zabika.ru 1

Урок по математике в 3 классе


Учитель Проскурина З.М.

Авторы учебника В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева.
Тема урока: Масса. Килограмм. Грамм.

Дидактическая цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с новыми единицами измерения массы: килограмм, грамм.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Задачи: - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – килограмм и грамм ( показать новые обозначения кг и г, соотношения между этими единицами; формировать представление о новых единицах измерения массы, способность к измерению массы с помощью килограммов и граммов, сравнению, сложению и вычитанию масс, выраженных в кг и г; совершенствовать вычислительные навыки; учить решать задачи с новыми единицами массы);

- формирование способности учащихся к новому способу действия: использование единиц массы килограмма и грамма;

- воспитание целеустремленности, желания достигать поставленной цели, опираясь на новые знания и опыт.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Фронтальная работа, общеклассная работа, групповая работа.

Средства обучения:

Для учителя: Математика 3 класс, авторы В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева; издательство «Вентана-Граф» 2011г; .РТ № 1; карточки с приложениями 1 - 5

Для учащихся :учебники и рабочие тетради те же самые, карточки с приложением 6, кружочки для оценивания работы на уроке зеленые, желтые. и красные.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности





- Ребята, прочитайте девиз сегодняшнего урока.

- Как вы понимаете содержание этого девиза?

- Вы хотите узнать на уроке новое.

-Что для этого надо делать?

-На уроке мы будем изучать новую тему. Я думаю, тот, кто будет стараться и будет внимательным, у того получится все.

Читают девиз «Дорогу осилит идущий». Приложение 1.

Ответы детей (чтобы усвоить новый материал, нужно преодолеть определенные трудности на уроке.

Хотим.

Надо
постараться быть внимательными, активно работать на уроке.


Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

II. Актуализация и пробное учебное действие


- Какие величины вы знаете?

Выполните действия(запись на доске)

2м +4м=

23см – 12см =

25мин -5мин=

46ч + 4ч=

5кг - 2кг=

Сравни: 34м…43м

27г … 17г =


Длина, время, периметр, площадь, цена и т.д.

Выполняют


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения

Физкультминутка

-Что вы заметили? В каком месте возникло затруднение? Почему возникло затруднение?


Разные версии ( не знаем новых обозначений) - возникло затруднение


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения



- Что же нам делать дальше?

-Где будем искать?

- Итак, что нам нужно сделать?

Найти: что это за обозначения.

В учебнике или вы нам скажете об этом.

Узнать:

  • что обозначают символы кг и г

  • устранить затруднение

  • поупражняться в новом действии.

Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. (регулятивные УУД)

V. Реализация построенного проекта


- Откройте учебник на стр. 34. Посмотрите на верхний рисунок: что тяжелее: пакет муки или гиря? Объясните свой ответ.

-Ребята, это значит, что масса пакета больше массы гири, а масса гири меньше массы пакета.( на доске вывешиваю табличку со словом «масса»)

-Значит, какие бывают предметы по массе?

-Прочитайте, что написано в рубрике «Обрати внимание» на стр. 34.

На доске вывешиваю таблички со словами «килограмм» и «грамм»

-Прочитайте еще раз эти названия единиц массы.

А кто обратил внимание: как они обозначаются сокращенно?

- Давайте устраним наши затруднения в устной работе.

-А теперь посмотрите на № 137. Обсудите в группах свои ответы на вопросы и кто-то один из вас пусть ответит, как вы думаете.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Верно, сегодня на уроке мы будем изучать массу предмета и единицы ее измерения: кг и г. Записываю тему урока на доске.

Тяжелее пакет муки. Это видно из рисунка: перетягивает та чашка весов, на которой стоит пакет с мукой.

Приложение 2

Тяжелые и легкие.

Массу тяжелых предметов измеряют в килограммах, а массу легких предметов или небольшого количества жидкости измеряют в граммах.


Приложение 3

Читают

кг и г. Рядом со словами Приложения 3 вывешиваю краткие названия единиц массы кг, г.

