zabika.ru 1

УРОК ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ В 8 КЛАССЕ.

Тема: «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Задачи:


  1. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций, продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца, подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.




  1. Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.




  1. Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления учащихся.



Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок игра – путешествие.
Оборудование: телевизор, компьютер, мультимедийное оборудование
На столе учителя: разбавленный раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, штатив с пробирками.

На столах учащихся: штатив с 3-мя пронумерованными пробирками, растворы разбавленной серной кислоты, соляной кислоты, хлорида бария, карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеин; схема-конспект урока, условные знаки- поезд , самолет ; смайлики трех цветов.


ХОД УРОКА.


  1. Организационный момент.

  1. Приветствие.




  1. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения учащихся.




Учитель:

- Эти явления знаете вы

В природе и в нашем быту встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

Образуются всегда – новые вещества.
- Что же это за явления?


Учащиеся:

- Химические реакции


Учитель:

- Тема нашего урока «Типы химических реакций»



Учитель:

- Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения, кроме того, хорошо овладев этой темой, для вас не составит труда осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие

Девиз нашего урока««Расскажи мне, и я забуду,

                       покажи мне, и я запомню,

вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

Итак, начнем! Самые активные по ходу урока будут получать бонусы (жетоны), которые помогут оценить вас в конце урока, а также повысить оценку.


- Чтобы достичь цели, мы должны преодолеть несколько этапов.





  1. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.




Учитель:

- Друзья мои, прежде чем мы начнем, предлагаю вам выбрать вид транспорта

1. «Самолет»;

2. «Пассажирский поезд».
- Ребята, какой из них быстрее?





Учащиеся:

- Самолет.





Учитель:

- В зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ране темам, вы должны сейчас выбрать удобный для себя вид транспорта.
- Посмотрите внимательно задания, написанные на листах, и сделайте свой выбор.























Учитель:

- Выбор сделан. Можем ехать, т.е. выполнять задания, ну, а к доске я приглашаю машиниста и пилота.





(2 учащихся выполняют задания на доске, остальные самостоятельно)






Пассажирский поезд.

Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al,

CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3

Простые вещества

Сложные вещества

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.


Самолет.

Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: P2O5, I2, HNO3,

Ca(OH)2, Na2O, K2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu

Простые вещества

Сложные вещества

металлы

неметаллы

оксиды

основания

кислоты

соли


1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.







(проверка выполненных заданий: слайд с правильными ответами, учащиеся проверяют, исправляют ошибки)


Учитель:

- Ребята, давайте подведем итог нашей поездки:

  • Чем отличаются простые вещества от сложных?

  • Почему мы сегодня вспомнили классификацию веществ?

  • Чем отличаются физические явления от химических?

  • Какие же условия необходимы для того, чтобы произошла химическая реакция?

  • Можно ли условно записать химическую реакцию?






  1. Обобщение и систематизация понятий.




    1. Этап – «Угадай слово». слайд




Учитель:

Химических реакций известно в мире много

И каждая в отдельности важна, поверьте мне.

Реакции мы делим на типы очень строго

Какие это типы? Поведайте вы мне.

Учащиеся:

- 4 типа химических реакций – реакции соединения, разложения, замещения, обмена.



Учитель:


- Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?




Учащиеся:

отвечают на поставленные вопросы.
ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ слайд

Химические реакции по количеству исходных веществ и продуктов реакции можно разделить на группы:

Тип химической реакции

Определение

Пример

Соединения

А + В = АВ

АВ + СД = АВСД

Реакции между двумя простыми веществами, или между несколькими сложными, при этом образуется одно сложное или более сложное вещество.

 

CaO+H2O=Ca(OH)2

PbO+SiO2=PbSiO3

2Na+Cl2=2NaCl


Разложения

АВСД = АВ + СД

Реакция разложения малахита при нагревании


Реакции, при которых из одного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Cu(OH)2=CuO+H2O

CaCO3=CaO+CO2


NH4Cl=NH3+HCl

(CuOH)2CO3 = 2CuO+CO2+H2O (разложение малахита)


Замещения

АВ + С = СВ + А

АВ + С = АС + В

Реакции между сложным и простым веществами, при которых атомы простого вещества замещают один из атомов сложного

 

CuSO4+Fe=FeSO4+Cu

2KBr+Cl2=2KCl+Br2

Обмена

АВ + СД = АД + СВ

Реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями

 

AgNO3+KBr=AgBr+KNO3

NaOH+HCl=NaCl+H2O





Учитель:

- Давайте выполним следующее задание.





