zabika.ru 1

Обществознание.


8 класс.

урок на тему:

«Рынок. Цена. Конкуренция»

Тип урока:

-технология индивидуализированного обучения.

Вид урока:

-изучение нового материала.

Технологии:

-личностно-ориентированное обучение;

-проблемное обучение:

-ИКТ.
Цели урока:


  • Усвоить основные понятия темы: «рынок», «цена», «конкуренция».

  • Установить взаимосвязь понятий используя понятия: «субъекты и объекты экономических взаимоотношений», «экономическое благо», «обмен».

  • Достичь уровня общего усвоения материала, также уровня остаточных знаний не ниже 90 % от общего рабочего охвата класса.

  • Закрепить навык пошагового анализа материала.

  • Закрепить навык анализа логико - смыслового построения материала урока.

  • Закрепить навык самооценки знаний.

  • Акцентировать внимание на сложности экономических взаимоотношений, важности познания экономической сферы жизнедеятельности общества.


Понятия:

-
обмен, рынок, цена, монополия, конкуренция, дефицит.
Оборудование:

раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений.
Ход урока:

Организационный момент. Целеполагание. 2 мин.
Учитель: приветствую Вас обществознания. Нам предстоит изучение интересной, важной, и довольно сложной темы, для чего вам понадобятся: учебник – источник вашего познания, тетрадь, карточки заданий № 1,2,3 – как средство вашего познания. Цель нашего урока: изучение новых понятий, установление их взаимосвязи, закрепление изученного, получение отличных результатов.

Скорость, внимание, активность – залог вашего успеха. Желаю новых, интересных знаний.


Устная работа. Формулирование задачи урока. 5 мин.
Учитель: экономика как организованная деятельность людей, направленная на создание благ, удовлетворяющих потребности человека, есть совокупность четырех последовательных, но взаимозависимых между собой этапов экономической деятельности. Назовите, каких?

Ученик: потребление, производство, распределение, обмен.

Учитель: взаимодействие этапов осуществляют экономические субъекты и объекты. Что мы подразумеваем под категорией субъектов и объектов экономики?

Ученик: экономическими субъектами экономики называют производителей и потребителей экономических благ, а объектами экономики называют экономические блага.

Учитель: взаимодействие субъектов экономики – это сложный процесс, естественный в своем основании и организованный обществом. Этот процесс организуется с помощью механизмов экономической деятельности, которые называются рынком, ценой, конкуренцией.

Запишите тему урока.

Сформулируем задачу урока совместно на основе вышесказанного.

Ученик: задача урока: выяснить, что такое рынок, цена, конкуренция, и установить их взаимозависимость.

Учитель: решить поставленную задачу вы сможете самостоятельно, последовательно выполняя задания, но обращая внимание на алгоритм ваших действий:

- исследуя основные характеристики взаимодействия продавцов, покупателей, производителей и потребителей как экономических субъектов, с помощью ответа на тестовые задания карточки № 1 мы выясним, что означает понятие рынок;

- построив схему взаимоотношений экономических субъектов, мы определим законы, по которым действует рынок;

- рассмотрев механизмы взаимодействия экономических субъектов, схему построения этих отношений, мы выясним, что означает понятие конкуренция.

Работая с карточкой, вы можете выделять (подчеркивать или помечать) наиболее важные понятия и определения.


Обратите внимание на карту достижений, которая расположена на доске. Выполняя задания поэтапно, на карточках № 1,2,3 вы проставите «+» напротив вышей фамилии на карте достижений.

Те, кто справятся с заданиями раньше других, получат карточку голубого цвета, решение задачи которой является ключом к ответам на вопросы карточек 1, 2, 3.

-Физкультминутка.
Изучение новой темы.

Работа с разноуровневыми заданиями. 20 мин.
Ученик: приступают к работе с карточками. Поэтапно выставляют «+» в карту достижений.

Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.

Устная работа. 8 мин.

Учитель: построим алгоритм изученного с помощью шагов. Начнем с субъектов экономических отношений. Производитель – это…

Ученик: (согласно выделенному определению в карточке) – субъект экономики, производящий экономическое благо с целью экономической выгоды.

Учитель: потребитель – это …

Ученик: экономический субъект, потребляющий экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей. Экономический субъект, потребляющий экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей.

Учитель: продавец – это…

Ученик: экономический субъект, предлагающий экономическое благо, с целью экономической выгоды.

Учитель: покупатель – это …

Ученик: экономический субъект, спрашивающий экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей.

Учитель: их взаимодействие происходит на основе…

Ученик: обмена, конкуренции.

Учитель: обмен – это…

Ученик: взаимодействие продавцов и покупателей с целью экономической выгоды.


Учитель: совокупность продавцов и покупателей, взаимодействие которых приводит к возможности обмена.

Ученик: это рынок.

Учитель: цена – это …

Ученик: количество денежных единиц, уплачиваемых за единицу товара или внешнее выражение стоимости.

