zabika.ru 1

Урок по физике в 8 классе по теме «Законы отражения света»


Цель: 1) сформировать знания о явлении отражения света; познакомить с понятиями — угол падения, угол отражения, падающий луч, отраженный луч; продемонстрировать отражение света от зеркальной поверхности, сформулировать законы отражения света;


  1. развивать экспериментальные умения уч-ся, умения обобщать знания, применять их в конкретных ситуациях, развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к физике.

  2. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность.



Ход урока:

На прошлом уроке мы начали изучение нового раздела физики «Оптика». Сегодня мы продолжим изучать данный раздел.

( На фоне музыки)

Ребята, перед вами находятся зеркала. Возьмите зеркало в руки, посмотрите в него, улыбнитесь себе и шепотом скажите самому себе что-нибудь хорошее.

  • Почему вы увидели свое изображение?

  • высказывают мнение уч-ся

  • Теперь посмотрите на лист белой бумаги. Вы увидели свое изображение? Почему нет?

  • слушаю мнение уч-ся



  • Обратите внимание на экран и ответьте, почему на одной картинке мы видим изображение деревьев в воде, а на другой нет.

  • слушаем мнение уч-ся




  • Исходя из вопроса, подумайте, о чем мы будем вести речь на уроке?

  • С отражением света.

  • Вы уже знаете, что свет по всем направлениям распространяется одинаково. Мы его не видим. Почему свет становится видимым, если в комнате пыль? Почему мы видим окружающие нас тела? Над этой проблемой мы и будем сегодня работать.


Тема урока: Отражение света. Законы отражения света


  • На столе у каждого из вас имеются технологические карты. На протяжении всего урока вы будите работать с ней.
  • Итак, в чем же суть этих законов, какие существуют виды отражения , где встречается и используется данный закон в природе, в технике.


  • Для того, чтобы ответить на поставленные нами вопросы, вспомним понятия , которые нам могут понадобиться


1) Что такое источники света? (Источники света -это тела, от которых исходит свет)

-Замечательно!
2)Какие виды источников света вам известны? (Естественные, которые создала природа. Например, Солнце, звезды, светлячки. Искусственные источники света, их создал человек. Они делятся на тепловые — пламя горелки, свечи, электрические лампочки и люминесцирующие -лампы дневного света)


  1. Что называется световым лучом? (Световой луч-это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света)



У вас было творческое задание: провести подборку отрывков из стихотворений, в которых бы упоминались источники света и сопроводить свое выступление рисунком или картинкой.

Ребята, кто готов ?

  • Те кто находится на месте, обратите внимание, ваша задача - внимательно выслушать выступающего и распределить источники света по категориям и занести данные в таблицу.

У некоторых уч-ся - индивидуальные задания. Пока мы слушаем выступления, вы работаете самостоятельно.

(выступления уч-ся)
В старину был нужный источник света Горящая лучина,
Догорай, гори, моя лучина,

Догорю с тобой и я...
Горящая свеча,

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.(Б. Пастернак)
Горящая спичка.

Как золотая птичка,

Дрожит огонь в впотьмах.

В одну минуту спичка

Сгорит в моих руках. (А. Тарковский)


Электрическая лампа:

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней,

Без теплоты, магнита, света,

Без электрических лучей.(А. Мицкевич)
Солнце-главный источник света.

Солнце еще раз взглянуло


Исподлобья на поля

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля. (Ф. Тютчев)
Звезда.

Звезда, звезда, холодная звезда,

К холодным иглам ты все ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь. (В. Луговской)
Молния.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя-

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.


  • Как сделать световой луч, направленный на экран — видимым.

  • Брызнуть водой или запылить комнату

  • Покажите

  • Почему мы увидели луч?

  • Потому что свет отразился от капелек воды и мы его увидели




  • Направьте световой луч на зеркало под некоторым углом? Что вы увидели?(он отразится).

  • Схематично покажем поведение луча

S С B















М

О N



MN — граница раздела двух сред

ОС — перпендикуляр в точке падения луча

SO- падающий луч

ОВ — отраженный луч

Давайте попробуем дать определение, что называется углом падения. (На экране слайд, где нужно вставить пропущенные по смыслу слова, пытаются дать определение).

Обратите внимание, новые для вас термины.
Угол SОС, образованный падающим лучом SО и перпендикуляром, восстановленным в точке падения луча- называется углом падения и обозначается - α .

Сформулируем, определение угла отражения.


  • Угол СОВ, образованный тем же перпендикуляром и отраженным лучом ОС, называется углом отражения и обозначается — ϐ.


-Еще раз направим луч света под некоторым углом к зеркальной поверхности. Что вы увидели?

