zabika.ru 1

Формирование родительской компетентности в воспитании детей первого года жизни


« Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.» (Эстер Селсдон)


Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий её членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительное мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем с первых дней его жизни.

Семья - это маленькая страна, в которой ПАПА - президент, МАМА - министр финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных ситуаций. А РЕБЁНОК - это народ, который постоянно что-то требует, возмущается и устраивает забастовки!

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, умственным, физическим и психологическим развитием.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка, поэтому задачи и содержание воспитательной работы с детьми этого возраста во много отличаются от ухода и заботы за ребенком второго года жизни и ребенка старшего возраста.

При воспитании детей этого возраста особенно большое внимание должно быть обращено на организацию режима дня и правильное проведение гигиенического ухода, процесса кормления, сна и бодрствования. Нарушения в режиме дня — запаздывание в кормлении или укладывании спать, недосыпание ребенка, несоблюдение правильной организации и методики проведения гигиенического ухода и бодрствования ребенка — приводят к различным заболеваниям и отрицательно влияют на возбудимость нервной системы детей первого года жизни.


Уже в первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и основным видом деятельности ребенка. Для того чтобы обеспечить своевременное и нормальное развитие детей этого возраста, взрослые должны не только вовремя и правильно удовлетворять их органические потребности (своевременно кормить, укладывать спать и т. д.) и создавать условия для их бодрствования, но и специально заниматься с ними, с целью формирования новых умений.

По мнению Андре Моруа: «Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении».

На первом году жизни развивается ориентировочная деятельность — основа познавательной деятельности ребенка. Начинается развитие высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, формируются элементарные действия с предметами, которые имеют большое значение для сенсорного развития и активной деятельности ребенка. Выполняя даже самые простые действия с игрушками, ребенок знакомится с их свойствами (форма, материал и т. п.).

В уходе за новорожденным и грудным ребенком самое важное - это соблюдать материнскую генетическую программу, заложенную в каждую женщину самой природой. Правильно воспитывать малыша первого года жизни очень просто – нужно делать то, что ребенок ожидает от мамы: грудное вскармливание. Первое - малыш рассчитывает получать пищу от мамы; второе – постоянное мамино присутствие. Если ребенок на руках у мамы, он слышит привычное биение сердца, мамин голос, он знает, что находится в безопасности. Оказавшись один в огромной кроватке, он будет чувствовать себя потерянным и ненужным.

Если ребенок плачет, он ожидает, что мама поможет ему. Не слушайте советы добрых бабушек, которые утверждают, что плач полезен для малыша, так как развивает легкие. Если у ребенка все в порядке он не будет плакать. Плач для ребенка – это единственный способ сообщить маме, что ему нужна помощь. Не оставляйте его призыв без внимания. По возможности постарайтесь не подвергать ваше чадо стрессам.


Важный способ проявления своей любви к ребенку — интонация в голосе. Не понимая смысла обращенных к нему слов, малыш безошибочно определит их тон по интонации. 

В первые месяцы жизни, ребенку бесполезно говорить о любви с расстояния. Знакомый нежный мамин голос – это, конечно, замечательно, но малышу необходимо почувствовать мамину любовь в полной мере – тактильно: с помощью ласк, поцелуев, близости, телесного контакта. 

Сосредоточившись на общении со своим малышом, Вы действительно можете получить незабываемое удовольствие. Дорогого стоит и процесс грудного кормления, во время которого приятные физические ощущения сливаются с бесконечной нежностью и осознанием своей жизненно важной необходимости для малыша. А уж когда кроха начнет отвечать Вам взаимностью, встречая Вас улыбкой, бурными движениями и веселым лепетанием, тогда Вы в полной мере прочувствуете это великий божественный дар, которым испокон веков дорожили миллионы поколений женщин - Материнское Счастье.

Нарушение нормальных процессов развития может привести к отставанию в психическом и физическом развитии, расстройствам здоровья и даже к инвалидности.

Постоянное использование «памперсов» может привести к нарушению контроля над мочеиспусканием и дефекацией. Развитию энуреза. Кроме того постоянное пребывание в «памперсе» многократно увеличивает риск возникновения опрелостей у малыша.

Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка.

Вся жизнь ребенка раннего возраста должна быть пронизана элементами физическое культуры, среди которых наибольшее значение имеют массаж, физические упражнения и закаливание. На первом полугодии жизни из специфических средств физического воспитания применяется преимущественно массаж, рефлекторные упражнения, элементы активных и пассивных упражнений. С возрастом постепенно включаются активные физические упражнения, и к концу первого года жизни массаж полностью заменяется физическими упражнениями. Массаж, физические упражнения и закаливание доставляют детям большое удовольствие, улучшают работу всех органов и систем, обеспечивают более пропорциональное развитие детского организма и выработку правильной осанки, способствуют выработке неспецифического иммунитета, а также повышению сопротивляемости и адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды. Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании.


От 5 до 10 месяцев ребенок учиться ползать, понимать речь взрослого, подражать звукам, слогам и простым действиям окружающих. Благодаря этим умениям расширяется ориентировка в окружающем, развиваются движения и первичные действия с предметами, изменяется форма общения со взрослым. Все это благоприятно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.
С первого дня рождения ребенка на протяжении всего 1-го года жизни наряду с выполнением общих задач воспитания в каждом возрастном периоде особое внимание следует уделять всестороннему развитию. Однако при воспитании ребенка нельзя ограничиваться только их развитием, необходимо создавать также условия и воздействовать на развитие и других умений и способностей, тем самым обеспечить всестороннее гармоническое развитие ребенка и его положительное поведение. 

Главная задача родителей, расширять кругозор их ребенка. Не забывать в этом возрасте и про музыкальные занятия. Они должны сопровождаться словесными песнями. Это будет способствовать развитию речи ребенка. Если хотите, чтоб Ваш кроха стал говорить как можно раньше, уделяйте особое внимание пальчиковым играм. Нравственное и эстетическое воспитание на данном этапе развития включает в себя развитие доброго отношения к родителям, бабушкам, дедушкам, деткам, животным. Нужно учить малыша бережно относиться к игрушкам. Хвалите малыша, когда он что-то делает правильно и хорошо. С восторгом воспринимайте каждое его достижение, даже самое маленькое. По мнению Острогорского А.Н: «Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.»

Соблюдая практические советы, основанные на опыте, наблюдении и исследовании, можно не только легко и безболезненно преодолеть кризис первого года жизни, но и подняться на ступеньку выше - заложить крепкую основу для гармоничного и своевременного развития ребенка, а также дружеских, близких и доверительных отношений с ним -  и сейчас и в будущем.

Участник Сегежской школы

«Счастливые родители, прародители – Счастливые дети»

В.Ю. Кучерова
Используемая литература: