zabika.ru 1

«Исследовательская деятельность


как способ развития творческого потенциала учащихся на уроках химии»

Кутякова Татьяна Владимировна

МОУ «Давыдовская СОШ»

учитель химии

Что самое главное в работе учителя? Конечно, мы передаем своим ученикам знания, развиваем умения и навыки, пытаемся обогатить их внутренний мир, воспитать в них самые лучшие качества. Но прежде всего учитель XXI века должен сформировать свободную личность, которая не только удовлетворяет потребностям и интересам государства, но и способна в полной мере реализовать свои таланты, решать реальные проблемы и типичные задачи, возникающие в жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта.

Диапазон творческого подхода к обучению необычайно широк, но суть его одна: при этом происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и т.д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческой личности легче выбрать профессию, найти изюминку в любом деле, увлечься работой и достичь высоких результатов.

Умение видеть проблему, анализировать сложившуюся ситуацию, применять полученные знания в новых нестандартных условиях формируется в результате исследовательской деятельности.

Многих подростков не устраивает роль пассивного слушателя на уроке, их привлекают новые формы изучения материала, при использовании которых востребованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности, способность к творчеству.

Учебное творчество включает в себя:


  1. Теоретическое творчество – теоретические исследования, предполагающие поиск и открытие учеником нового для себя знания.

  2. Практическое творчество – поиск практического решения той или иной проблемы.
  3. Художественное творчество - связано с художественным отображением действительности на основе творческого воображения, включающего сочинения, игру, химические сказки и т.д.


Исследовательский метод обучения представляет собой высший этап процесса познания учащихся и предполагает развитие творческого мышления. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в повседневный труд школьника, снимает утомление, развивает внимание и наблюдательность.

Развивающий потенциал этого метода обучения реализуется не сразу, а поэтапно.

Первая ступень – экспериментальное исследование на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности. На данной ступени учащимся предлагаются исследовательские задания с большой степенью реальности содержания. Направление поиска известно педагогу и он предлагает пройти этот путь старшекласснику, зная наверняка результат исследования. Такие эксперименты проводятся при изучении свойств неорганических и органических соединений. Учащиеся выполняют лабораторные опыты, анализируют происходящее и делают вывод. На каждой практической работе присутствует элемент исследовательской деятельности: «Изучение строения пламени» 8 класс, «Идентификация органических соединений» в 10 классе, «Получение газов и изучение их свойств» 11класс, «Разложение малахита» 8 класс и др.

Вторая ступень – частично-поисковое исследование. Педагог знает направление поиска, но не знает конечного результата и предлагает ребенку самостоятельно решить проблему. Оптимальной формой организации исследовательской деятельности на этой ступени является работа в малых группах. Обсуждение результатов исследования происходит в форме диалога. Такой вид исследования проводится на внеклассных мероприятиях, при изучении элективного курса. Учащиеся выращивают кристаллы меди, «варят» мыло, исследуют состав табачного дыма. Это вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомляемость, развивает эрудицию, в целом способствует повышению качества знаний.

Третья ступень – научно-исследовательская деятельность. На этом этапе идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и меха-низмов своей деятельности для достижения этих целей. В нашей школе действует НОУ. Школьники еще в сентябре выбирают тему, конструируют свою деятельность и в феврале защищают свою научно-исследовательскую работу на школьном округе. При таком виде деятельности происходит интеграция знаний, проявление интереса к своей деятельности, использование умений творческого характера. Юными химиками были представлены работы на НОУ: «Пища будущего», « Перспективы нанотехнологий», «Периодическая система Д.И.Менделеева. Взгляд из будущего», «Тайны запаха». Две из них («Пища буду-щего», «Тайны запаха».) отмечены Почетными грамотами на конференции областного НОУ в ВГУ.


Химия как учебная дисциплина имеет одно несомненное преимущество, позволяющее в полной мере реализовать развивающие функции урока – химический эксперимент. М.В.Ломоносов говорил: «Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы».

