психологии и методике обучения иностранным языкам вопросы проблемного обучения разработаны чрезвычайно слабо.
Данный опыт имеет своей целью обобщить накопленный материал и поделиться интересными находками и разработками, апробированными в учебном процессе.
Теоретическая основа опыта.
Формировать познавательную потребность, развивать мышление и творческие способности человека возможно, если поставить обучаемых в позицию активно размышляющих людей.
Еще в 50-х годах XX века польский педагог В.Оконь построил целостную дидактическую систему проблемного обучения, основываясь на теории мышления известного психолога С.Л. Рубинштейна. Но в современном мире проблемное обучение не потеряло своей актуальности как средство активизации мышления учащихся в процессе обучения.
Вопросы проблемного обучения за последние годы занимают большое место в педагогической теории и практике, поскольку они откликаются на возросшие требования к развивающему эффекту обучения. Эти вопросы получили довольно широкое освещение в отечественных (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, И.Я. Лернер) и зарубежных исследованиях (К. Лех, Ч. Куписевич и др.).

Проблемное обучение требует изменения типа деятельности и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им, чтобы самому получить из него новую информацию. Это процесс расширения, углубления знаний при помощи ранее усвоенных знаний или нового применения прежних знаний. Это поисковый метод учения, антипод методу восприятия готовых выводов учителя.

Систематическое решение учебных проблемных задач – характерный признак этого типа обучения. Вся система методов направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, формирование интеллектуально активной личности, т.е. проблемное обучение является подлинно развивающим обучением.
Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке и внеурочных занятиях.
Цель моей педагогической деятельности – адаптировать методы и приемы проблемного обучения в преподавании английского языка, а также разработать систему заданий, которая помогла бы сформировать у учащихся те навыки и воспитать те качества, о которых говорилось выше.
Практическая реализация идей проблемного обучения на уроках иностранного языка.
Иностранный язык не теоретическая дисциплина. Язык – это в первую очередь средство общения. Преподавание иностранного языка решает практическую задачу формирования умения использовать язык как средство общения, а значит, из всего арсенала средств проблемного обучения необходимо выбирать те, которые будут содействовать решению этой практической задачи.

Объем информации, поступающей извне, увеличился, поэтому репродуктивный способ освоения знаний становится неэффективным. Передо мной стоит задача научить учащихся думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках мною применяются элементы проблемного обучения как при введении учебного материала, так и при его отработке и контроле ЗУН. Накоплен достаточный материал, разработки различных тестов, а также упражнений для работы над текстами учебника.

Задания учебника довольно редко являются проблемными. Но по мере желания можно внести элемент проблемности практически в любое задание и в любой вид деятельности.
Работа над лексическим материалом.
Невозможно освоить иностранный язык без знания лексики. При изучении лексики мною применяются лингвистические задачи, целью которых является не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений. Проблемная составляющая позволяет таким образом организовать учебный материал, что это делает работу более интересной и увлекательной.
Введение незнакомой лексики я сознательно осуществляю в классе, причем делаю упор на запоминание слова и усвоение способов его употребления уже на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашним заданием. Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов - исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы.
Лексика вводится тремя блоками:

a) слова, о значении которых можно догадаться (интернациональные слова), например:

industry

official
Интернациональные и созвучные словам родного языка лексические единицы вводятся таким образом, чтобы развивать языковую догадку и облегчить запоминание слова. Обязательно отрабатываются все возможные производные от данного слова, что позволяет применить изученный материал (правила словообразования) в новых условиях.
b) слова, о значении которых можно догадаться (слова, состоящие из знакомых словообразовательных элементов), например:

careful (care + ful)

carefully (careful + ly)

Здесь работа идет именно в области словообразования. По словообразовательным элементам учащиеся определяют принадлежность слова к какой-либо части речи, прогнозируют иные возможные производные, а затем догадываются о значении слова, исходя из знакомого корня либо контекста, предоставляемого учителем.


c) контекст, в котором употребляются новые слова, например:

kingdom (n): a kingdom – kingdoms. A kingdom is a country ruled by a king or a queen. (Королевство: королевство – это страна, управляемая королем или королевой.)
При постановке проблемной задачи на определение слова на основе контекста учащийся устанавливает связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание.
Усложнить задачу можно, используя другой вариант проблемного изложения материала, - привести ряд незнакомых слов целиком. В этом списке предлагаю найти слова, которые по звучанию или написанию напоминают русские. Так устанавливаем связи между русскими и новыми английскими словами. Далее знакомлю учащихся с примерами употребления слов в речи, уточняя таким образом их значение в английском языке. После определения слов, близких по значению русским, школьники находят в списке те лексические единицы, которые им напоминают уже изученные слова. Употребление новых слов в контексте позволяет уточнить их значение. Оставшиеся слова объясняю на английском языке в процессе их употребления в речи. Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно, улучшает запоминание новых слов. Уровень проблемности можно менять, если исключить подсказки учителя, направляющие поиск.