Задание:

к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Таблица «Угадай слово» есть в схеме – конспекте урока. Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.





Таблица «Угадай слово». слайд



Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

С

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Ь

2HgO → 2Hg + O2

А

М

Р

П

Br2 + 2KI → 2KBr + I2

Ш

Л

О

И

(Ответ: ПИСЬМО) - слайд



Учитель:

- Ребята поднимите руки вверх: у кого получилось слово «ПИСЬМО»

проверка

- Друзья, вы правильно определите типы химических реакций, и мы получили название второго этапа нашего путешествия


    1. Этап – «Письмо».




Учитель:



- Ребята, пока мы преодолевали этап, нам по химической почте пришло письмо. Давайте узнаем, что в нем.
«Многоуважаемые коллеги-химики 8 класса!

Недавно я познакомился с одним из типов химических реакций – реакциями обмена. Несмотря на мои обширные познания в области химических наук, у меня возникла проблема: в моем распоряжении есть следующие реактивы – растворы серной кислоты, карбоната натрия, хлорида магния, гидроксида натрия. Все эти вещества сложные и, следовательно, они должны вступать в реакции обмена, но на практике оказалось, что не все они между собой взаимодействуют или… взаимодействуют, но я ничего не наблюдал. Почему? Чего я не учел? Помогите мне, пожалуйста, разрешить мою проблему. Буду вам премного благодарен. Искренне ваш коллега.

R.S. Вместе с письмом высылаю вам все перечисленные реактивы.»
- Ну, что, ребята, поможем разобраться с его проблемой? Но прежде чем мы начнем выполнять практическое задание давайте разберемся:

  • О каком типе химических реакций пишет коллега?

(реакции обмена)


  • Что необходимо помнить при проведении уравнений реакций обмена?

(условия протекания реакций обмена – выделение газа, выпадение осадка, образование воды)




Задание:

Практическая часть – инструктаж по технике безопасности

Пробирка № 1 – выделение газа: HCl + Na2CO3

Пробирка № 2 – выделение осадка: H2SO4 + BaCl2

Пробирка № 3 – образование воды: NaOH + H2SO4


(учащиеся выполняют лабораторные опыты и записывают соответствующие уравнения реакций и выводы в таблицу)


В схемах – конспектах записано:


Что делали?

Уравнения реакций

Наблюдения































Учитель


- Ребята, сейчас вы провели опыты, демонстрирующие условия протекания реакций обмена – выделение газа, осадка и образование воды. Однако в третьей пробирке вы ничего не наблюдали. Объясню почему. Реакция между кислотами и основаниями – это частный случай реакции обмена, и называется она – реакцией нейтрализации.
Но сначала……

Видеофрагмент


мультик «Тайна третьей планеты»












Учитель:

- А как вы думаете, почему я его вам сейчас показала? Какие химические вещества, меняют свою окраску? Как они называются?


Учащиеся :

- Индикаторы – лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.


Учитель:

- А теперь вернемся к реакции нейтрализации и я продемонстрирую ее вам, а чтобы вам наглядно была видна эта реакция, я буду использовать индикатор фенолфталеин. Фенолфталеин в нейтральной, а также в кислой среде – бесцветный, а в щелочной –малиновый.


Демонстрация:

NaOH + фенолфталеин + H2SO4 → обесцвечивание раствора слайд

Основание и кислота –

Два непримиримых врага,

Сразу вступают в реакцию,

Название которой – нейтрализация.









Учитель:

- Итак, второй этап позади, мы помогли нашему коллеге разобраться в его проблеме.

- Но прежде чем, мы перейдем к 3 этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «Стрельбу глазами».

Задание:


«Стрельба глазами».

  1. В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F)

  2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. (B)

  3. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr)

  4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)

  5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащееся в градусниках. (Hg)

  6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)

  7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La)

  8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F)

  9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au)




Учитель:

- Мы немного отдохнули, впереди нас ждет третий этап.













  1. Установление общих закономерностей.




Учитель:

- Друзья! Мы почти достигли цели. Впереди последний этап – Химический снегопад.

3. Этап – «Оцени себя сам»


Учитель:



- Ребята, мы с вами сейчас повторили и обобщили тему «Типы химических реакций» и я предлагаю вам оценить себя с помощью следующего задания.

На листах разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания либо на оценку «3», либо – на «4», либо – на «5». Тексты с заданиями у вас записаны в схемах-конспектах.



