zabika.ru 1

Коробкова С.Ю. учитель-логопед


МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №11»

Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Одним из гарантов общественной стабильности в современном мультикультурном обществе является толерантность. Формирование этого важнейшего качества происходит еще в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, и продолжается на протяжении всей жизни с развитием образованности и опыта социального взаимодействия человека.

Значимость распространения идеи толерантности и создания необходимых политических, социальных и педагогических условий для воспитания данного интегративного личностного образования обосновывается в нормативных документах и декларациях как на международном, так и на государственном уровне («Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Декларация принципов толерантности», «Декларация прав ребенка», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Декларация и программа действий в области культуры мира» и др.).

В нормативных документах обозначена значимость проблемы формирования толерантности во всех сферах общества, в том числе и между представителями разного пола. Задачи формирования гендерной толерантности дошкольников поставлены в образовательных программах: «Истоки» под ред. Парамоновой Л.А. и др, «Я-Человек» С.А. Козловой, «Социальное развития дошкольников» Л.В.Коломийченко. Однако, сфера дошкольного образования, содержащая обширный диапазон гендерных различий, остается для установления толерантных отношений почти самой проблематичной.

Результаты начальной диагностики детей старшего дошкольного возраста нашего детского сада показали, что 5% детей (дети из семей социального риска), проявляли гендерную интолерантность, выражавшаяся в агрессивном отношении к представителям противоположного пола, в использование силы, от словесных оскорблений и угроз до физических побоев. 55% детей (в основном дети из неполных семей) проявляли индифферентность – пассивность, отстраненность от окружающих, дети отдавали предпочтения общению с представителями своего пола, взаимных выборов между мальчиками и девочками не было, проявляли пристрастность к сверстникам своего пола, высказывая в их адрес как положительные, так и отрицательные оценки, в то время как сверстники другого пола оставались как бы отстраненными, не вызывающими ни одобрения, ни порицания. 36% детей (из благополучных семей) проявили андрогинность, т.е каждый ребенок в зависимости от ситуации мог проявлять как фемининные, так и маскулинные характеристики, что предоставляло возможность для комбинирования гендерных ориентаций с биологическим полом. Большинство детей (66% девочек и 83% мальчиков) считают, что мужчина главнее женщины, так как он сильнее, больше зарабатывает, воюет, может защитить себя и других, меньше боится.


Анкетирование родителей воспитанников позволяет сделать вывод, что мужские качества взрослыми также ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно).

Причины проблемного гендерного воспитания дошкольников различны: низкий уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности воспитателей; нивелирование основ гендерной культуры в семейно-бытовом взаимодействии родителей; подмена полового воспитания «сексуальным просвещением», что вызывает неприятие работы в данном направлении относительно детей дошкольного возраста; слабая программно-целевая оснащенность образовательного процесса в ДОУ, недостаточная эффективность, скудность используемых педагогических средств в этом направлении.

Продуктивным средством формирования толерантных отношений, включающих принятие и понимание как полотипичных, так и индивидуальных особенностей представителя противоположного пола, на наш взгляд, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность не только для раскрытия творческого потенциала ребенка, но и прежде всего, установка на равноправное общение, признание права другого на отличие, отказ от доминирования. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, приоритетными задачами являются развитие эстетического вкуса, конгруэнтности речи, конструктивного коммуникативного диалога; формирование культуры в сфере взаимоотношении полов, способности к правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе; умению согласовывать свои действия и интересы.

Для того чтобы реализовать потенциал, заложенный в театрализованной деятельности и осуществить адекватные педагогические воздействия я особое внимание уделила вопросам использования в обучении девочек и мальчиков мотивации. Необходимость в этом обусловлена возрастными особенностями детей, т.к по уровню социально-личностного развития мальчики отстают от девочек на 1,5 - 2 года и в силу этого им трудно включаться в общую работу. Мотивация позволяет активизировать побудительную причину, повысить личную заинтересованность. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ребенок может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать «ситуацию успеха». Для этого я использую «точки удивления» - в группе появляется новый предмет, неожиданный подарок, дети решают от кого и для кого предназначен сюрприз, предлагают различные варианты, изготавливают атрибуты. Обязательным условием является абсолютное право ребенка на продукт его деятельности.


