zabika.ru 1


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ВЫСШАЯ ШКОЛА КУЛЬТУРОЛОГИИ




Шапиская Е.Н.
ГЕНДЕР В КУЛЬТУРЕ И ОБЩЕСТВЕ

Учебная программа для студентов по специальности “культурология”

Введение.

Гендерные исследования за последние десятилетия прочно вошли в академический дискурс и в курсы учебных дисциплин. Несмотря на новизну этой области знания, гендерные исследования завоевали прочное место в социогуманитарном знании , стали составной частью междисциплинарных исследований и продолжают активно развиваться. Во многом гендерные исследования были основаны на переосмыслении идей феминизма, на переработке основ так называемых женских исследований, которые были весьма распространены на Западе в 60-е годы прошлого века. Такой переход во многом обуславливается определенной неадекватностью феминизма в плане его сосредоточенности исключительно на женской проблематике и неспособности охватить социокультурный мир в целом. Гендерные исследования не ограничиваются анализом «женского», феминности, но представляют и маскулинный взгляд на мир, что делает картину действительности более полной.

Хотя в России гендерные исследования набрали силу несколько позднее, чем на Западе, этот разрыв быстро ликвидируется, и в настоящее время гендерная проблематика занимает хначительное место в российских исследованиях по культурологии, социологии, психологии и другим дисциплинам. Кроме того, хотелось бы отметить большой интерес молодых ученых к гендерной проьблематике, что выражается в темах дипломных работ и диссертаций. Этот интерес связан с самой социальной реальностью, где многое в отношении традиционной бинарной оппозиции «мужское/женское» меняется и нуждается в осмыслении. Даже само понятие «гендер» (от англ. Gender) перемещает акцент с биологических, половых различий на социальные, на различные системы взаимоотношений мужчин и женщин, определяющихся далеко не всегда их биологическими различиями.


Курс «Гендер в культуре и обществе » ставит своей задачей выявить специфику гендера , показать, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько социокультурными представлениями о роли мужчин и женщин и, соответстсвенно, особенностями их социализации.

Для понимания становления самого понятия «гендер» и гендерных исследований мы уделим часть курса его феминистским истокам. В 60-70-е гг. ХХ века феминизм переживает подъем, в это время написан ряд работ, ставших классикой как феминизма, так и гендерных исследований. Необходимо отметить, что сам феминизм представляет собой неоднородное течение. Для более четкой ориентации в сложном проблемном поле гендерных исследований, которые во многом испытали влияние феминизма, очертим вкратце его основные течения. Это, во-первых, либеральный феминизм, который критически относится к неравенству женщин в обществе и к его репрезентации в культуре, считая, что положение может быть исправлено более справедливым и совершенным законодательством. Во-вторых, радикальный феминизм, в рамках которого интересы мужчин и женщин рассматриваются как диаметрально противоположные, а контроль и подавление женщин мужчинами как наиболее важная историческая форма неравенства. В-третьих, феминизм социалистической ориентации, признающий патриархатную доминацию, но пытающийся инкорпорировать ее в классовый анализ капиталистической системы. В этом случае радикальное изменение отношений между полам становится частью изменения всей общественной системы. В последние годы различия между этими направлениями начинают стираться, а радикализм уступает место более либеральному взгляду на различия полов как на культурно и социально сконструированные феномены, существующие наряду с другими «линями раздела» в культуре, такими как класс, этничность, субкультурная принадлежность.

Уже со второй половины ХХ века в исследованиях, посвященных культурной и социальной деятельности мужчин и женщин понятие «половых ролей» все чаще заменяется словом «гендер» как социокультурной категории. Исследования связей между биологическим и социокультурным аспектом отношений мужчин и женщин показывают важность введения понятия «гендер», котрое дает нам возможность рассматривать маскулинность и фемининность как исторически и культурно переменные, а не зафиксированные природой качества. Быть мужчиной или женщиной обозначает разные вещи в разных культурах, причем здесь отражены и другие виды неравенства, такие как класс или этническая принадлежность. Гендер обозначает не просто разницу между мужчинами и женщинами, но иерархические отношения между ними. Эта иерархия, согласно феминистски ориентированным исследователям, - продукт социального порядка. Систематичность мужской доминантности отражается в термине «патриархатность», который является одним из основных концептов в гендерных исследованиях. Он означает «правление отцов», форму власти, которой обладает мужчина как глава семейства. Еще одним важным аспектом исследований гендера и патриархиатности стала их связь с теорией стратификации, основным аспектом которой был класс. Позиция женщины в обществе в большинстве культур и исторических эпох определялась социальным классом ее отца, а затем мужа.В отдельном разделе курса будут рассмотрены различные модели отношений полов и положения женщины в определенные исторические эпохи. В последние десятилетия ХХ века происходит пересмотр понятий «пол» и «гендер», который проходил под влиянием трех влиятельных теорий второй половины ХХ века:


