zabika.ru 1

Урок химии в 8-м классе:

"Типы химических реакций"


ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

ЗАДАЧИ УРОКА:

обучающие:
познакомить учащихся с классификацией химических реакций по признаку: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;
- дать понятие о сущности реакций: соединения, разложения, замещения, обмена;
- продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;
- продолжить формирование практических умений проводить эксперимент используя возможности виртуальной лаборатории по химии

развивающие:
- развивать ОУУН (составление конспекта, систематизация материала, моделирование процесса, выделение главного) используя ИКТ технологии
- реализовать элементы программ развития: мотивации, внимания, мышления (прогнозирование продуктов реакции);

воспитательные:
- формирование химической культуры;
- продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

I модуль    Типы химических реакций (изучение нового материала)

II модуль   Коррекция знаний (экспериментальная работа, работа в группах с использованием технологий ИКТ - виртуальной лаборатории по химии, цифровой базы видео по химии)

III модуль Коррекция знаний и первичная проверка знаний (тест)

Планируемые результаты

- модульный урок в сочетании с ИКТ позволяет создать ситуацию успеха, комфортную обстановку в учебном процессе дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым. Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения.

I МОДУЛЬ
Типы химических реакций (изучение нового материала)

Просмотр мультимедиа “Физические и химические явления” (цифровая база видео по химии)


Учитель:Объясните просмотренный опыт.

Ответ ученика.

Просмотр мультимедиа “Химические реакции”.(цифровая база видео по химии)

Учитель: Итак, ещё раз объяснить просмотренный опыт. Реакция горения – первая химическая реакция, с которой познакомился человек. А потому легенду о Прометее, подарившим людям огонь, можно считать легендой о том, как человек впервые столкнулся с химическими взаимодействиями.
Как вы считаете, чтобы понять многообразие химических реакций достаточно ли одной классификации? Какие признаки могут лежать в основе других классификаций.

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте сегодня рассмотрим признак состав и количество реагентов и продуктов реакции. Итак, что мы сейчас будем делать? Правильно знакомиться с типами химических реакций. Какую задачу мы должны поставить перед собой?

Ученики: Научиться определять тип реакции, понять суть происходящего, научиться записывать реакции.

Учитель: Работаем вместе и составляем следящий конспект.
Просмотр мультимедиа “Типы химических реакций”(цифровая база видео по химии)


Акцентирую внимание на определения типов реакций.

II МОДУЛЬ
Коррекция знаний (экспериментальная работа, работа в группах)


Учитель: На этом модуле наша задача научиться определять тип реакции, закрепить умения записывать уравнения реакций.
Для этого смотрим в цифровой базе видео по химии демонстрации несколько реакций, постарайтесь определить тип реакций и объяснить как вы определили.

Учитель: А теперь проведите экспериментальные опыты сами по программам виртуальной лаборатории по химии (ссылка на сайте). Проведите реакции, спрогнозируйте, что получиться, запишите уравнения реакций. Посмотрите на реактивы и поясните какие меры предосторожности мы соблюдаем при работе с кислотами и щелочами. Инструктаж по Т.Б.(говорят дети).


Инструктаж по оформлению работы: запишите уравнения реакций, укажите тип реакции и её признаки.

III МОДУЛЬ
Коррекция знаний (обобщение результатов работы в группах)
и первичная проверка знаний (тест)


Учитель: На этом модуле мы проверяем выполненную работу, корректируя ваши знания и проверяем, что вами усвоено, над чем работать дальше. Вам предстоит проверка знаний: как вы усвоили физические и химические явления, усвоили типы химических реакций: обмена, соединения, разложения, обмена, научились расставлять коэффициенты.

Проверяем работу в группах. На экране вы видите запись уравнений реакций, проверьте своё выполнение, какие есть вопросы. Первый вариант объяснит, как определили тип реакции под А) и Б). Второй вариант объясняет, как определить тип реакции под В).Объяснить расстановку коэффициентов (по одному ученику из группы).

Оцените свою работу, как вы выполнили цель урока и усвоили типы реакций, что не поняли, на полях пометьте на что нужно обратить внимание при выполнении домашней работы.

