zabika.ru 1

Зареченская средняя общеобразовательная школа №2


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект урока по географии (7 класс ) : Тема :Влияние

неустойчивых участков земной коры на безопасность и жизнедеятельность людей.

Учитель: Русяева В.В.

С.Тоцкое-2
2011 год
Цели урока:
Образовательная цель :научиться предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае возникновения любой ситуации
Воспитательная цель :воспитание гражданина мира,понимающего суть глобализации во взаимосвязи с экстримальными природными условиями
Развивающая цель:развитие логического мышления и воображения учащихся ,развитие психических познавательных навыков
Тип урока: конференция
Оборудование: макеты гор и вулкана,физическая карта мира,слайды вулкана,таблицы по оказанию первой необходимой помощи.

Ход урока:
1.Вступительное слово учителя:
Ребята ,мы изучили все материки. Мы рассматривали стихийные бедствия, происходящие там, узнали, какую опасность они несут людям, и как с ними бороться. Сегодня мы проводим урок-конференцию, на которой рассмотрим эту тему более глубоко.

На конференцию мы пригласили ведущих учёных, медиков, экспертов, более глубоко занимающихся изучением земной коры, а также разработкой рекомендаций для необходимого поведения в экстремальных условиях, связанных с разрушительными последствиями стихийных природных явлений.

2. Слово предоставляется ученому-геологу-
ГЕОЛОГ. Геология представляет собой комплекс наук о земной коре и более глубоких сферах Земли, В более узком смысле – это наука о составе , строении и движений литосферных плит в истории развития земной коры.

Геологические процессы , формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты. Протекают черезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. Единственным исключением является вулканическая деятельность – явление грандиозное и величественное.


При извержении вулкана облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считанные дни. Процессы эти происходят в определённых участках земной коры. Там, где земная кора неустойчива , вдоль океанических желобов участки коры вместе с мантией изгибаются, деформируются и погружаются вглубь, как будто подныривая под континентальную плиту. В этих неустойчивых участках земной коры и происходят процессы землетрясений и вулканизма, которые часто являются настоящим бедствием для людей.
УЧИТЕЛЬ. Слово предоставляется сейсмологу.
СЕЙСМОЛОГ. Сейсмология занимается изучением землетрясений и обработкой данных соответствующих наблюдений. С помощью специальных приборов (сейсмографов) записываются колебания, распространяющиеся в недрах Земли от очагов землетрясений, взрывов. Данные наблюдения сейсмологи используют для изучения сейсмичности и строения Земли с тем, чтобы определить особенности сейсмических волн и предотвратить катастрофические последствия землетрясений. Мы составили шкалу для измерения силы землетрясений в баллах ( от 1 до 12 по шкале Рихтера ).

УЧИТЕЛЬ. Слово предоставляется учёному-вулканологу.
ВУЛКАНОЛОГ. Вулканологи- это специалисты, изучающие процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержения (лавы, газов ) , закономерности размещения вулканов по поверхности Земли. Вулканологи изучают характер изменения вулканов, их деятельность во времени (Рассказ о появлении вулканов близ деревни Парикутин в 1944 году., извержение вулкана Тятя на острове Кунашир- Курильские острова.. в 1973 году, вулкана Эль-Чичон- Мексика в1981 году).
УЧИТЕЛЬ.Сейчас вы услышите выступление эксперта-практика. Он изучал последствия землетрясений и извержений вулканов. Этим экспертом был разработан ряд требований к поведению людей и их образу жизни в тех районах, где часто происходят эти стихийные бедствия.

ЭКСПЕРТ-ПРАКТИК. Вулкан извергает на поверхность горячий пепел и раскалённую лаву- одно из живописнейших проявлений сил природы на Земле.