  1. Этнометодологии, явяляющейся по преимуществу социологическим подходом

  2. Феминизма, который развивался в этот период во многом на основе исследований французских исследователей культуры, социологов и антропологов

  3. Поструктурализма (или постмодернизма), ставшего влиятельнейшим течение в изучении культуры в конце прошлого века.

В этнометодологических исследованиях впервые был брошен вызов идее естественного бинарного раздела между полами.

Этнометодологи используют категорию гендера, чтобы подчеркнуть социокультурное происхождение различий между мужчинами и женщинами. Они занимались повседневными процессами взаимодействия, тем как осуществляется гендер, в то время как феминистки материалистической ориентации начинали с вопросов социальной структуры, уделяя большое внимание проблеме того, почему женщины находятся в подчиненном положении. Это направление феминизма развилось во Франции в 70-е гг. ХХ века и имело радикальную направленность.

Позиции исследовательниц постмодернистской ориентации во многом похожи на изложенные выше. Так , Г.Рубин предполагает, что «мужское» и «женское» - социокультурные, скорее, чем природные категории, являющиеся продуктами системы брака и родства. Но с приходом новых тенденций в академические исследования смещаются акценты и в гендерной проблематике. Начиная с 80-х гг. наблюдается отход от изучения культурных моделей и лингвистических структур в направлении более подвижного понятия дискурсивного конструирования субъекта, связанного с работами М.Фуко и деконструктивистским анализом Ж.Деррида. Гендерные категории не являются однородными. Гендер проживается и испытывается по-разному в зависимости от историко-культурного контекста, а также его связи с другими «линиями раздела» в культуре и обществе – этничностью, классом, субкультурой.

Отдельная часть курса посвящена репрезентации маскулинности и феминнности в художественных практиках. Расматриваются периоды, которые можно назвать «матризм» и «патризм». Репрезентация женщины в различных видах художественного творчества может многое сказать не только об эстетических или художественных особенностях той или иной эпохи, но о более широком понимании культуры. При альтернативном прочтении уже знакомых текстов обнаруживается множественность их смыслов, в отличие от традиционного прочтения, основанном на стереотипизации женских образов, входящих в оппозицию «порок/добродетель». Для преодоления этих стереотипов исследователями предлагается заменить устоявшееся понятие «женского образа» представлением о женщине как означающем в идеологическом дискурсе. При таком подходе станет возможным увидеть, как женские образы означивались по-разному в разных культурно-временных контекстах. Проблема репрезентации тесно связана с понятием «женского» и «мужского» письма, что, в свою очередь ведет к проблеме женского творчества, получившее в последнее время такой размах, что стало принято говорить о феминизации культуры. В завершающей части курса будет рассмотрена современная гендерная картина мира, представленная как на примерах из социальной реальности, так и в различных художественных практиках, в том числе в массовой культуре и масс медиа, где происходят процессы изменения гендерного стереотипа. В отечественной культуре новое соотношение гендерных ролей в области искусства особенно заметно в постсоветскую эпоху, когда женщины-художницы начали создавать новые языки и конструировать свои собственные мифологии как в искусстве, так и в социуме.


Наиболее выраженной областью репрезентации фемининности в культуре нам представляется визуальное искусство, поскольку вся европейская культура носит ярко выраженный визуальный характер, причем эта черта усиливается с ходом времени. На протяжении многих столетий женщина была объектом художественного творчества в области живописи, скульптуры, причем то, как она предстает в этих искусствах является проекцией взгляда художника, его представлением о фемининности. С появлением новых видов визуальных искусств – фотографии, кино – этот «мужской взгляд» ведет к созданию все новых и новых репрезентаций, но одновременно возникает и рефлексия женщины по поводу того, как она представлена в искусстве.

