zabika.ru 1




Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорождённый осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему ещё предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребёнка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. Считаю, что от уровня развития познавательных процессов учащегося зависит лёгкость и эффективность его учения.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью; кроме того, они являются волевыми операциями и т.д.


Опыт моей работы показывает, что неравномерное развитие разных видов чувствительности проявляется в восприятии, памяти, мышлении, воображении . Об этом свидетельствует, в частности, зависимость запоминания от способа заучивания (зрительного, слухового, кинестетически – двигательного ). У одних учеников эффективным является включение зрения при заучивании, а у других при воспроизведении материала. Подобным же образом обстоит дело с участием слуха, кинестезии и т.д.

У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным, он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нём. Запечатление не цель, а непроизвольный продукт активности ребёнка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.

Основное преобразование в функциональном развитии памяти, характеризующее первый школьный возраст, - превращение запечатления в сознательно направленный процесс заучивания, который строится на основе обучения.

Память связывает между собой все психические процессы, создаёт возможность накопления индивидуального жизненного опыта, знаний, умений, навыков, способов действий, поведения. Без памяти человек не мог бы использовать никакие результаты своей психической деятельности, не имел бы фундамента мышления или воображения, а сами результаты восприятия были бы лишь образами без названий, исчезающими без следа. Если бы человек не обладал памятью, то всё приобретённое им с помощью тех или иных психических процессов исчезло бы, а когда в следующий момент перед человеком возникала аналогичная задача, он начинал бы её решать сначала, с чистого листа.

Запоминание, сохранение в памяти, припоминание и воспроизведение, узнавание, распознавание и забывание – процессы, из которых состоит память.

В обучении младших школьников я учитываю закон немецкого психолога Германа Эббингауза ( 1850-1909), который экспериментально доказал, что процесс забывания запомненного материала сначала идёт очень быстро, а затем замедляется. Поэтому считаю, что целесообразно изученный материал повторять дома по книге не на следующий день и тем более не перед следующим уроком по предмету, а в тот же день вечером.


При объяснении детям на уроке нового материала и при повторении уже знакомого я сочетаю словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений о которых идет речь, использую рисунки, таблицы и схемы. Для улучшения процесса памяти воспитываю у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения: анализировать, сравнивать предметы и явления, находить в них сходства и различия; осуществлять обобщения ; устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

На каждом уроке включаю игры и упражнения для развития памяти (см. приложение №1).

Для развития памяти, координации движений, умения соотносить содержание текста с невербальным компонентом (мимикой, жестами и пантомимикой – телодвижениями) я использую приём «рассказывания стихов руками).

Для развития воображения особенно эффективными считаю предтекстовые задания: ученикам показываю иллюстрацию к стихотворению и спрашиваю о чём будет текст, выслушиваю все мнения, а потом вместе проверяем, как оправдались предположения. После этого снова читаю текст, вместе с детьми рассказывая его руками. Иногда предлагаю ученику по желанию рассказать стихотворение перед классом вместо учителя. При этом дети вместе с декламатором произносят текст хором, «показывая руками». Такая жестовая подсказка очень значима для ребёнка, отвечающего у доски: по движениям он вспоминает текст. Ученики быстро запоминают стихотворения без всяких внешних усилий, рассказывая их «руками». Дело в том, что к непроизвольному вниманию подключается память тела, кинезика, а отсутствие установки на запоминание, соединённое с воображением ребёнка во время выполнения дотекстовых и послетекстовых заданий, поддержка хора одноклассников снимают страх «не запомнить». Таким образом разрушается представление ребёнка, родителей и учителей о его плохой памяти, что облегчает запоминание в дальнейшем.


Внимание является главным условием осуществления познавательного процесса. Внимание не выступает как самостоятельный процесс. И самонаблюдении, и во внешнем наблюдении оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своём объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности. Важным условием формирования внимания школьника считаю правильную и чёткую организацию всего учебного процесса. Особенно велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Живое, яркое, динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного для усвоения материала – важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке. Для этого использую наглядность, демонстрацию и самостоятельное проведение опытов, применяю технические средства обучения.

