zabika.ru 1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

ОКРУГА МУРОМ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК ИСТОРИИ

ТЕМА:


«Эпоха Петра I. Оправдание или осуждение, или … реформы Петра I»


Ганина С.Н.,

учитель истории

и обществознания


Назовите слова связанные с историей Родины?!

Историю можно любить и нет,

можно знать и нет,

но понимать историю своего народа нужно.

Каждый хотя бы мало-мальски культурный человек просто обязан разбираться в

Событиях и уметь их оценивать.

И действительно интерес к истории огромный. Вопрос «Роль человека в истории? Есть ли «Великие люди»? большой и больной так как сколько людей, столько и мнений.

Вам несложно будет ответить на вопрос «О ком пойдет речь сегодня?»

« То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник»

А.С.Пушкин
И не случайно у нас проблемный урок по теме : «Эпоха Петра I. Мое отношение к Петру I и его эпохе. Оправдание или осуждение или… реформ I

?Почему именно сегодня

?Почему интерес к личности ПетраI вырастает в рос. Обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?

!? Можно ли сказать, что петровская эпохи и наше время похожи? Докажите свою т.з.
? Исходя из опережающего задания сформулируйте цели нашего урока:


  1. Определить свое отношение к личности и эпохи Петра Великого.

  2. Расширить представление о роли и значении исторической личности в истории.
  3. Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определяемого исторического периода; умение проводить аналогично с нашим временем.


  4. Развивать умения излагать и отстаивать свою точку зрения на проблему, навыки работы в группе.

  5. Развивать творческие способности учащихся, формировать надпредметные навыки и умения.

  6. Учиться работать с источниками, делать выводы, анализировать, отвечать на проблемные вопросы.

  7. Воспитывать у учащихся чувства уважения и гордости за свой народ, свою Родину, Россию.


? Ребята, я сомневаюсь, готовы ли вы к серьезной работе над проблемой? Давайте проверим себя.
«Работа с понятиями и датами»

1.Работа по карточкам «3»

Шевцов Г

Новикова М

Келешина И

Ларин Д

2. На доске




1) выписать даты относящиеся к русским царям

Павельева Д

2)внешней политике Петра I

Чумазин А

3)внутренней политике Петра I

Александров С

Понятия : политика




Выписать даты относящиеся к эпохе Петра I(реформы Петра)




1.1613-1645 2) 1700-1721 3) 1703

1645-1676 27июня 1709 1700

1676-1682 1714 1711

1682-1725 1700 1718-1720

1708

1722




3. Выполняют все учащиеся «Исторический диктант»



1 вариант 2 вариант




Монархия абсолютная монархия




Мануфактура поместье

Коллегия реформы

Сенат синод





? Назовите, известные нам события и факты, связанные с

эпохой Петра I?

? Какие цели преследовал Петр I начиная реформы?

? Какие препятствия для решения интересов России вы

можете назвать?

? Какие положительные и отрицательные стороны реформ вы можете назвать?

? Как изменилось русское общество в результате реформ?

? Петр I считал, что он правит страной во имя «общего блага». Правильно ли это?


Работа по цепочке
работа с таблицей

сообщение


?!Задание «Что к чему относится?» (соедините стрелками)

I. Военная реформа 1.цифирные школы

2.создание регуляр. армии

II. Реформа в области 3.ассамблеи

культуры и быта 4.создание флота

III.Церковная реформа 5.рекрутская система

6.сенат

IV.Администр.реформа 7.синод

8.навигационная школа

V. Экономич .преобразов. 9.кунскамера

10.губернии

VI. Социальная реформа 11.коллегии

12.подушная подать

13.газета «Ведомости»

задание для всех – с/р

1 человек у доски

«4»

?! Подберите названия графическим символам.

1. царь, 2. обер- прокурор 3.табель о рангах, 4.сенат

5.коллегии 6.губернии


«5»

?! Расположить в порядке необходимости реформы:

экономическая реформа, реформа в области культуры, военная реформа, государственная реформа



«3»

?! В одном из указов Петра I написано, что «власть монарха самодержавна и сам бог повелевает ей повиноваться на совесть»

/абсолютизм/

?! Какое государственное управление характеризуете этим отрывком из царского указа?