«Желтый лист» - задание на «3»

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.


Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr




б) Li + N2 → Li3N




в) K2S + CuCl2 → CuS↓ + KCl




г) N2O → N2 + O2





«Розовый лист» - задание на «4»

Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.


Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Ca + Cl2




б) HNO3 + Cu(OH)2


в) Mg + TiCl4





г) AgBr →





«Зеленый лист» - задание на «5»

Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.


Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Mg + O2




б) Fe3O4 + Al →




в) H3PO4 + HCl →




г) Ba(OH)2 + H2SO4




д) H2O →













Учитель:

- Вот и все! Подсчитайте кол-во бонусов и запишите это число на листе

  1. Домашнее задание.

Учитель:

- В ваших схемах – конспектах записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Если вас устраивает оценка «3», то вы выполняете задание на «3», если «4», то соответственно – на «4», и тоже самое на «5»




Домашнее задание:
Задание на «3»

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 → Al2O3

реакция

б) MnO2 + H2 → Mn + H2O

реакция

в) H2O2 → H2 + O2

реакция

г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O

реакция



Задание на «4»

Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) AgI →

реакция

б) MgO + H2SO4

реакция

в) Al + HCl →

реакция

г) Na + Cl2

реакция



Задание на «5»

Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.


Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) HNO3 + Mg(OH)2

реакция

б) FeCl3 + Zn →

реакция

в) CH4

реакция

г) KOH + Ca(OH)2

реакция

д) Ba + O2

реакция




  1. Подведение итогов.




Учитель:

- Друзья, сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Типы химических реакций». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда описывать химические свойства веществ, осуществлять цепочки химических превращений, решать задачи.

- Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.

- И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас нарисовать один из трех смайликов: желтый- понравился урок, голубой – не разобрал, красный – ничего не понял. слайд

Анкета для учеников.

Уважаемый коллега!

Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.


  1. Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):

а) отличный, интересный, захватывающий;

б) хороший, содержательный, заставляющий работать;


в) нормальный обычный;

г) скучный, работа без интереса;

д) бесполезный, совсем не интересный.

е) твой вариант ответа ____________________________________

________________________________________________________


  1. Вспомни тему урока.

________________________________________________________


  1. Какая цель стояла перед тобой на уроке.

________________________________________________________

________________________________________________________


  1. Каков был план урока.

________________________________________________________

________________________________________________________


  1. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила ты усвоил на уроке.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________


  1. Чему новому ты научился на уроке.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________


  1. Какие были главные мысли на уроке?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________


  1. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе? ________





  1. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ____


Спасибо за сотрудничество!

Учитель:

Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №12)

1. 2NaCl = 2Na +Cl2
2. CaO +CO2 = CaCO3
3. C + O2 =CO2

Ученик:

Уравнение №1, т.к. уравнения №2 и №3 относятся к реакциям соединения, а уравнение №1 – к реакции разложения.

Учитель:

Найдите «лишнее» уравнение реакции среди трех приведенных (слайд №13).

1. 2CuO +C = 2Cu + CO2
2. 2NO + O2 = 2NO2
3. Mg + H2S = MgS + H2

Ученик:

Уравнение №2, т.к. уравнения №1 и №3 относятся к реакциям замещения, а уравнение №2 –: к реакции соединения

Учитель:

О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?

«Ты знаешь газ легчайший – водород.
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете!»

Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.

Проверка задания (слайд №14) .2О = 2Н22


    1. Этап – «Шифровка». (работа парами)




Учитель:

- Первый этап называется «Шифровка», и т.к. мы только начинаем выполнять восхождение в горы, то этот этап пройдем парами. На каждой парте лежит шифровка. Посмотрите на нее внимательно.





Задание:

в верхней части листа записаны уравнения химических реакций, в нижней – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.


Шифровка № 1.





  1. Ba + O2 → BaO




  1. Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O




  1. Na + S → Na2S




  1. Fe + O2 → Fe3O4


5
8
4
6





Шифровка № 2.





    1. C + O2 → CO2




    1. CH4 → C2H2 + H2



    1. Ca + HCl → CaCl2 + H2





    1. K + S → K2S


3
6
5
4




Шифровка № 3.





  1. HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O




  1. Fe + O2 → Fe2O3




  1. BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O




  1. Fe + Cl2 → FeCl3


5
9
4
7




(проверка заданий: Шифровка № 1 – N, № 2 – P, № 3 – O/

Выдать аурики)


Учитель:

- Итак, первый этап позади.

(отметить звездочкой)




- -