Задание на дом: из сборника задач № 1-125, 1-127, 1-128, на “5” № 1-131.

Три задания выполнить так же как в классе, на “5” - сначала спрогнозировать вещества, затем записать в уравнении реакции и определить тип реакции.

Если осталось время.

Дано K2SO4 + AgNO3 = … Какова правая часть уравнения? Каков тип реакции? Почему?

Расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Fe + Cl2 FeCl3 объяснить.

Итак, проверяем свои знания. У каждого номера – количество баллов. Итак, на “3” - 9 баллов, “4” - 15 баллов, “5” -22 балл.

Выполняют в течении 10 минут.

Проверка (взаимоконтроль).

  

ВАРИАНТ № 1

А.

1. (2 балла) Физическое явление – это:


а) ржавление железа
б) горение древесины
в) плавление свинца

2. (2 балла) Уравнение реакции обмена:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2

3. (3 балла) По данной левой части уравнения CuO + H2SO4 = … восстановите его правую часть.

а) CuSO4 + H2O
б) CuSO4 + 2 H2O
в) CuSO4 + H2

4. (2 балла) Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

Б.

5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Li + O2 Li2O
б) Fe2O3 + Al Al2O3 + Fe

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись и укажите тип химической реакции:

а) ? + 2 HCl = FeCl2 + H2
б) 2 Al + ? = 2 AlCl3

ВАРИАНТ № 2

А.

1. (2 балла) Химическое явление – это:

а) горение свечи
б) испарение бензина
в) плавление льда.

2. (2 балла) Уравнение реакции разложения:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2

3.(3 балла) По данной правой части уравнения … = CuCl2 + 2 H2O восстановите его левую часть.

а) Cu + 2 HCl
б) Cu(OH)2 + 2 HCl
в) CuO + 2 HCl

4. (2 балла) Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

Б.

5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) CuO + HCl CuCl2 + H2O
б) NH3 N2 + H2

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:

а) Fe2O3 + 3 H2 = ? + 3 H2O
б) Zn + ? = ZnCl2 + H2

ВАРИАНТ № 3

А.

1. (2 балла) Физическое явление – это:

а) испарение воды
б) горение керосина
в) скисание молока.

2. (2 балла) Уравнение реакции замещения:

а) BaO + H2O = Ba(OH)2
б) CuO + H2 = Cu + H2O
в) 3 KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3 H2O

3. (3 балла) По данной левой части уравнения ZnO + 2 HCl =… восстановите его правую часть.

а) ZnCl2 + H2O
б) ZnCl2 + 2 H2O
в) ZnCl2 + H2

4. (2 балла) Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

Б.

5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Fe2O3 + HCl FeCl3 + H2O

б) NO + O2 NO2

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:

а) ? + H2SO4 = ZnSO4 + H2
б) 4 Al + ? = 2 Al2O3

ВАРИАНТ № 4

А.

1. (2 балла) Химическое явление – это:

а) плавление олова
б) горение магния
в) замерзание воды..

2. (2 балла) Уравнение реакции соединения:

а) N2 + O2 = 2 NO
б) CaCO3 = CaO + CO2
в) CH4 + 2 O2 = CO2 + 2 H2O

3. (3 балла) По данной левой части уравнения Zn(OH)2 + 2 HCl = … восстановите его правую часть.

а) ZnCl2 + H2
б) ZnCl2 + H2O
в) ZnCl2 + 2 H2O

4. (2 балла) Из двух сложных веществ образуется два новых сложных вещества в реакции

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

Б.

5 (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Al2O3 + H2SO4 Al2(SO4)3 + H2O
б) H2 + Cl2 HCl

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:

а) Mg + 2 HCl = ? + H2
б) 2 Na + ? = 2 NaCl

Задание на дом: из сборника задач № 1-125, 1-127, 1-128, на “5” № 1-131.

Три задания выполнить так же как в классе, на “5” - сначала спрогнозировать вещества, затем записать в уравнении реакции и определить тип реакции.

Если осталось время.

Дано K2SO4 + AgNO3 = … Какова правая часть уравнения? Каков тип реакции? Почему?

Расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Fe + Cl2 FeCl3 объяснить.