После страшного взрыва вулкана Святая Елена на юго-западе штата Вашингтон (США) 18 мая 1980 года людей погибло больше, чем за предыдущие 70 лет в этой местности, а материальный ущерб составил сотни миллионов долларов. В разных частях света людей застигали врасплох безжалостные губительные извержения

вулканов. Вулканы таят в себе ещё и другие опасности. Падающий вулканический пепел и обломки породы , взрывные волны в атмосфере и ядовитые пары, кислотные дожди и землетрясения- всё это может принести огромный ущерб и привести к гибели людей. Приметы, по которым можно предугадать извержение вулкана: предшествующее землетрясение, необычное поведение животных и птиц, исследование горных пород.

В отличие от землетрясений, которые в основном трудно предсказать, многие действующие вулканы можно исследовать, а людей , которым грозит опасность, заранее эвакуировать. Жизненно важно покинуть опасную территорию, так как жилые строения являются плохой защитой от огня и жара вулканической лавы, взрывов и разрушительных обвалов, грязевых потоков и цунами. Хотя многое и делается для предотвращения возможного ущерба, человек всё же не в состоянии абсолютно точно прогнозировать извержения и их последствия в целях обеспечения полной защиты от этого бедствия. Люди должны быть внимательны к любым предупреждениям специалистов и местных властей, что во много раз повышает шанс на спасение.
УЧИТЕЛЬ. Слово предоставляется начальнику Управления по Чрезвычайным Событиям, который с помощью современных методов исследований покажет . как неграмотно вели себя люди, оказавшиеся в районе стихийного бедствия, в районе извержения вулкана и исчезнувшего города Помпеи. Тема его доклада «Город, в котором остановилось время.» (выступление )
УЧИТЕЛЬ.Это происходило почти 2000 лет назад. А теперь,давайте посмотрим , происходит ли такое в наше время. Слово для доклада предоставляется историку.

ИСТОРИК. Тема моего доклада «Города-призраки.» Экологические катастрофы. активно уничтожают жизнь городов. (Рассказ о судьбе городов Порт-Ройал, Николози, Катании, Северо-Курильска в 1952 году (о.Парамушир), извержение вулкана Пунитубо.)

УЧИТЕЛЬ. Слово предоставляется валеологу. Его задача научить вас предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае возникновения любой опасности.
ВАЛЕОЛОГ. Прошу вас внимательно послушать то, как вам следует действовать в опасных условиях.

1.Отключить газ, воду, электроэнергию, закрыть окна и балкон.

2.Оповестить соседей об опасности. Взять с собой : документы, деньги, продукты, воду. Закрыть квартиру, выйти на улицу. Лучше держать друг друга за руки.

3.Выбрать место вдали от зданий и линий электропередач. Ехавшим в машине, следует остановиться, не загораживать дороги, избегать мостов и тоннелей.

4.Немедленно реагировать на внешние признаки землетрясения-колебания почвы или зданий, дребезжание стёкол, раскачивание люстр, появление трещин в штукатурке.

5.Помнить, что наибольшая опасность исходит от падающих предметов, частей потолка, стен, окон.(практическая часть по наложению повязок и оказанию первой необходимой помощи.)
УЧИТЕЛЬ. Основную помощь при стихийных бедствиях оказывают врачи-травматологи. Им слово.
ТРАВМАТОЛОГ. Во время любых стихийных бедствий ,люди часто страдают от переломов, вывихов, ушибов. (практическая часть по наложению повязок и оказанию первой необходимой помощи при травмах).
УЧИТЕЛЬ. Итак, вы прослушали интересные выступления учёных и специалистов в ходе нашей научной конференции. Объединило их одно: помочь людям не растеряться и выжить при стихийных бедствиях.

Давайте сделаем выводы по выступлениям на конференции:

1.Землетрясения происходят на стыке двух литосферных плит в момент их столкновения.

2.Вулканы и землетрясения представляют серьёзную опасность для человека, наносят большой материальный ущерб.

3.Надо быть внимательными к предвестникам стихийных бедствий, поскольку человек не может обеспечить полную защиту от них.

4.В момент опасности помнить о самосохранении, безрассудно быть нерешительным.
Домашнее заданее: практическая часть по наложению повязок и оказанию первой необходимой помощи при травмах.