Изменение социальной роли женщины, освоение женщинами традиционно мужских профессий, в том числе и творческих привело к изменению представления о гегемонии маскулинного начала в области художественной репрезентации и символического в целом. В этом становлении новой картины мира женщина проходит два этапа. Вначале она доказывает свое равенство с мужчинами, отказываясь от своей гендерной идентификации, принимая, как мы уже неоднократно говорили выше, мужскую идентичность или вообще уходя от проблемы гедерных различий. После того, как ее компетентность доказана признанием публики, профессиональным статусом, материальным положением, начинаются поиски своего языка,отличного от мужского, но играющего равную с ним роль в конструировании культурных текстов. Феминизация распространяется на все виды художественных практик, которые традиционно сформированы в контексте патриархальной культуры. Это изменение соотношения гендерных ролей в современной культуре подмечает Ж. Бодрийяр. В художественных практиках последних десятилетий можно видеть совершенно новую трактовку как женских образов, так и фемининности в целом. Женщины-художницы, женщины-режиссеры, женщины-писательницы бросают вызов тому отношению к женщине, которое можно назвать «символическим уничтожением» и отрицают пассивность женщины в качестве объекта художественного творчества и мужского взгляда, раскрепощая телесность во всех ее проявлениях, в том числе и полностью деэстетизированном. Особенно ярко это проявляется в художественных формах, которые принято относить к постмодернистскому искусству – перфомансе, боди-арте, которые «де-доксифицируют» работу по конструкции традиционного патриархального субъекта, заменяя его субъектом, сформированным по гендерному признаку. Как мы видим, современная гендерная картина творческого процесса весьма сложна и неоднозначна. «Взрыв» женского творчества, совпавший с с изменением социального статуса женщины может привести нас к выводу, что отсутствие или маргинальное положение женщин в сфере культурного производства на протяжении многих веков был следствием гегемонии «патриархальной» культуры, ставившей под запрет всю неортодоксальную деятельность женщины, в том числе и творческую. Но такое объяснение, хотя и вполне верно отражающее суть происходящих в современном мире социальных процессов, представляется узко социологическим. Изменение положения женщины в этой области произошло и под влиянием чисто культурных факторов. Одной из главных причин вхождения женщины в пространство культурного производства является «размывание» традиционных бинарных оппозиций в современной культуре. Одна из базовых оппозиций «мужское/ женское» постепенно теряет свою жесткость, причем здесь не происходит реверсии (как хотели бы этого представительницы радикального феминизма), а скорее исчезает принципиальное различие между ее частями. В этой ситуации трансформируется и понятие маскулинности, хотя, несомненно, эта трансформация встречает колоссальное сопротивление со стороны укорененных в культуре стереотипов. Мы находимся в процессе колоссальных перемен во всей культуре, которая воспринимается не как некий монолит, основанный на незыблемых универсалиях, а как подвижное пространство, пронизанное линями различий. Эти различия не перестают отграничивать «женское» от «мужского», но и не закрепляют их как незыблемые противоположности. Женское творчество заняло свое место в этом новом культурном пространстве, пройдя через сложный процесс самоутверждения, и вскоре сможет говорить собственным голосом, не ощущая прежней враждебности и не поддаваясь необходимости маскироваться под «мужской взгляд».

При изучении практик репрезентации гендера особо важным является использование изученных теоретических подходов для самостоятельного анализа и осмысления самых разнообразных проявлений гендерных отношений, которые играют важнейшую роль в социализации современного человека, особенно молодежи. В этой части курса предусмотрены практические занятия, где студенты будут иметь возможность самостоятельно выделить различные типы репрезентации гедерных отношений в качества объекта анализа и исследовать их, применяя различные теоретические подходы.