В характеристике значения внимания в жизни человека принято ссылаться на образное высказывание К.Д. Ушинского: «… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». Столь высокая оценка станет понятней, если обратимся к самому определению внимания. Это направленность и сосредоточенность всей познавательной активности человека на каких- либо объектах, явлениях, событиях и др. Значит, другие познавательные процессы, такие как восприятие, мышление, память, как бы интегрируются вниманием. Так активизация внимания может означать вместе с тем активизацию мышления и других познавательных процессов. Хотя особенности внимания во многом определяются природными задатками, считаю, что путём тренировки оно может быть улучшено и развито (см. приложение №2 и №3).

Большое внимание я уделяю организации внимания учащихся на уроке:


  • стараюсь перед объяснением нового материала сделать интригующее вступление;
  • организую работу так, чтобы в каждой части объяснения нового материала перед учащимися был только один экспонат из подготовленных к уроку;


  • заметив, что не все ученики внимательно слушают, делаю в объяснении паузу.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь- выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запомнить, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможно, они выступают как её неотъемлемые внутренние моменты.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности. Это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он тем не менее знает об их существовании и их свойствах. Как же возможно такое познание? Оно возможно опосредствованным путём. Этот путь и есть путь мышления. Человек познаёт действительность, воздействует на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие мышлением: действие – это первичная форма существования мышления. Все мыслительные операции (анализ, синтез и т.д.) возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними.

В этой статье я рассматриваю задачи, которые способствуют формированию умения рассуждать, овладению приёмами правильных рассуждений. Так как их решение не опирается на специальные знания, объектом усвоения в процессе решения являются приёмы рассуждений. Информацию, из которой необходимо сделать выводы, задаю текстом, описывающим вполне обычные ситуации. «Перевод» её в графически наглядную, удобную для восприятия форму позволяет не только облегчить поиск решения, но и способствует развитию образного мышления, столь необходимого для изучения математики.


Задача №1.

Было несколько детей. Пришло 4 мальчика и 3 девочки и ребят во дворе стало 27. Сколько детей было сначала?

Графическое условие задачи:




? 4 3




Задача №2. 27

У Маши и Пети по альбому для рисования. Один альбом с красной обложкой, другой- с зелёной. У Пети альбом с обложкой не зелёного цвета. Какого цвета обложка альбома у каждого из детей?

В данном случае рассуждения усложняется наличием отрицательного утверждения. Требуемое рассуждение может быть построено так: если из двух альбомов у Маши и Пети по одному и у Пети альбом с обложкой не зелёного цвета, то у Пети альбом с обложкой красного цвета, а значит, у Маши альбом с обложкой зелёного цвета.

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них- анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить.

Для этого в уроки я включаю задания на:


  • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

  • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

  • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

  • осознание закономерности (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

  • задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

Расширяю кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, обсуждаю с ними прочитанные книжки, анализирую поведение людей.

Основным средством человеческого общения является речь, которая является средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству её функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь в основном играет роль средства общения, внутренняя – средство мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации.

В целях развития речи после чтения текста:

  • после чтения прошу детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

  • развиваю у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

  • упражняю детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

  • учу детей доказывать своё мнение, выражать его (см. приложение №4).

С помощью этих упражнений, во-первых стимулируется интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся. Во-вторых, формирование каждого из этих двух составных также осуществляется комплексно. Что касается интеллекта школьника, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи и т.д.). В свою очередь, лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.


Приведу пример задания на уроке русского языка при изучении темы «Изменение имён прилагательных по родам», в котором предусмотрен набор развития качеств интеллекта: речь, мышление, устойчивость и распределение внимания, оперативная память, аналитико- синтетическое мышление, наблюдательность, сообразительность, умение группировать.

Пример.

Внимательно прочитайте и проанализируйте запись. Сформулируйте к ней своё задание.


  1. узкая, сладкая…

  2. тяжелое, далёкое…

  3. местный, грустный….

