zabika.ru 1

Урок в 4 классе


«Мир вокруг нас»

по теме
«Жизнь леса»


Учитель:


Силантьева


Ирина Сергеевна


18. 12. 2007 год


Цель:
сформировать представления учащихся о жизни леса, познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов, развивать познавательную активность учащихся, умение использовать в работе раннее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, воспитывать бережное отношение к лесу, её обитателям, ко всей природе.

Оборудование: иллюстрации обитателей леса, выставка книг о лесе, рисунков учащихся, таблица «Ярусы леса», карточки с заданиями, картина «Луг», фотографии с растениями и животными луга, экологические знаки, музыкальная запись «В траве сидел кузнечик», «Пение птиц», сказочный герой - Лесовичок.


Ход урока

I Организационный момент


Сообщение темы и целей урока

Хочу пригласить вас сегодня в лес,

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудные откроете эти.

II Проверка домашнего задания

Знаниями о луге поделитесь, друзья,

Каждый дома трудился не зря.
1. Почему луг называют природным сообществом?
2. Игра «Узнай меня».

- Что растёт и кто живёт на лугу?

Стихотворение

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка!

Что ещё? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ – как ёлка.

А ещё? Кошачьи лапки,

Одуванчиковые шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок

И красивых и пушистых,

Разноцветных и душистых.

а) Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку.


(Мятлик)

б) Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожими на сумки.

(Пастушья сумка)

в) Это растение в народе называют «хлопушка».

(Смолёвка)

г) Он звонко поёт «пить – полоть».

(Перепел)

д) Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос «дёрг – дёрг».

(Коростель)

е) Этот житель – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мёртвых животных.

(Жук – могильщик)

ж) Её назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.

(Бабочка – махаон)

з) Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами.

(Кузнечик)

Звучит отрывок из песни «В траве сидел кузнечик»
3. Работа в тетрадях «Проверим себя».

№ 2 стр. 47

- Обведите на рисунке животных луга.
4. Выберите цепь питания, которая соответствует луговому сообществу.

а) жёлуди – мыши – совы;

б) мятлик – мыши – совы;

в) остатки растений – дождевой червь – трясогузка.
5. Работа с экологическими знаками.

- Нельзя рвать цветы.

- Нельзя ловить бабочек и других насекомых.

- Нельзя разрушать гнёзда шмелей, муравейники.

- Нельзя разводить костёр на лугу, жечь прошлогоднюю траву.

- Чрезмерный выпас скота очень вреден для лугов.

- Важно беречь и охранять всех животных, птиц.
III Работа по теме урока

- Тук – тук – тук!

- Кто это?

Это Лесовичок крадётся к нам из своего замечательного леса, чтобы рассказать нам о тайнах леса, о его жизни.
1. Какие бывают леса?

- Какие три части можно выделить в лесной зоне?

Леса

Тайга Смешанный Широколиственный

лес лес

- Какие деревья растут в том или ином лесу, которые вы запомнили?


(Тайга – ель, сосна, пихта;

смешанный лес – берёза, ель, сосна, липа и др.;

широколиственный лес – дуб, клён, липа, вяз, ясень и др.)

- Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами научились слышать не только ушами, но и сердцем услышали шорох листьев, шелест травы, журчание ручейка, пение птиц; чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес – это необыкновенное чудо природы.

- А кто из вас знает стихи о лесе?

Нет ничего милее

бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

то мне Лесовичок

средь зарослей колючих

покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

и видно всё до дна.

Течёт вода – водица,

вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

орехи и цветы,

душистая малина

на кустиках густых.

Ищу грибов поляну

я, не жалея ног,

а если и устану –

присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

и сердце не болит,

когда над головою,

как вечность, лес шумит.
3. Знакомство с лесными «этажами».

- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить?

(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)

- Чем является лес для живых организмов?

(Домом)

- А какой это дом?

(Большой, многоэтажный)

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название. Дайте этим этажам названия, используя следующие описания:

а) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей.

(Кустарники)

б) Растения с мягкими зелёными стеблями.

(Травы)


в) Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем.

(Деревья)

- Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке:

Деревья

Кустарники

Травы

- Какие деревья расположились в верхнем ярусе?

(Ели, сосны, берёзы, осины и т. д.)

- В среднем ярусе?

(Малина, смородина, калина, шиповник и т. д.)

- Что растёт в нижнем ярусе?

(Кислица, ландыш и т.д.)

- А что же ещё растёт на самой земле?

(Лишайники и мхи)
4. Слушание доклада ученика о липе.

IV Физкультминутка

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

V Продолжение работы по теме урока

1. Знакомство с животными леса.

- Легко ли в лесу среди деревьев найти животных? (Нет)

- А почему?

(Животных в лесу меньше, чем растений. Они прячутся в листве деревьев, в траве.)

- Лес для животных является домом. А ещё чем он служит животным?

(В лесу животные находят пищу.)

- Какие животные встречаются в лесу?

- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?

(Нет. Они живут как бы семьёй, помогая друг другу.)

- Приведите примеры такой помощи.

(Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли. Так распространяются семена.)
2. Слушание доклада ученика о лесных муравьях.
3. Слушание доклада ученика о буром медведе.
4. Знакомство с разнообразием птиц леса.

- Много разных птиц живёт в наших лесах: дятлы и синицы, дрозды и пеночки, поползни и совы.


Каждая птица живёт по-своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая на земле отыскивает, а третья вообще семенами питается. Одни птицы гнездо на сучке вьют, другие в густой траве его прячут, а есть и такие, что дупло в дереве долбят.

Звучит запись с голосами птиц.
5.Слушание доклада ученика о дятле – санитаре леса.

- Какой же это будет лес, если в нём не будут петь птицы. Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой, в трудное голодное время – подкармливать.
6. Беседа о грибах.

- Ещё об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о чём идёт речь?

И на горке, и под горкой,

Под берёзой, и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(Грибы)

- Как вы думаете, лесу грибы нужны?

- Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
VI Закрепление изученного материала

1. Что вы можете сказать о жизни леса?
2. Составление цепей питания, характерных для леса.
VII Итог урока

- Когда вы приходите в лес, не забывайте о том, что вы в нём в гостях. Лес легко раним. Он страдает от вмешательства людей в его жизнь. Не причиняйте ему вреда.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!