-Луч отразился.

-Теперь изменим угол падения, изменился ли угол отражения?

-Да

- Оказывается, так же как вы, голландец Виллеброрд Снель ван Ройен (1580-1626) наблюдал, как тонкий луч света отражается в зеркале. Он просто измерил угол падения и угол отражения луча (чего до этого не делал никто) и установил закон отражения света.

Может когда-то и вы откроете закон, если будет внимательно наблюдать за происходящим вокруг!


  • Посмотрим в чем состоит суть закона отражения света. Съемка была проведена в Ляпичевской школе.(видео)


Угол падения равен углу отражения. (слайд ).

Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.- в этом состоит суть законов отражения света


  • Как вы считаете, если луч падает в направлении ВО, то отраженный луч как себя поведет?




  • Он пойдет в направлении ОS



Свойство лучей падающего и отраженного меняться местами стали называть обратимостью.



  • Применим законы отражения света при решении задач.


В технологической карте у вас имеется задание построить отраженный луч, если имеется падающий луч. Предлагаю одному выйти к доске и выполнить данное задание.

(выполняет работу уч-ся и комментирует. Например, построим в точке падения луча перпендикуляр к плоской горизонтальной поверхности. Строим отраженный луч, так чтобы угол падения был равен углу отражения.)
На доске 2 рисунка, на которых изображены падающий на поверхность луч. Ваша задача построить отраженный луч- рис.2 и 3. (работают у доски одновременно 2 ученика)

Давайте проверим правильность построения. У всех ребят получилось так?














рис.1 рис.2 рис.3

Хорошо, садитесь.

А теперь попробуем построить отраженные лучи от идеально ровной и шероховатой поверхностей. К доске выйдите________









а










б

рис. 4
- Какие отличия вы увидели при построении в первом и последнем случае?

(В первом параллельные падающие лучи отразились параллельным пучком, а в последнем случае этого не было. )


  • Верно. Проведем эксперимент, чтобы узнать, какие тела отражают свет лазерной указки, сохраняя параллельный пучок, а от каких тел параллельных лучей не получается.


(Дети проверяют, направляя луч света на различные поверхности и заполняют таблицу)




Поверхность

Наличие отраженного параллельного пучка

1


зеркало

есть

2

картон, глянцевая бумага

нет


В каком случае, вы увидели, что свет параллельным пучком отразился от поверхности?

  • В случае, когда свет падает на зеркальную поверхность.




  • При падении светового луча на картон и бумагу, какой результат у вас получился?

  • Свет не отразился, как в первом случае.

Убедимся в этом при просмотре опыта. (Видео)

С какими видами отражения вы сейчас познакомились? (слайд)

-Зеркальным и диффузным

  • Обратите внимание чем же они отличаются друг от друга?




Если свет отражается от неровных, шероховатых поверхностей и при этом отраженные лучи не являются параллельными, как на примере от поверхности бумаги, картона , то такое отражение называется диффузным(или рассеянным).
Обратите внимание на экран, и ответьте на вопрос: какое отражение вы видите зеркальное или диффузное? Почему вы так считаете?(показ слайдов)

1) Старинная русская пословица гласит: «Солнце сияет, а месяц только светит.» Объясните физический смысл пословицы: о каких законах света идет речь? (О законах отражения. Солнце является источником света, а месяц отражает солнечные лучи, падающие на его поверхность и у нас создается впечатление, что месяц тоже светит, но это не так.)
2) Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела? (Диффузному)

Но для человека важны оба вида отражения!
Ответьте на вопрос, используя полученные знания.

1)Угол падения луча равен 30 . Определите угол отражения луча.(30)



  1. Угол падения луча равен 15. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами? (30)




  1. Угол между падающим и отраженным лучами составляет 90. Под каким углом к зеркалу падает свет? (45)




  1. Угол между зеркалом и падающим на него лучом равен 50. Чему равен угол падения, угол отражения, угол между падающим лучом и отраженным? (угол падения = 90-50=40, угол отражения = 40, угол между падающим и отраженным лучами=80)


5) Посмотрите на экран и ответьте на вопрос - о чем идет речь?

Лишь сделаю рукой движенье-

И новое в глазах виденье!


  • Это калейдоскоп.

- Действительно, этот прибор работает, благодаря законам отражения света.

А, вы, когда- нибудь в детстве пытались сломать калейдоскоп и посмотреть, как он устроен?
Да ? Тогда всё в порядке, вы ничем не отличаетесь от миллионов других любопытных.

Можете предположить, как можно в домашних условиях изготовить калейдоскоп, что вам для этого понадобится?