При определении дифференцирующих признаков синонимов учащиеся должны догадаться о значении новых слов, используя контекст, анализируя словообразовательные элементы, сравнивая их со словами родного языка, сопоставляя их по грамматическим признакам и т.д. Для дифференциации значения синонимических слов учащиеся получают ряд ситуаций – предложения с заданием установить особенности употребления слов, значение которых в словаре одинаково. Только активная аналитическая работа по сравнению контекстов и ситуаций обеспечивает решение проблемы. Эта работа может проводиться на разном уровне проблемности. Если в предложении или тексте, на основе которых идет сравнение и определение признаков синонимических слов или выражений, выделить эти элементы, то это может быть подсказкой для учащихся и облегчит им работу. Использование таких подсказок зависит от сложности задания, общего объема работы с таким материалом и общей подготовки учащихся.

Проблемным путем можно обучать выведению значений аффиксов. Учащимся дается задание по словарю определить значение однокоренных слов и вывести значение аффиксов.
Можно использовать этимологизацию для раскрытия значения слова. В некоторых случаях можно исходить из аналогии с родным языком, например, с помощью русского слова "кондуктор" или "проводник" (существительное) необходимо определить возможные значения английского слова "to conduct" – "сопровождать, проводить" (глагол).
При закреплении и контроле лексического материала мною обязательно используются проблемные задания - анаграммы, клоуз-тесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов (тема может быть дана, либо быть свободной), рекламного проспекта, заданий для одноклассников, причем задача тем сложнее, чем менее соотносится предложенная тема от набора изученной лексики. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Занимательные задания, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы.


  • анаграммы (см. Приложение 4):

Guess the words (Угадай слова).

mrah (harm) lbsimopise (impossible)

torectp (protect) macilt (climate)

tehrbea (breathe) limd (mild)

yrotcaf (factory) oselbisp (possible)
- задание на исправление ошибок в словах и предложениях:

Correct my mistakes (Исправь ошибки).

a maild claimit

a posebl pleis but imposeble taim

Fektorys does a lot of ham.

To briv fresh air we mast protekt neitcher.
Учащиеся с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при само- и взаимоконтроле.
- упражнения на сопоставление, которые помогают учащимся догадаться о правилах употребления того или иного слова, например:
Read & compare (Прочитай и сравни).

The water is clean. You can see little fishes swimming in it.

Вода чистая (прозрачная). Можно видеть, как в ней плавают маленькие рыбки.

The sky is clear: there are no clouds.

Небо чистое (ясное), нет ни облачка.

Lake Baikal is the biggest reservoir of pure drinking water.

Озеро Байкал – самое большое хранилище чистой питьевой воды в мире.
При самостоятельном анализе данного контекста даже слабые ученики очень быстро дифференцируют данные синонимы, прочно усваивая правила их употребления. Это маленькое самостоятельное исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления.

- воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях.

Несмотря на то, что здесь мы имеем дело с репродуктивным процессом, затрудненные условия требуют других знаний, их интеграции, что является неожиданным для учащихся и создает проблемную ситуацию. К таким заданиям относятся:
- решение и составление кроссвордов, что помогает активизировать знания учащихся, протекает в условиях активной мыслительной деятельности и вызывает эмоциональное удовлетворение, что способствует формированию познавательного интереса и повышает интерес к самому предмету. Работа с кроссвордами способствует углублению страноведческих и филологических знаний учащихся.

- задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками, которые подбираются в зависимости от этапа обучения и в соответствии с изучаемой тематикой. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки (Перечислите полезные ископаемые, которые имеются на Британских островах? Какими полезными ископаемыми богата Россия? Какие животные, обитающие в Австралии, вам интересны? Какие животные занесены в Красную книгу? О каких поэтах, писателях, ученых, прославивших Россию, вы бы рассказали своему другу по переписке? и т.д.)


следующая страница >>