? Что из перечисленного вы считаете новым (I), а что осталось от прошлого (II)

I II

2.европеизация 1.феодальные отношения

4.регулирующая армия 3.крепостное право

6.утв.абсолют. 5.монарх. устройство

8.светская культура 6.господство дворянства

9.умножение числа мануфактур

с/р


Заполните таблицу:


Цели реформ

препятствия

+ и - реформ

1.Ликвидация отсталости страны
2.Выход в число великих держав
3.Активное развитие промышленности и торговли.
4.Развитие культуры
5.Выход к морю
6.Создание флота и регулирующей армии

крепостное право





Нетрудно заметить, что преобразования I четверти XVIII века несут на себе сильный отпечаток личности Петра I. В низ легко разглядеть вкусы и наклонности царя, его представление о пользе и службе Отечеству, добре и зле. Даже вулканический Петровский темперамент и тот ощутим во многих его начинаниях. Кто он Петр I: преобразователь, революционер, реформатор, деспот, антихрист.

Таблица д/з

Петр 1 : реформатор и государственная деятельность (примеры)

Антихрист

Деспот

Преобразователь

Революционер

Вывод: Личность Петра I сложна и неоднозначна.
А сейчас лабораторная работа « Петр I – кто он?»
1. Символы

2. Задание по группам

3.Задание по группам

«Напишите прилагательные, характеризующие Петра I»
!? Задание

«Ваше отношение к Петровской эпохе?»

/Напишите письмо в прошлое. Адресат – от царя Петра до простого человека – выбирайте сами/
«Какие выводы, поучительные для нас, для нашего времени, можно извлечь из истории нашей страны н. XVIII в?»
Загадка доселе неразрешенная


д е с п о т и з м

п

р р

о а

с б

в с

е т

щ в

е о

н

и

е

с в о б о д а
Как жить ?
Много ошибок помрачают славу преобразователя России, но ему остается честь пробуждения ее к силе.


Домашнее задание:


  1. Таблица «Петр I – кто он?»

  2. Написать письмо Петру I.

  3. Опережающее задание § 46.



Лабораторная работа «Кто он Петр I?»
1. Как относятся к Петру разные известные люди?

2. Твоя точка зрения?

  1. Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый XVIII в.:

«… не бог ли он»

  1. Народ о Петре I:

«вот царь так царь. Даром хлеба не ел, пуще мужика работал…»

  1. Екатерина II – русская царица:

«… он сам не знал какие законы учреждать надобно…»


  1. А.С.Пушкин – поэт:

«… все дрожало и безмолвно подчинялось…»

  1. В.О.Ключевский – историк:

«… самовластен, не жалея себя, идет напролом во всем во имя общего блага, рискуя разбиться даже о собственное дело…»

  1. Сергей Михайлович Соловьев – историк:

«… революционер на троне …»

  1. Н. Карамзин – историк:

«… Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России. Виною Петра».

  1. Буганов В.И. – историк ХХ века:

«Время Петра его преобразований, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать пристального внимания. При всех недостатках, ошибках эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свою отсталость от передовых стран Европы. Реформы вывели Россию в один ряд с европейскими государствами, хотя до конца ликвидировать отсталость не смогли. Да и это было невозможно при феодально-крепостническом режиме.

Петр Великий – фигура сложная, противоречивая.

… он был яркой индивидуальностью, именно это позволило ему ломать устаревшие традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и делами, заимствовать полезное».

  1. Из «Мольбы» русского старообрядца:

«…И верно сказано: «Рыба с головы гниет». Сам царь бесчинству многому начало положил. Нарек сам себя – Петр I. Ладно бы Великий или Грозный – такое бывало на Руси, а то первый будто до него ничего и не было на Москве. Сие – явное безумие бысть, и кара Божия народу за грехи его через царя его! Вот знаки кары той: колокола со святых церквей сам царь снимал и на пушки переливал, чин патриарший упразднил, стольный град отцов своих покинул и вертеп себе на болоте воздвиг, сам табак курил, иноземное платье носил, … лотошника неграмотного князем объявил, нарек себя языческим чином «император». Тут бы и отлучить от церкви святой богохульника и с престола его свести. Нет! Значит, достойны русски люди оказались высшей кары Господней».

Задания:


  1. В тексте «Мольбы» (источник 9) выражено отношение русского старообрядца к реформам Петра. С каким из этих мнений можно согласиться, а с какими поспорить?

  2. (источник 1-8) Как относятся к Петру разные известные люди? Какие необычные для русских царей черты вы можете отметить в личности Петра I? Кто и за что называет Петра I – революционер, антихрист, преобразователь?