zabika.ru 1

Опыт работы учителя начальных классов


Веревкиной В.В. СОШ № 18

Урок литературы по теме: А.Погорельский «Черная курица или подземные жители».
Цели:

1.Образовательная: закончить работу над сказкой, проанализировать внутренний мир героя, выяснить главную мысль произведения

2.Развивающая: развивать внимание , навыки выразительного чтения ,инсценирования

3.Воспитательная: воспитывать честность ,доброту, умение нести ответственность за свои поступки
Конспект урока
1.Сообщение темы и цели.

Сегодня на уроке мы заканчиваем работу над литературной сказкой А.Погорельского «Черная курица или подземные жители». Давайте вспомним некоторые моменты биографии автора.

-Кто хочет рассказать о нем?

2.Краткое сообщение об авторе.

Алексей Перовский – известный литератор 19 века и друг А.С.Пушкина. В литературе он взял себе другое имя- Антоний Погорельский, от названия своего имения Погорельцы. Это был один из образованнейших людей своего времени. За два года окончил Московский университет. Участвовал в сражениях во время Отечественной войны 1812 года. Был награжден орденами. Затем занялся литературным творчеством в своем имении Погорельцы, где занимался воспитанием племянника Алеши, будущего знаменитого поэта, писателя и драматурга Алексея Константиновича Толстого, для которого и написал сказку «Черная курица или подземные жители». В этом году мы отмечаем юбилеи обоих писателей. Антонию Погорельскому- 220 лет, А.К.Толстому -190 лет.

3.Выразительное чтение понравившихся отрывков.

Дома вы иллюстрировали сказку и готовили выразительное чтение отрывков к своим сюжетам. Давайте послушаем некоторые отрывки и войдем в мир волшебной повести.

(сразу оценить)

Выразительное чтение отрывков.

4.Озвучивание характеристики Алеши до получения волшебного зернышка.

-Автор знакомит нас с главным героем сказки-Алешей.

-Каким мы видим его в начале сказки? Дайте характеристику Алеши до получения волшебного зернышка из тетради.(Зачитывает один ученик)


Умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали, горько чувствовал свое одиночество, единственным утешением его было чтение книг, любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века.

5.Инсценировка.

-Итак, добрый, воспитанный, честный, немного ветреный Алеша получил в награду за спасение Чернушки волшебное семечко. Давайте посмотрим, как это было.

(Инсценировка)

6.Выборочное чтение.

-С появлением волшебного семечка жизнь Алеши изменилась. Найдите 6 часть в учебнике. Зачитайте, как постепенно менялось отношение Алеши к незаслуженной похвале

Алеша внутренне стыдился этих похвал, ему совестно было,что ставили его в пример товарищам ,когда он вовсе того не заслуживал…..Но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал не краснея похвалы, которыми его осыпали. .

-Являлась ли Чернушка к Алеше в это время?

-Почему со временем Алеша уже редко о ней вспоминал?

7.Озвучивание характеристики Алеши после получения волшебного семечка.

-Алеша изменился. Дайте ему характеристику после того, как он получил волшебное семечко (из тетради)

Много стал о себе думать, важничал, вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех. Нрав его совсем испортился, он сделался гордым и непослушным.

Ф И З М И Н У Т К А

8.Работа с презентацией.

теперь я проверю, какие вы вдумчивые читатели. Я буду задавать вопрос и предлагать 2 варианта ответа. Вы должны выбрать один, подняв сигнальную карту в соответствии с цветом нужного ответа.

1 слайд

-Что испортило нрав Алеши?

* Безделье, праздное времяпровождение

* Излишняя похвала
-Сделайте выбор -поднимите сигнальную карту.
2 слайд

-Что является по мнению Погорельского обязательным условием внутренней красоты человека?


*красивая внешность

*труд

-Сделайте выбор
3 слайд

-Алеша пытался исправиться, но почему у него это не получалось?

*не знал. что сначала нужно откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность

*не достаточно старался

-Сделайте выбор

Итог: Вы смогли неплохо ответить на достаточно трудные вопросы

9.Чтение в лицах эпизодов, которые являются самыми драматическими событиями в жизни Алеши.

-Как вы думаете, какие моменты сказки описывают самые драматические события в жизни Алеши?

-Давайте прочитаем в лицах один из них.

(чтение)

-Почему вы считаете его одним из самых драматических?

10. Ответ на вопрос учебника

-Откройте вопрос номер 3 в учебнике после текста. Прочитаем его.

-Ответьте на вопрос.

11. Выяснение главной мысли.

-Сейчас вы увидите маленький отрывок из фильма созданного по сказке Погорельского. В этом эпизоде прозвучит главная мысль произведения. Попытайтесь догадаться ,что это за слова.

( Просмотр эпизода)

-В каких словах заключена главная мысль сказки?

-Поскольку фильм – это произведение другого жанра, режиссер немного изменил некоторые слова автора. Заметили ли вы в этом отрывке несоответствие с текстом сказки?

(Рассказать о Виталике Сидлецком)

12. – А сейчас я, наверное, вас удивлю.

- Много лет спустя Антоний Погорельский в письме к племяннику Алексею признался, что история, изложенная в сказке, не вымысел, а страшная быль, случившаяся с ним самим в детстве во время пребывания в петербургском пансионе. Погорельский писал племяннику: « Предательства своего, глупости, гордыни и самонадеянности я и по сей день, себе не простил.»С тех самых дней, по словам автора, он решил отдавать все свои силы служению Отечеству.

13. Итог.

- Ребята, чему учит сказка Погорельского?

-Что вы для себя взяли, познакомившись с ней?

-Пройдут годы, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.

-Вы хорошо работали. (Оценки за работу на уроке.)

14. Домашнее задание.

-Найти и прочитать стихотворения Алексея Константиновича Толстого.