Учитель: взаимодействие экономических субъектов происходит на основе …

Ученик: обмена и конкуренции.

Учитель: конкуренция – это…

Ученик: экономическое соперничество между экономическими субъектами.

Учитель: но конкуренция бывает и таковой, где она не существует, достигнув своей максимальной точки, т.е. состояния, где конкурирующих субъектов так много, что они не оказывают влияние на цену и объем продаж. Такую конкуренцию называют…

Ученик: совершенной.

Учитель: конкуренция бывает и таковой, где она практически не существует, поскольку на рынке действует один субъект, устанавливающий цену и объем продаж самостоятельно. Такую конкуренцию называют…

Ученик: монополией.

Рефлексия. 3 мин.

Учитель: верно. Обратите внимание на получившуюся схему.

Предлагаю подвести итог урока. Проанализируем карту достижений. Посмотрим, какой из этапов вызвал особое затруднение. Кто заслужил отличные, хорошие и удовлетворительные результаты?

Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.

Учитель: задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме. Задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме.


Карточка заданий № 1.

Выполните тест согласно следующим рекомендациям:





*

определите желаемую оценку ваших знаний по данной теме;




*

последовательно ответьте на вопросы теста, дающие возможность получить удовлетворительный результат в случае его успешного завершения;




*

обратите внимание на литеры вариантов ответа. Верные ответы по всем вопросам складываются в слово, являющееся «ключом» задания.

1.




Субъекты экономики, производящие экономическое благо с целью экономической выгоды можно классифицировать как:




д

производителей;




п

потребителей;




ч

покупателей;




ж

продавцов.

2.




Экономические субъекты, потребляющие экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей можно классифицировать как:




ц

производителей;




е

потребителей;




ш

покупателей;




о

продавцов.

3.




Всех тех, кто предлагает экономическое благо с целью экономической выгоды условно можно назвать:




б

производителями;




з

потребителями;




с

покупателями;




ф

продавцами.

4.




Всех тех, кто спрашивает (покупает) экономическое благо с целью экономической выгоды и удовлетворения своих потребностей, можно назвать:




к

производителями;




х

потребителями;




и

покупателями;




р

продавцами.

5.




Взаимодействие продавцов и покупателей с целью экономической выгоды можно назвать:




ц

обменом;




щ

конфликтом;




л

взаимодействием;




д

взаимовыручкой.

6.




Совокупность продавцов и покупателей, взаимодействие которых приводит к возможности обмена, или систему экономических отношений, основанную на обмене экономическими благами с целью взаимовыгоды можно назвать:




и

рынком;




ю

ярмаркой;




н

маркетингом;




в

компромиссом.

7.



Количество денежных единиц, уплачиваемых за единицу товара, или внешнее выражение стоимости товара можно назвать:





т

ценой;




г

спросом;




м

конкуренцией.




Карточка заданий № 2.

Выполните задания согласно следующим рекомендациям:




*

Внимательно изучите схемы и условия к ним.




*

Будьте точными в своих ответах.

1.




Дайте название знакам взаимодействия (стрелкам) между экономическими субъектами, если это:







ПОКУПАТЕЛЬ



РЫНОК





ПРОИЗВОДИТЕЛЬ



-

Внешнее выражение стоимости товара.




-

То, что ограничивает потребителя в его стремлении наращивать потребление, или ограничивает потребление ресурсов.




-

Мотивирует производителя в стремлении получить выгоду.

2.




Дайте название знакам взаимодействия (стрелкам) между экономическими субъектами, если это:







Производитель



Продавец







Потребитель

Потребитель







Продавец

Производитель




-

Экономическое соперничество за цены.




-

Экономическое соперничество за прибыль.


-


Экономическое соперничество за объем продаж.




-

Экономическое соперничество за улучшенные условия производства.




-

Экономическое соперничество за место на рынке.




-

Экономическое соперничество за ресурсы.




Карточка заданий № 3.

Выполните задание:

Экономическое соперничество между экономическими субъектами называют ____________. Рассмотрите виды ________, дайте общее определение каждому из видов.

На рынке представлено множество продавцов и покупателей, продающих и покупающих множество товаров и услуг; конкуренция достигла наивысшего этапа; товар, его качество и объем продаж становиться однородными, а цены практически одинаковыми.

Ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли.

Ситуация господства на рынке одного продавца, обладающего полновластной экономической свободой.







Это …


Это …

Это …




Карточка – «КЛЮЧ».

Вставьте пропущенные слова.

_______________ - экономический показатель кризиса, ситуация превышения спроса над предложением, т.е. недостачи товаров на рынке, вследствие нарушения законов _______________ борьбы, сопровождающаяся ростом __________.

Примечание: первое пропущенное слово является ключом к тесту карточки № 1.



МОДЕЛЬ.













Домашнее задание:

П.10 стр. 110-115. Вопросы № 1. 2.