zabika.ru 1

Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе


«Экологическое путешествие по Краснодарскому краю»


Аннотация
Целью интегрированного урока по математике и биологии является применение умений вычислять с помощью формул длину окружности и площади круга, осознание проблемы чистого воздуха для человека и способов защиты окружающей среды, здоровьесберегающие технологии, формирование высокой экологической грамотности в изучении экологии Кубани.

В подготовке урока использовались краеведческие материалы Белореченского химического комбината, Тимашевского комбината «Нестле».

На уроке использовался фрагмент видеофильма «Охрана природы на Кубани».

Материалы данного интегрированного урока могут использоваться на уроках экологии, кубановедения.


Литература


  1. Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. Атлас родной природы. М., 2000г.




  1. В.С. Рохлов. Популярный словарик по экологии. М., 1997г.




  1. В.М. Сенкевич. «Экология и мир». М., 1994г.




  1. Словарь экологических понятий и символов. М., 2000г.




  1. Газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября». 1999г.




  1. Материалы газет «Советская Кубань», «Знамя труда». 2006-2007г.


Цель урока:

- применение умений вычислять с помощью формул длину окружности и площади круга;

- развитие познавательного интереса;

- осознание проблемы чистого воздуха для человека и способов защиты дыхания.
Тип урока:

- урок закрепления знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:

- мультимедийный диапроектор, видеофильм «Охрана природы на Кубани», кодоскоп, карточки-задания, плакат «Средства индивидуальной защиты», марля и ткань, карточки-инструкции по изготовлению марлевых повязок, словарь экологических понятий и символов.

Ход урока.


  1. Подготовительный этап.

Класс по рядам делится на две группы – экологи и потребители.

В конце урока каждый должен защитить свой лозунг ( написать заметку или письмо другу на экологическую тематику).


  1. Проблема чистого воздуха.

Сообщение учителя биологии

Уильям Шекспир восклицал:

«Что за создание человек! Как благороден разум! Как точен и чудесен в движениях! Венец всего живущего!»

великий гуманист эпохи Возрождения ничуть не преувеличивал. Человек уникален! Он безмерно богат! Он владеет целой планетой с умеренным климатом, с атмосферой, масса которой составляет 1,15*10 тонн; с кислородом в воздухе, которого содержится 1,5*10 тонн. За сутки человек потребляет кроме пищи и воды 12 кг воздуха. Чистый воздух – самый главный и незаменимый продукт, им «питаются» все живые организмы.

Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от транспорта, комбинатов и заводов, аэрозолей не может нейтрализовать даже природа! Небезопасна грязная атмосфера и для человека, в первую очередь страдают органы дыхания. Особую опасность для человека представляют летучие ядовитые вещества, среди них известные нам хлор и аммиак. Эти вещества хранятся на территории в герметически закрытых ёмкостях, одно из них содержится в рабочей части холодильников, которые есть в каждом доме.
Прелагаю послушать доклад ученицы по теме «Экология Краснодарского края».

Вопрос об экологии в Краснодарском крае стоит очень остро. Как и во всём мире, деятельность человека приводит к изменению окружающей среды, загрязнению водоёмов и атмосферы.

Одна из самых главных проблем в крае – это защита водных объектов от загрязнения. Неблагоприятное воздействие пыли и газообразных выбросов переносится человеком легче, если есть много рек, прудов, водных бассейнов. К сожалению, количество водоёмов за время существования города Краснодара уменьшилось, качество воды ухудшилось. Расположение города у слияния рек Кубани и Карасуна обусловило бытовое и промышленное загрязнение этих водных артерий. Значительно изменился их ландшафтный облик, вплоть до уничтожения речки Карасун в черте города.


В водные объекты края поступает до 235,5 млн. м3 загрязнённых городских сточных вод, с которыми сброшено 4870 т. органических веществ, 3325,6 т. биогенных элементов, 80 т. нефтепродуктов, 89 т. солей тяжелых металлов. Значительная часть загрязняющих веществ, сбрасываемых в реку Кубань, поступает от городов Краснодар, Новороссийск, Туапсе. Из 181 эксплуатируемого сооружения по очистке сточных вод 130 не обеспечивают очистку до установленных промышленных норм.

Общая площадь земель в крае – 7,5 млн. га. Преобладающей категорией являются земли сельскохозяйственного назначения, которые занимают 4,8 млн. га. В крае выявлено 535, 4 тыс. га. деградированных земель, в том числе сильно смытых – 54,6 тыс. га, размытых – 48,2 тыс. га. В результате водной эрозии земель за последние 20 лет смыто 275 млн. т. почвы, что привело к заиливанию водоёмов, нанесло вред посевам и насаждениям.

Ещё одной из основных проблем края остаётся загрязнение окружающей среды пестицидами. За последние 12 лет в крае накоплено более 1 тыс. т. пришедших в негодность и запрещённых к применению пестицидов. Отсутсвие средств не позволяет вывезти их для утилизации в Волгоградскую область.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу в крае незначительно уменьшился. Это связано со спадом производства, характерного для нашего времени. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются: Краснодарская ТЭЦ, АО «Новоросцемент», г. Новороссийск, химкомбинат г. Белореченска. Самая главная опасность состоит в воздействии загрязнённого воздуха на организм человека. В последние годы получили широкое распространение неизвестные ранее виды загрязнения воздушной среды: магнитоэлектрическое и радиационное.