В результате изучения данного курса студенты должны


  • знать теоретические основы современной гендерной теории, знать основные принципы и закономерности гендерных отношений в современном обществе, знать основные этапы развития гендерных исследований и их специфику; знать основные теоретические работы западных и отечественных исследователей, посвященные гендеру, уметь применять полученные теоретические знания к анализу различных форм современных гендерных отношений.

  • описывать наиболее значительные формы репрезентации гендерных отношений в современной культуре с точки зрения их общекультурной и эстетической значимости; определять место и роль гендерных отношений в современной общекультурной ситуации; уметь анализировать примеры «женского» и «мужского» письма в культуре и приводить примеры преодоления гендерных стереотипоов.

  • Для оптимального усвоения теоретического и практического материала курса предполагается написание рефератов. Формой отчетности может быть экзамен или коллоквиум.



Раздел I. Основные направления гендерных исследований.
Тема 1. Понятие гендера.

Отличие гендера как социокультурной категории от пола как биологической категории. Биодетерминистские основания теорий пола Х1Х- первой половины ХХ века. Данные археологии, истории, культурной антропологии о стратификации общества по половому признаку. Роль разделения труда в создании главенствующей позиции мужчины в обществе. Обоснование бинарной оппозиции «мужское\женское» в социлгуманитарном знании. Возникновение гендерных исследований и изучение гендерных ролей и гендерной идентичности. Гендерная стратификация.

Тема 2. Антропобиологические аспекты гендерных исследований.

Половая дифференциация с точки зрения биологии и медицины Роль антропологических исследований в понимании мужского и женского элементов общества и социальных ролей мужчин и женщин в различных этнокультурных общностях. (М.Мид, Б.Малиновский). Формирование половой дифференциации в процессе эволюции.Основные положения феминистского проекта в атнтропологии. Роль этнометодологии в стан6овлении гендерных исследований/
Тема 3. Гендер в обществе.

Разница между биологическим полом и гендерной идентичностью. Стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах. Гендерный аспект социализации. Социальная обусловленность «женских» и «мужских» профессий. Изменение гендерных стереотипов в различных социальных контекстах. Гендерные аспекты семьи.
Тема 3. Роль феминистских исследований в формировании

гендерных исследований.

Различные направления феминизма. Концепция равенства в либеральном феминизме. Ранние идеи либерального феминизма и идеи «второй волны». Идея равенства в социалистическом феминизме. Концепция гендерных различий в радикальном и психоаналитическом феминизме. Роль исследования С. де Бовуар в становлении понятия культурных различий мужчины и женщины. Развитие понятия «патриархата» и «сексуальной политики» (К.Миллет). Интерпретация фрейдизма в рамках феминизма. Значение теории Ж.Лакана для феминистского психоанализа.
Тема 4. Постфеминистские исследования и постмодернизм.

Деконструкция бинарных оппозиций в постмодернизме и постструктурализме. Деконструктивистский подход к оппозиции «мужское/женское». Влияние концепции власти М.Фуко на постфеминистские исследования. Идея различия в постфеминистских исследованиях.
Тема 5. Гендерная дифференциация в экономической сфере.

Гендер и проблема занятости. Гендерная дискриминация на рынке рабочей силы. Женская безработица. Женщина-домохозяйка – традиционная роль и социальный стереотип. Распределение труда в домашнем хозяйстве.


Тема 6.Исследования маскулинности.
Кризис маскулинности и мужские движения. Мужские исследования и парадигмы маскулинности. Изменение стереотипа «мужской роли» в современном мире. Изменение ряда аспектов традиционных представлений о маскулинностий.
Раздел II. Репрезентации пола и гендера в литературе и искусстве.
Тема 7. Мифологические основания маскулинности и феминности.

Женщина в архаических культурах. Репрезентации богини-матери и культуы женского плодородия. Утверждение патриархатных образцов в мифах. Вторичное положение богини по отношению к верховному божеству в языческих мифологиях. Связь положения женских божеств в мифологии с изменениями в обществе.
Тема 8. Гендерная тема в визуальных искусствах.

Политика репрезентации женщины и мужчины в истории искусства. Феминистская критика искусства. Отношение к репрезентации жещины в различных культурах (Античность, христианство, культуры Востока, европейская культура Возрождения и Нового времени). Иконография женской телесности в искусстве.
Тема 9. Гендерная проблематика в литературе.