  • Слушаем уч-ся
    Так что это за устройство калейдоскоп, с точки зрения науки? Сейчас нам расскажет Растрыгина Мария.

Сообщение по теме «Калейдоскоп»
Калейдоскоп в толковом словаре Даля назван «узорником». Его можно по праву считать первой оптической игрушкой. Её изобрёл английский физик Дэвид Брюстер в 1816г. Но в России калейдоскоп появился еще раньше — в 18 веке- благодаря М.В. Ломоносову, который не запатентовал свое изобретение из-за отсутствия соответствующего закона в тогдашней России.

Калейдоскоп — это оптический прибор, в основе которого лежит принцип отражения света от плоских зеркал, образующих между собой угол. Внутри цилиндрической трубки, параллельно ее оси, расположены как минимум две зеркальные пластины, обращенные отражающими поверхностями друг к другу.

Внутри калейдоскопа может стоять от 2-3 зеркал до 4 и более. Различное множество зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений одного предмета. Внутри трубки между зеркалами заполняют стеклышками, бисером, перышками и другими мелкими предметами. Один конец трубки закрыт матовым стеклом, а с другого конца прозрачным стеклом. Повернув прибор матовым стеклом к свету, можно увидеть через прозрачное стекло цветные узоры, форма которых меняется при вращении.

Калейдоскоп – это источник вдохновения. Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия.

Калейдоскоп – это генератор положительного поля. Он способен создать настроение, разогнать тоску, улучшить самочувствие. 15 минут рассматривания картинок калейдоскопа сравнимы с 5 минутами здорового смеха.

  Калейдоскоп – это домашний терапевт. Он помогает снять усталость зрительного нерва, что особенно важно в современном мире компьютеров и электроники. А еще он улучшает тонус при болезни и ускоряет процесс выздоровления. Вот уже 200 лет он радует детей и взрослых, не прекращая удивлять своей загадочностью и красотой.
Еще, в Интернете я нашла много интересной информации об этом устройстве и предлагаю вам самим изготовить калейдоскоп в домашних условиях. Это в ваших силах. Посмотрите, что получилось у меня, предлагаю подробную инструкцию по его изготовлению.

- Спасибо за интересный рассказ. Отгадайте загадку: Разноцветное коромысло, над рекой повисло. Что это?

-Радуга.

-Где же в природе применяются законы отражения света, нам расскажет Лыгина Наталья.
Сообщение «Радуга».

Радуга — это цветная дуга, видимая на фоне завесы ливневого дождя или полос падения дождя, часто не достигающих поверхности Земли. Радуга видна в стороне небосвода, противоположной Солнцу, и обязательно при Солнце, не закрытом облаками. Внешняя дуга радуги красная, а за нею идут оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая дуги.


Радуги можно увидеть около водопадов, фонтанов, на фоне капель, разбрызгиваемых поливальной установкой. Можно самому создать завесу капель из пульверизатора и , встав спиною к Солнцу, увидеть радугу, созданную собственными руками. Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 году. Он объяснил радугу на основе законов преломления и отражения света.
Спасибо интересную информацию! Но более подробно, с получением различных цветов радуги и их объяснением, мы познакомимся при изучении физики в 11 классе.
Мы сегодня на уроке выполнили большую работу. Вспомним какая проблема, у нас была поставлена в начале урока. (объяснить окружающие нас явления, используя закон отражения света )

Удалось ли решить нам данную задачу? (Да)

Теперь вы сможете объяснить, почему мы видим окружающие нас предметы, как образуется радуга или как сделать калейдоскоп...

Вы убедились, что для человека важны оба вида отражения. Мы часто на уроке использовали зеркало, трудно представить себе жизнь без него. Зная законы отражения можно объяснить получение картинки в плоском зеркале. Но подробно об этом, мы будем говорить уже на следующем уроке...
Ребята, у вас на столах имеются мордашки с разным выражением лица. Как вы оцениваете свою работу на уроке? (показываю и комментирую)
Работал отлично, все было понятно.

Работал хорошо, некоторые вопросы вызвали затруднения.

Работал удовлетворительно, многое не уяснил.
Я вижу, что мнение многих совпало с моим. Считаю, отлично работали на уроке______

Хорошо потрудились______

Необходимо уделить больше внимание при подготовке домашнего задания следующим учащимся__
Давайте запишем домашнее задание: параграф 63 упр. 30 (2,3), подобрать материал в дополнительных источниках о миражах, найти 3-5 описаний оптических явлений, которые встречаются в произведениях писателей и поэтов.

Прошу вас сдать технологические карты, за которые вы также получите оценку.

Спасибо вам за урок, и запомните «Любознательность создает ученых и поэтов» Спасибо всем за внимание!