Чтобы эксперимент стал источником знаний, я придаю ему исследовательский характер, учу учащихся наблюдать, анализировать наблюдаемые явления, сопоставлять их, сравнивать, делать теоретические заключения. В своей практике применяю, на мой взгляд, очень эффективный прием – «молчаливый эксперимент». Он проходит в полной тишине, потом учащимся предоставляется возможность ком-ментировать, обосновывать результаты опыта. К примеру, на уроке «Оксиды» в 8 классе демонстрирую сжигание угля в кислороде. Затем приливаю в колбу известковой воды и жду комментарий учащихся. Школьники начинают высказывать свои соображения, какой продукт образовался при сгорании угля, почему помутнела известковая вода? В конце обсуждения появилось коллективное мнение, что образовался кислотный оксид - оксид углерода (IV).

В своей практике я использую такую форму работы как урок – исследование. Главное при разработке таких уроков – создать условия, стимулирующие умственную деятельность учащихся.

На уроке «Черное золото. Проблема современности» творчество учащихся проявилось в полной мере. Одним из пунктов плана урока было знакомство с местной АЗС. Ребята заранее взяли интервью у менеджера автозаправочной станции. Сами придумали вопросы о продукции компании «Роснефть», о марках и назначениях горюче-смазочных материалов. Затем на уроке они защищали свой творческий проект. Был проведен лабораторный опыт по исследованию качества бензина А-80 и АИ-92, а также дизельного топлива.

В конце этого урока 3 группам учащихся были предложены темы исследовательских проектов:

I. «В вашем распоряжении вертолет, дрожжевые микроорганизмы, графит. Предложите способ очистки воды от нефти с использованием этих объектов». Школьники предлагают засыпать нефтяное пятно микроорганизмами с вертолета, а для этого, чтобы они не разлетелись и не утонули надо смешать их с измельченным графитом.


II. «Внимание! Пришло сообщение! Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть подступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи. Необходимо срочно убрать ее. Смоделируйте аварийную ситуацию и экспериментально решите эту проблему».

Учащиеся в чашку Петри наливают воду и капают несколько капель нефти, затем вносят адсорбент (крошка пробки или пенопласта). Вода очищается.

III. Третьей группе учащихся достается задание нарисовать картину будущего. Учащиеся мечтают о переходе на новый вид топлива: солнечную и водородную энергию; о новых технологиях переработки мусора в медикаменты, удобрения, пластмассы.

На уроке «Комплексные соединения. Строение. Классификация и номенклатура» учащиеся в полной мере почувствовали себя настоящими исследователями. Им было предложено выяснить состав и строение «красной кровяной» соли. Была поставлена творческая задача: «Предложите способ определения, состава и строения неизвестного вещества». Учащиеся, основываясь на знаниях неорганической химии курса 9 класса и органической химии 10 класса, предлагали сжечь вещество и определить качественный состав по продуктам сгорания, испытать его раствор на электропроводность, провести качественные реакции на предполагаемые ионы, провести синтез и др. В ходе химического эксперимента учащиеся убедились, что «красная кровяная» соль является комплексным соединением.

Домашние лабораторные работы – один из видов самостоятельной работы учащихся, который способствует повышению интереса к предмету, развивает их творческое мышление. Школьники дома исследуют свойства газировки, изучают типы реакций («гашение» соды уксусом, эндотермический процесс растворения в воде аммиачной селитры), индикаторные свойства фиалки и красной свеклы и т.д.

Отмечая степень эффективности исследовательских уроков, исследовательского эксперимента, исследовательской внеурочной деятельности учащихся, надо помнить, что подготовка и проведение этих занятий требует гораздо больших затрат времени и сил. Но это компенсируется результатами: школьники, вовлеченные в исследовательскую деятельность, как правило, участвуют в олимпиадах, поступают в вузы и продолжают интересоваться химией за пределами школы.