Стереотипизация автора как мужской прерогативы. Понятия «женского» и «мужского» письма. Принятие маскеулинной роли женщинами-писательницами. Понятие женской литературы. Понятие «женского чтения». Женская автобиография как особый тип женского опыта. Значение феминистской женской критики для теории литературы.
Тема 10 . Гендерная проблематика в кино и в популярной культуре.

Феминистский анализ популярной культуры. Феминистская теория и критика контент-анализа. Отношение гендера и массовой культуры в работах Т. Модлески. Понятие патриархии и структуры неравенства. Психоанализ в феминистской критике массовой культуры. Л. Малви о роли патриархальных структур в визуальном восприятии в кинематографе. Теория идеологии Л. Альтюссера и феминистский анализ женских молодежных субкультур.

Тема 11. Проблема женского творчества.


Маргинальное положение женщины как субъекта творчества. Принятие «мужской роли» и «мужского взгляда» для самореализации женщины в творчестве. Стереотип вторичной роли женщины в творческом процессе. Женщина в исполнительском творчестве. Социальные преграды для развития женского творчества. «Взрыв» женского творчества в конце Х1Х-начале ХХ века и его социокультурная обусловленность. Значение «женских жанров» в культуре. Феминизация современной культуры.
Рекомендуемая литература к курсу.


  1. Введение в гендерные исследования. Под ред. И.В.Костиковой. М.,2005

  2. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. Под ред. И.Жеребкиной. Часть 1. Харьков-Санкт-Петербург. 2001

  3. Женщина, гендер, культура. М., 1999

  4. Мужчина и женщина в свовременном мире: меняющиеся роли и образы. М., 1999/


Рекомендуемая литература по разделам.
Раздел I.

  1. Айслер Р. Чаша и клинок (взгляд на историю через призму взаимоотношения мужчины и женщины). М., 1993

  2. Бовуар С. де. Второй пол. М., 1998

  3. Брандт Г. Природа женщины. Екатеринбург, 1999

  4. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991

  5. Воронина О.А Феминизм и гендерное равенство.М., 2004.

  6. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.,1996

  7. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988

  8. Миллет К. Теория сексуальной политики// Вопросы философии, 1994, №9

  9. Пол, гендер, культура. М.. 1999

  10. Теория и история феминизма. Под ред. И.Жеребкиной. Харьков, М., 1996

  11. Феминизм: проза, мемуары, письма. М.. 1992

Раздел II.

  1. Барт Р. Писательство и деторождение. \\ Барт Р. Смифологии. М.,1996

  2. Дневник Марии Башкирцевой. Избранные страницы. М., 1991
  3. Женщины в мифах и легендах. Энциклопедический словарь. Ташкент, 1992


  4. Лауретис Т.де В зазеркалье: женщина, кино и язык \\ Введение в гендерные исследования, часть 2

  5. Маркина Л.А. Художницы в России: от барокко до модерна // Искусство женского рода. М., 2002

  6. Малви Л. Визуальные удовольствия и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Минск, 2000

  7. Нордгрен Э. Развитие поструктурализма в теории литературного феминизма // Преображение, 1994, №2

  8. Сиксу Э. Хохот Медузы // Гендерные исследования, 1999, №3

  9. Тикнер Л. Феминизм, история искусства и сексуальное различие// Введение в

  10. Гендерные исследования. Часть 2, Хрестоматия. Харьков-СПб., 2001

  11. Перехвальская Е. Так говорит женщина // Искусство кино, 1991, №6

  12. Усманова А. Женщины и искусство: политики репрезентации. // Введение в гендерные иследования. Ч.1

  13. Шапинская Е.Н. Проблема творчества в гендерном аспекте \\ Полигнозис, №1, 2004

  1. Clark K. The Nude. Penguin, 1970

  2. Doanne M.A. Femmes Fatales. Feminism, Film Theory, Psychoanalysis. NY.-l., 1989

  3. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism. L.-NY, 1991

  4. Lorber J. Paradoxes of Gender. NY, 1994

  5. Looking on: Images of Femininity in the Visual arts and media. L.-NY, 1987

  6. Nochlin L. Women, Art and Power and other essays. NY, 1988

  7. Taylor R. Sex in History. NY, 1954

  8. Wood E. Women in Music || Signs, 1980, No.6



Вопросы к зачету.