Слова для справок: весёлая, редкая, поздний, резкая, ловкая, полезное, доблестный, известный, садовое.

Вариант ответа ученика: «Надо положить каждую цепочку слов по двум признакам одновременно, учитывая род имён прилагательных и имеющуюся в них орфограмму. В первой цепочке надо написать прилагательные женского рода с глухими и звонкими согласными в корне; во второй – имена прилагательные среднего рода с проверяемой безударной гласной в корне; в третьей – имена прилагательные мужского рода с непроизносимой согласной в корне. Для этой работы надо использовать слова для справок».

Рассматривая отдельные познавательные процессы, замечу, что любой познавательный процесс осуществляется в познавательном действии, в котором в явном или скрытом (неосознанном) виде присутствуют и другие познавательные процессы. Однако каждый из познавательных процессов имеет свою область применения, свои способы осуществления, свои особенности.

Планомерная (систематическая) работа над развитием познавательных процессов позволила моим ученикам добиться более высоких результатов в обучении. Так, например, сравнивая письменные творческие работы по русскому языку у учащихся разных выпусков, можно сделать вывод, что ученики 2007 г. выпуска показали более высокие результаты, чем ученики 2003 г. выпуска. 68

% 51 59


46 49 63

42

36





1 2 3 4 2003-2007 Г.Г.

ЧЕТВЕРТЬ ЧЕТВЕРТЬ ЧЕТВЕРТЬ ЧЕТВЕРТЬ


Анализируя контрольные работы по математике учащихся


2007 г. выпуска и учащихся 2003 г. выпуска, делаю вывод,

что работы у выпускников 2007г. имеют также более высокие результаты, чем у выпускников 2003 г.

63

%

51 56


48 50 54

42 46





1 2 3 4 2003-2007Г.Г.

ЧЕТВЕРТЬ ЧЕТВЕРТЬ ЧЕТВЕРТЬ ЧЕТВЕРТЬ
Аналогичная картина наблюдается, если проанализировать весь процесс обучения выпускников 2007 г. и выпускников 2003г.
2007 Г.

%

2003 Г.









. . . .

1 2 3 4

КЛАСС КЛАСС КЛАСС КЛАСС


ЛИТЕРАТУРА.


  1. Бакулина Г.А. Использование комплексных интеллектуально – лингвистических упражнений на уроках русского языка.

Начальная школа №1, 2003 г. 2. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. – М.,

1979 г.

3. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого – педагогическая коррекция младших школьников. Начальная школа №6, 2003 г.

4. Немов Р.С. Психология в трёх книгах. – 4-е изд.- Кн.-1-М., : Гуманит изд. центр ВЛДОС, 2002 г.

5. Фридман Л.М. Психология в современной школе.-М.,: ТЦ «Сфера», 2001 г.- 224 с.

6. Шадрина И.В. Учим правильно рассуждать. Начальная школа №7. 2002 г.

7. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Санкт – Петербург: Валери СПД; М.: Т Ц Сфера, 2002, - 112 с.

Приложение.


  1. Игра на развитие памяти. «Художник»

Выбирается 2 ребёнка, остальные смотрят. Один из выбранных детей – «художник», другой – «заказывает» ему свой портрет. «Художник» внимательно рассматривает заказчика (2 мин.), затем отворачивается и по памяти описывает его внешность.


  1. Упражнение на внимание «Запомни порядок»

Выстроить в ряд человек 6-7 в произвольном порядке. Водящий за 30 сек. запоминает этот порядок. Потом отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водит другой.

3. Графический диктант на развитие зрительной памяти и внимания «Чайник».

1 1 1 1 1

2 1 1 1 1

1 2 1 1 1

2 2 1 1 1



4. Игра на развитие мышления и речи «Ну- ка, отгадай!».

Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой- либо предмет. Вторая группа должна его отгадать, задавая вопрос. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: «Оно живое?». Первый ребёнок из первой группы отвечает: «Да». Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: «Я его видел?». Второй ребёнок из первой группы отвечает: «Да». И т.д. После угадывания предмета группы меняются ролями.