zabika.ru 1

Класс Земноводные.


Урок. Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

Тема урока: Особенности внешнего строения скелета и мускулатуры земноводных

Цель урока: Раскрытие особенностей внешнего строения и приспособления к среде обитания земноводных, как первых наземных позвоночных; усвоение знаний по многообразию представителей класса.
Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные» , «Класс Земноводные. Лягушка»,рисунки с изображением земноводных , скелет лягушки.

Ход урока

Организационный момент

Изучение новой темы

В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен (см. рис.). Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом и безногие так и называются -Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга.
(схема классификации земноводных)


Класс

Земноводные (Амфибии)

Отряд

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Представители

Лягушки

Жабы

Жерлянки

Тритоны

Саламандры

Червяга

Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили, как известно, рыбы, сходные с кистеперыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.


 Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?

Учащиеся высказывают предположения (можно предложить воспользоваться таблицей)
Сравнительная характеристика сред обитания


Характеристика среды обитания

Вода

Суша

1. Плотность среды

Высокая

Невысокая

2. Доступность кислорода

Количество кислорода растворенного в воде, относительно невелико и может

меняться в зависимости от условий

Кислород-составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна

3. Вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести

4. Испарение с поверхности тела

Испарения нет, избыток влаги

Существенное испарение, особенно при высокой температуре

5. Температурный режим

Колебания температуры в ограниченных пределах

Существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года

6.Прозрачность среды (видимость)

Небольшая

Большая

Вывод: Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи:


  1. Дыхание кислородом воздуха.

  2. Проблема высыхания.

  3. Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.

  4. Изменение характера передвижения.

  5. Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.

  6. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.

  7. Перенесение неблагоприятных факторов среды.

Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.

→ Выявите черты приспособленности земноводных к жизни на суше (используя § 46, рис. 195, 196, заполните соответствующую колонку таблицы «Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни»).

После обсуждения формулируются выводы:

1. Земноводные научились дышать с помощью лёгких, куда атмосферный воздух поступает через ноздри (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует и влажная кожа).

2. Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоёмы.

3. Амфибии первыми из позвоночных «встали на ноги».

4. Земноводные первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.

5. Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабжённое специальными косточками для усиления и передачи колебаний.

6. На суше активны в ночное время суток, в воде и днём и ночью. При понижении температуры впадают в оцепенение.

Однако, сумев освоить сушу, земноводные всё же не порвали до конца связь с водой.

─ Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?


После ответов учащихся учитель делает обобщение:

1. У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.

2. Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лёгкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.

3. Икра лягушек не может противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – это животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред. Это поистине удивительные создания. В этом мы ещё не раз убедимся.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.


Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде

• влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;

• ноздри, лёгкие;

• веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза;

• барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха;

• свободные конечности для передвижения;

• наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде;

• размножение возможно только в воде;

• кожное дыхание;


Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий.

─ Какая? Как они справляются с этим испытанием?

Кожа с чешуёй – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. А в результате стали они теми, кто нарушил закон. Кара заключается в том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико.


Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, кто живут в ручьях, болотах, озёрах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определённые участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуляются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды.

А ещё оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, - не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они закрываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее четырёх раз.

Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдём в скелете земноводных и их мускулатуре.

─ Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?

Изучается глава «Особенности скелета земноводных», § 46, рис. 107. при изучении вопроса используется скелет. Можно использовать инструктивную карточку.
Изучение скелета лягушки

Инструктивная карточка

1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей.

2. Рассмотрите череп, определите его форму. Найдите мозговую часть черепа и кости верхней и нижней челюстей.

3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на то, что многие из них прочно соединены между собой.

4. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.

5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей, и кисть с четырьмя пальцами.


6. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и очень плотно примыкает к позвоночнику.

7. обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.
После самостоятельной работы проводится беседа с учащимися. На доске и в тетради составляется таблица.
Особенности строения и значение скелета лягушки

Отделы скелета

Название костей,

Особенности строения

Значение

1. Череп

Мозговая часть, кости челюстей

Защита головного мозга

2. Позвоночник

Позвонки (у лягушки 9: 1+7+1+ хвостовой отдел)

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

3. Плечевой пояс

Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости

Опора для передних конечностей

4. Скелет передних конечностей

Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти

Участвуют в передвижении

5. Пояс задних конечностей

Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяющиеся с позвоночником

Опора задним конечностям

6. Скелет задних конечностей

Кость бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы

Участвуют в передвижении


Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.

И последнее: по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.
Закрепление. Выполнение теста.

Домашнее задание

§ 46, вопросы после параграфа, термины, работа с рисунками, записи в тетради. Заполнить таблицу «Особенности строения и значение скелета».