zabika.ru 1

Урок литературы в 9 классе

Учитель Н.В. Сангаджиева

Тема «маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»

…надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…

А. П. Чехов

Цели урока:


  • познакомить с повестью Н. В. Гоголя «Шинель»;

  • проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе;

  • развивать навыки монологической речи;

  • воспитывать любовь и уважения к личности человека.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация к уроку (приложение №1);

  • приложения с заданиями для групп учащихся;

  • листы самооценки.


Ход урока.
1. Организационный момент. Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.
2. Подготовка к восприятию нового материала.

Слайд №1. Запись в тетрадях учащихся темы урока. Объявление целей урока.

Слайд 2. Чтение и комментарий эпиграфа урока – высказывания А. П. Чехова.

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе «Крыжовник».

Такими «молоточками» приходят к читателю произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

Слайд №3.

- Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем – «маленький человек»?

- А что это за тип героя?
3. Выступление учителя. Рассказ о цикле и о месте в нем повести «Шинель». Слайд 4.

- Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя «Шинель» - «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Г. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.


Слайд 5.

Повесть «Шинель» является завершающим произведением цикла повестей Н.В.Гоголя «Петербургские повести», над которым писатель работал с 1835 по 1842 годы. Все произведения объединяет общее место, где развиваются события – это город на Неве.

Слайд 6.

Особенности Петербурга Гоголя. (В сравнении с Петербургом Пушкина).
4. История создания повести «Шинель».

Слайд 7.

Замысел повести «Шинель» родился не сразу. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Как свидетельствует в своих воспоминаниях П.В. Анненков, «рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную для покупки хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями)». Но ружье тонет в воде при первой же охоте, а чиновник, возвратясь домой, слег в постель и уже не встал, ибо сильно заболел. Его спасли товарищи, собравшие деньги и купившие чиновнику новое ружье.
5. Практическая работа.

Слайд 8. Заполнение сравнительной таблицы.

- В чем сходны, а чем отличаются анекдот и повесть «Шинель»?

(Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у А.А. его отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи и в истории этой мы видим счастливый конец. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё – всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где «есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз», просто не выжить.)

- Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру «маленького человека»)
6. Проверка знания текста.

Слайд 9.

(Заполнение кроссворда).


По горизонтали:


  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в «статские советники»? (Награды)

  2. Место действия повести. (Петербург)

  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой. (Муха)

  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)

  5. Мечта всей жизни Башмачкина. (Шинель)

  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича. (Бедствия)

  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год. (Мороз)

  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

По вертикали:

   ГУМАНИЗМ.

- Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово «гуманизм»? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?
7. Анализ повести.

- Расскажите о главном герое.

-Какие строки говорят о предопределенности судьбы? Найдите их в тексте.

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

Слайды 10, 11, 12.

Работа над портретом героя.

- Сравните изображения А.А., созданные разными художниками. Какое из них наиболее близко вашему представлению этого героя и почему?

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

Слайд 13.

(Значение имени Акакий). Прием говорящих фамилий. (Почему Башмачкин, а не Башмаков, скажем?)

АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете почему?

- Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему? (Найдите эти эпизоды в тексте повести).


- А каково авторское отношение к герою?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

- Башмачкин - несчастный или посмешище?

8. Работа в группах.

Слайд 14.

Познакомьтесь с высказыванием А. Григорьева об А.А. Я предлагаю вам в группах обсудить это высказывание. Согласны ли вы с ним? (Приложение – задание №2).

- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество? Аргументируйте свой ответ. (Выступление 1-ой и 2-ой групп).

9. Работа над композицией произведения.

Слайды 15, 16, 17.

Иллюстрации к завязке.

Слайды 18, 19, 20, 21, 22.

Развитие действия.

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

- Прочти эпизоды, изображенные иллюстраторами.

- Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

(выборочное чтение)

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

(выборочное чтение).

Слайды 23, 24, 25.

Почему на иллюстрациях, изображающих А.А. в новой шинели, он уже не похож на «маленького человека»? (Потому что иллюстраторы пытались изобразить не то, как выглядел А.А. в новой шинели, а то, каким он себя в ней чувствовал).

Слайд 26, 27.

- Где кульминация повести?

(выборочное чтение)

- Что происходит с Акакием Акакиевичем? (Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни).


- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

Слайды 28, 29, 30.

- К кому обращается Акакий Акакиевич?

работа с иллюстрациями

- Что удалось изобразить иллюстраторам?

- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

выборочное чтение

- Каким же вы увидели чиновника?

- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

Слайд 31.

-Что является развязкой сюжета?

- Давайте посмотрим финал повести и подумаем, почему именно так заканчивается повесть?

Слайд 32. Эпилог повести.

Просмотр видеофрагмента из к/ф «Шинель»
10. Работа в группах.

- А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

-Для чего Гоголь использует элемент фантастического в финале повести?

- За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь «возлюби ближнего»). (Приложение – задание №3).

(Ответы 3-ей и 4-ой групп).
11. Общий вывод урока.

- О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

- Вспоминаются строчки из Библии: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», «возлюби ближнего как самого себя»

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова).

-Зачем же нужно это напоминание?
12. Домашнее задание.

Слайд 33.


  1. Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя «Шинель» и впечатление, сложившееся после урока.

  2. Поразмышляйте письменно над вопросом «Башмачкин – несчастный или посмешище?»


13. Подведение итогов урока.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке в листе самооценки (Приложение №4).