Краснодарская общественная организация «Экомир» совместно с научным учреждением «Кубаньгеология» работают над составлением экологической карты Краснодарского края, на которую будут нанесены города и районы с неблагополучной экологической ситуацией.

Посмотрим фрагмент видеофильма «Охрана природы на Кубани»



  1. Сюжетная задача «Авария на промышленном объекте»

Сообщение учителя математики

На химическом комбинате, находящемся в городе Белореченске Краснодарского края, где в большом количестве имеются ядовитые и опасные для жизни вещества, произошла авария ёмкости с хлором. Необходимо срочно принять меры по защите населения и определить площадь заражённой зоны. Известно, что в безветренную погоду хлор стелется по земле, распространяясь он занимает участок поверхности в форме круга. Для принятия экстренных мер прошу разбиться на группы, чтобы решить часть возникшей проблемы. Ваши предложения: что нужно делать?

В совместной беседе определяется круг задач, учитель формулирует их.
Задача 1.

Срочно изготовить средства защиты органов дыхания человека

(по инструкции).

Разработать рекомендации по защите органов дыхания на случай пожара, пыльной бури или других несчастных случаев.
Задача 2.

Вычислить площадь заражённой территории, продумать методы оповещения населения об угрозе их жизни.
Задача 3.

Вычислить длину верёвки для ограждения заражённой территории. Подсчитать стоимость данной длины верёвки.


  1. Самостоятельная работа по математике

(по группам)

Карточка 1


  1. Вычислите площадь заражённой территории, если от места утечки газа до границы очага по радиусу 250 м.

  2. Вычислите длину верёвки для ограждения заражённой зоны, если площадь этой зоны 750 000 кв. м.

  3. Какими средствами защиты вы воспользовались бы, находясь во время аварии дома?

  4. без какой математической формулы нельзя определить площадь заражённой поверхности?


Карточка 2

  1. На объекте произошла авария с утечкой ядовитого газа. Определите площадь опасной зоны, если её радиус равен 1 км 200м.


  2. Определите расстояние от центра очага утечки ядовитого газа, если для его ограждения потребовалось 3 км шнура.

  3. Какие средства защиты можно использовать для защиты органов дыхания? Какими средствами вы могли бы воспользоваться в условиях школы?

  4. Какие математические формулы помогли вам справиться с задачами? В какой ситуации в жизни вам приходилось использовать математические формулы?


Карточка 3


  1. Площадь опасной зоны после утечки ядовитого газа равна 6,75 кв. км. Определить радиус опасной для жизни человека зоны.

  2. Чтобы оградить заражённую зону площадью 12 кв. км, принесли 20 мотков верёвки по 500м каждый. Достаточно ли этих верёвок для ограждения опасной зоны?

  3. Для индивидуальных средств защиты использовали толстые ватные одеяла. Правильно ли они поступили?

  4. Решая проблему безопасности здоровья человека, какими математическими формулами вы воспользовались?


Карточка 4


  1. В опасной зоне, после повреждения ёмкости с хлором, остались люди. Какое расстояние им нужно преодолеть, чтобы обезопасить свою жизнь, если площадь заражённой зоны 52 900 кв. м?

  2. Обходя вокруг заражённой зоны, медсестра прошла 4 км 800м. определите радиус опасной зоны.


  1. Средства индивидуальной защиты: вата, мокрое полотенце, покрывало. Чему вы бы отдали предпочтение?

  2. Часто ли в своей жизни вам приходилось применять математические формулы? В каких случаях? Можно ли было в выше предложенных задачах обойтись без математических формул?


Проверка самостоятельной работы: каждая группа представляет результаты решения практических задач с помощью кодоскопа, учитель математики оценивает работу учащихся.


  1. Практическая работа по биологии

по теме «Изготовление индивидуальных средств защиты».

Учитель биологии ставит перед учениками цель:

изготовление чертежей повязок, вычисление количества израсходованного материала; изготовление индивидуальных средств защиты.
Порядок выполнения работы


  1. Изготовить чертёж марлевой повязки, определить количество необходимого материала.

  2. С помощью карточки-инструкции изготовить индивидуальную марлевую повязку (из подручных средств).


Инструкция

по изготовлению ватномарлевых повязок


  1. Сравните размеры своего чертежа с размерами на рисунке в инструкции. Проверьте, правильно ли вы подобрали размеры повязки.

  2. На середину куска марли положить слой ваты размером 30*20 см и толщиной 1-2 см.

  3. Загнуть марлю с обеих сторон, закрыв ею вату.

  4. Концы марли надрезать так, чтобы образовались две пары завязок.

  5. Повязку наложите на рот и нос, верхние концы её завязать на затылке, пониже темени.


По окончании работы ребята демонстрируют изготовленные средства защиты органов дыхания.


  1. Творческая работа.


Учащиеся пишут мини-сочинение по теме урока.

Работа оценивается учителем биологии.

7. Подведение итогов урока.