5кг – 2кг = 3кг

27г > 17 г

Отвечают

Приложение 4

Историческая справка. Приложение 5


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (познавательные УУД)

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь выбирать лидера, совместно договариваться о правилах общения и следовать им. (коммуникативные УУД)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Решение задач у доски с проговариванием. 1) В доме сгорало каждый вечер 2 фунта керосина. Сколько керосина сгорало за неделю?

2)Пастух сплел сначала 8 лаптей. Потом еще 4 лаптя. На пару лаптей идет 3 фунт лыка. Сколько лыка пошло на все лапти?

3)Крестьянин привез на мельницу 3 пуда пшеницы и 2 пуда ржи. Какова масса зерна в килограммах?

- Рассмотрим № 139 на стр. 35 в учебнике(устно). Прочтите задание, ответьте на вопрос.

№ 140(устно).

1фунт =400г

400 * 7 = 2800(г) керосина сгорело за неделю.

8 + 4 = 12(л.) сплел пастух

12 : 2 = 6(пар) лаптей сплел пастух

3 * 6 = 18(ф.) лыка пошло на все лапти

400 * 18 = 7200(г) лыка пошло на все лапти

3 + 2 = 5(п.) зерна привез крестьянин на мельницу

16 * 5 = 80(кг) зерна привез крестьянин на мельницу

В пузырьке 8 г йода.

Масса гусеницы 12 г.


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (коммуникативные УУД)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



-Выполните самостоятельную работу , выбрав тот вариант, с которым вы считаете, что справитесь.

Вариант 1.

А)Вставьте пропущенные единицы измерения массы. РТ СТР. 20 № 63

Б)Сравни величины:

200кг…195кг

365г…601г

2кг300г…2кг400г

В)Выполни действия: РТ СТР.21 № 66 (1,3,5)

Вариант 2.

А)Вставьте пропущенные единицы измерения: масса автомобиля 1000…

Масса слона 5000…

Масса человека 60…

Масса батона 500…

Масса мухи 3…

Б)Сравни величины:

18кг…199кг

781г…871г

3кг45г…3кг450г

В)Выполни действия РТ стр.21 №66(2,4,6)

-Выполните самопроверку по эталону

-У кого все правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

В чем причина?

-Исправьте ошибки.

-Поставьте себе оценки.

Выполняют самостоятельную работу

Приложение 6.

Проверяют. Фиксируют «!», «?».

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. (регулятивные УУД)

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)

VIII. Включение в систему знаний повторение

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Выполняем № 144 на стр.36 в учебнике( под руководством учителя)

-Какую цель мы ставили ?

-Достигли мы цели урока?

-Какая тема была?

Оцените свою работу на уроке, используя кружочки

Ошибок не

Ошибки были

Не выполнил

Выполняют

Оценивают


Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. (коммуникативные УУД)

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)





Приложение 1.

Дорогу осилит идущий!

Приложение 2.

Масса

Приложение 3.

Килограмм (кг)

Грамм (г)

Приложение 4.

Масса. Килограмм. Грамм.

Приложение 5.

Раньше на Руси для измерения массы использовались такие единицы, как пуд и фунт. 1 пуд приблизительно равен 16кг

1фунт приблизительно равен 400г

Но это было очень неудобно… Подумайте, почему? ( т.к. нельзя точно узнать массу предмета. Да и неудобно было пользоваться такими числами). Так родились новые единицы измерения массы - килограмм и грамм.

Приложение 6

Вариант 1.

А) Вставьте пропущенные единицы измерения массы. РТ СТР. 20 № 63

Б) Сравни величины:

200кг…195кг

365г…601г

2кг300г…2кг400г

В) Выполни действия: РТ СТР.21 № 66 (1,3,5)

Вариант 2.

А) Вставьте пропущенные единицы измерения: масса автомобиля 1000…

Масса слона 5000…

Масса человека 60…

Масса батона 500…

Масса мухи 3…

Б) Сравни величины:

18кг…199кг

781г…871г

3кг45г…3кг450г

В) Выполни действия РТ стр.21 №66(2,4,6)