zabika.ru 1

Формирование универсальных учебных действий при организации образовательного процесса младших школьников.


В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования одной из основных целей начального общего образования является формирование учебной деятельности. Уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как результата образования в начальной школе. Психологическую составляющую этого результата образуют универсальные учебные действия (УУД).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком значении об УУД можно говорить как о совокупности способов действия учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, также включая организацию этого процесса.

Тем самым УУД выполняют следующие функции:


  • обеспечивают возможность обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создают условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Выделяют четыре группы УУД:

  • личностные;

  • регулятивные;

  • познавательные;

  • коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.


Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (позволяет учащемуся знать и понимать, какое значение, смысл имеет для него учение);

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Данное оценивание обеспечивает личностный моральный выбор.

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной

школе требует от учителя организации следующих условий:

-создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);

- обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

-организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятию ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

-Целеполагание , а именно постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

-Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


-
Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

-
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

-Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

-Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, действия постановки задач и способы их решения задач.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения задач.

Общеучебные универсальные учебные действия включают в себя:

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска;

- знаково-символические, моделироавние - преобразование объекта и из чувственной формы в модель.

Универсальные логические действия:

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;


- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций, т.е. умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.

Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

При обучении различным предметам используются учебные задачи, с помощью которых формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко они применяются в математике, физике, химии, географии, потому как в них, как правило, используются математические способы решения. Овладение общим приемом решения, усвоение последовательности позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.

В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.

В учебном моделировании выделяется несколько этапов

— предварительный анализ текста задачи;

— перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;

— построение модели;

— работа с моделью;

— соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами. Применительно к учебному процессу в школе в качестве наиболее значимых можно указать такие, как: абстрактность; лаконичность; обобщение и унификация; четкое выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку; автономность; структурность; последовательность представления элементов.

Коммуникативные универсальные учебные действия

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);

— постановка вопросов (инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации);

— разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);

— управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Речь учащихся невозможно совершенствовать вне связи с ее исходной коммуникативной функцией — функцией сообщения, адресованного реальному партнеру. Учителю необходимо организовать совместную деятельность учащихся, которая создаст условия для совершенствования способности ученика в описании, объяснении содержания совершаемых им действий в первую очередь в форме громкой социализированной речи.

В связи с этим очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность.


Групповую работу можно организовывать как на уроках, так и во внеурочной деятельности, привлекая разные формы: проектные, тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога. Однако, данные рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе— атмосферы поддержки и заинтересованности.

Необходимо поощрять детей при высказывании личной точки зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

Овладение учащимися всеми видами УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, которые порождают широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

УУД можно сформировать только в процессе определенной учебной деятельности. Поэтому важно создать новые условия для такой деятельности.

Нельзя сформировать УУД, если образовательный процесс организован по- старому. Невозможно научить ребенка учиться, общаться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. Поэтому реализация нового образовательного стандарта предполагает новую роль учителя, а также изменения самого образовательного процесса. Теперь учитель – организатор развития ученика, который понимает и знает не только как передать знания ребенку, но и как использовать урок для развития универсальных учебных действий.

Важно также понимать, что должен измениться сам образовательный процесс: нужно освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

УУД должны быть связаны с определенным учебным предметом. Требования к их формированию должны отражаться в планируемых результатах освоения программ всех учебных предметов начальной школы. УУД должны выступать в качестве предмета обучения; выделяться в тематическом планировании каждого раздела предмета и уточняться поурочно в календарно-тематическом планировании. УУД должны являться инструментом или способом достижения цели и задач каждого урока. При этом учитель должен владеть видами и содержанием каждого из УУД и знать связи между ними.