На подготовительном этапе осуществлялся подбор литературных произведений, имеющих нравственную направленность, доступных для понимания детей дошкольного возраста. Выбор литературной основы для театрализации осуществляется по принципу представленности в произведениях различных характеристик гендерных отношений, наполненности данных отношений нравственным, толерантным содержанием, возможности реализации в них гендерно нетипичных моделей поведения.

Я дифференцировала детские произведения по жанру (сказки, рассказы, былины, повести, стихи) и содержанию (о профессиях, героических поступках, взаимоотношениях между людьми).

В первую группу вошли произведения, которые обогащали представления у старших дошкольников о мужских и женских профессиях. Например, детские произведения «Дядя Степа», «Чем пахнут ремесла», «Кем быть» помогли мне познакомить детей с разнообразием профессиональной деятельности взрослых, раскрыть в доступной форме общественную значимость труда.

Я согласна с мнением Г.Г.Сергеичевой, которая отмечает, что главными героями произведений должны быть сверстники, для того ребенок осознал, что гуманный образ жизни можно вести в любом возрасте и не откладывал свое совершенствование на потом. В этом мне помогли русские народные сказки, где четко дифференцируется труд девочек и мальчиков. Например, в сказках «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Аленушка и братец Иванушка» и многих других, девочки осуществляли уход за младшими детьми, уборку дома, мытье посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчикам в сказках «Жихарка», «Мальчик с пальчик»и др. отводилась роль помощников к жатве, сенокосе, бороновании, их учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею.

Во вторую группу вошли произведения, способствующие формированию у мальчиков представлений о некоторых важных предпосылках мужественности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола. Предлагался положительный образ мужчины: сильный, смелый, самоотверженный, мужественный, который может постоять за себя и за других. От девочек требуется строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Обсуждение поступков и личностных качеств персонажей способствовало формированию у детей рефлексии, эмоциональной идентификации, позволило осознать многовариативность человеческих отношений, знакомили с нравственными идеалами.


В третью группу вошли произведения, помогающие формированию у детей чувств собственного достоинства и ориентации на будущую социальную роль. Через слово дети сопереживали, волновались, сочувствовали, а это постепенно формировало определенные моральные оценки, имеющие большую воздействующую силу. Например, такие сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», воздействовали на детей на подсознательном уровне, являлись своеобразным учебником полового воспитания для детей. Ведь каждая из названных сказок — воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви.

При подготовке к театрализованным играм приходится сталкиваться и с непредвиденными ситуациями, конфликтами между детьми. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Предупреждению этого способствуют разработанный комплекс игровых проблемно-практические ситуаций, включающие различные знаковые системы (вербализация, графика, пантомимика). В этих ситуациях дети отображали, какими должны быть мужчины и женщины, проявляли качества характерные мужчинам и женщинам, умение общаться между собой. Создавала также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи — феи, рыцари — демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную, то есть социально одобряемую. Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствует формированию произвольного поведения.

Анализ динамики изменений результатов поведенческого компонента свидетельствует о том, что значительно увеличилось количество детей находящихся на высоком уровне (67%). Их поведение по отношению к сверстникам противоположного пола стало более конструктивным: дети устанавливают друг с другом эмоционально-положительные отношения, сами предлагают помощь, оказывают поддержку. Увеличилось количество инициативных высказываний, эмоциональных и речевых реакций по поводу взаимодействия, договариваясь друг с другом о распределении обязанностей, дошкольники все чаще учитывали индивидуальные особенности друг друга. У всех детей, не смотря на направленность их поведения и стиль взаимодействия увеличился интерес и усилилась потребность в общении со сверстниками противоположного пола, снизилось количество негативных реакции и замечаний, высказываемых в адрес сверстника.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же

ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя

бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.