  1. Дайте определение понятия «гендер» и определите его отлтчие от биологического пола.

  2. Влияние феминизма на становление гендерных исследований

  3. Роль антропологии в становлении гендерных исследований.

  4. Различные направления феминизма и их связь со становлением гендерных исследований.

  5. Роль этнометодологии в развитии гендерных исследований.

  6. Основные идеи книги С.де Бовуар «Второй пол» и их роль в изменении взгляда на положении женщины в культуре и обществе.


  7. Роль психоанализа Ж.Лакана в становлении «женских исследований»

  8. Основные направления постфеминистских исследований.

  9. Проблема гендерной дифференциации в современной экономике.

  10. Роль гендера в социализации личности

  11. Основные положения работы Б.Фридан «Загадка женщины»

  12. Исследования маскулинности как аспект гендерных исследований.

  13. Гендерные стереотипы в различных этнокультурных контекстах

  14. Влияние гендерных стереотипов на отношения в семье

  15. Какие вы знаете виды гендерной экономической сегрегации

  16. В чем особенности положения женщины в России и каковы современные направления «женского движения»?

  17. В чем заключается различие между гендерными ролями и гендерной идентификацией?

  18. Каковы исторические причины меньшей социальной и политической активности женщин?

  19. Какова взаимосвязь между поструктурализмом, феминизмом и гендерными исследованиями?

  20. Приведите примеры господствующего положения женщины в архаических культурах.

  21. Роль женских божеств в различных мифологических системах.

  22. Трактовка женских образов в христианской культуре и ее отражение в иконографии.

  23. Репрезентация женских образов в средневековой Европе и соотношение их с реальным положением женщины в социоэкономической сфере.

  24. Эстетизация женских образов в эпоху Возрождения.

  25. Особенности репрезентации женских образов в европейской кульуре Нового времени.

  26. Женские образы в культурах Востока.

  27. Проблема телесности в репрезентации женских образов в визуальных искусствах

  28. Понятие «женского» и «мужского» письма

  29. Репрезентация женщины в различных литературных направлениях.
  30. Женщина как идеальный объект поэтического творчества.


  31. Проблема женщины-писательницы и женская литература.

  32. Женская автобиография как особый жанр литературы.

  33. “Женские жанры» в современной массовой культуре

  34. Популярная культура как область феминности (по Т.Модлески)

  35. Феминизация современной культуры . Дайте примеры из различных областей социокультурной жизни

  36. Динамика понятия «маскулинность» в постсовременную эпоху

  37. репрезентации женщин в различных видах масовой культуры

  38. Роль женщин в масс медиа

  39. Стереотипы «мужского» и «женского» в современной рекламе

  40. Специфика женского творчества в постсоветской России.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:

  1. Исторические истоки феминизма

  2. Различные раправления феминизма и их ведущие представительницы

  3. Мужские и женские образы в мифах народов мира

  4. Ф.Ницше о принципиальном неравенстве полов

  5. Особенности обряда инициации в различных культурах.

  6. Семья в древних цивилизациях

  7. Кризис современной семьи (гендерный аспект)

  8. Распределение гендерных ролей в экономической жизни современного общества.

  9. «Мужские» и «женские» профессии в современном мире

  10. Особенности творчества женщин-художниц (на конкретных примерах)

  11. Женщина в культуре потребления

  12. Женские и мужские стереотипы в современных масс медиа

  13. Женщина в исполнительских искусствах

  14. Новые тенденции в образе маскулинности в современной культуре

  15. Гендерные стереотипы современной рекламы

  16. Женщина и спорт

  17. «Женский взгляд» на традиционный мир маскулинности (на примере современного кинематографа»

  18. Мифологические и психологические аспекты «женского романа»

  19. Женские образы в телесериалах.
  20. Образы феминности и маскулинности в кино

  21. Теория перформативности гендера Дж.Батлер

Практикум.

Чтение и анализ работа Э.Сиксу «Хохот медузы» (Введение в гендерные исследования. Ч.2. С.799)