zabika.ru 1

Экономическая сущность налогов.


1.    Понятие налогов и сборов.

2.    Функции налогов.

3.    Элементы налогообложения.

Налог одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать как экономическое, социальное и политическое явление. Существует множество определений налогов. Налоговый кодекс РФ дает след. Определение налога: Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговый кодекс разделает понятия налога и сбора и дает след. Определение сбора « Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведенного национального продукта. Под налогообложение принято понимать взимание налогов. Сходство налога и сбора состоит в том, что и налог и сбор обязательны, принудительны и взимаются в пользу государства. Отличие налога от сбора в том что налог это абстрактный платеж и он не имеет целевого ориентирования. При уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или специальные интересы.

2. Функции налогов.

Функции налога это проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств. Выделяют следующие функции налогов:

1.    Фискальная – основная функция налогов, означает изъятие денежных средств в казну.

2.    Регулирующая – означает что налоги используются для регулирования различных соц. Экономических процессов.

3.    Налоги используются стимулирования или дестимулирования различных процессов в экономике и соц. Сфере.

4.    Распределительная – означает что с помощью налогов происходит распределение через бюджеты и фонды финансовых ресурсов.

5.    Контрольная – заключ. в том что налоги позволяют осуществлять контроль за финансовой политикой государства. Все функции налогов тесно взаимосвязаны.

 

4.    Элементы налогообложения.

В соответствии с налоговым кодексом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физ. Лица на которую в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы. К клиентам налогообложения относятся:

1.    Объект налогообложения это юридические факты, которые обуславливают обязанность налогоплательщика заплатить налог, например владение имуществом

2.    Налоговая база – физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Например стоимость имущества.

3.    Налоговый период – период времени по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Он может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

4.    Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы.

5.    Порядок исчисления налога – последовательность действий по определению суммы налога подлежащего уплате.

6.    Порядок и сроки уплаты налога – последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налогов.

Виды налогов в зависимости от уровня их установления.

Налоговый кодекс – основной элемент законодательства о налогах и сборах. Он состоит из 2-х частей. 1-я часть устанавливает общие принципы налогообложения в РФ, 2-я часть описывает действующие налоги и сборы (их 14) и специальные налоговые режимы. Их всего четыре. В налоговом кодексе установлены след. налоги и сборы в зависимости от уровня их установления.


1.    Федеральные налоги и сборы:

1.1.        Налог на добавленную стоимость

1.2.        Акцизы

1.3.        Налог на доходы физических лиц

1.4.        Единый социальный налог

1.5.        Налог на прибыль организаций

1.6.        Налог на добычу полезных ископаемых

1.7.        Водный налог

1.8.        Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

1.9.        Государственная пошлина

2.    Региональные налоги

2.1.        Налог на имущество организаций

2.2.        Налог на игорный бизнес

2.3.        Транспортный налог

3.    Местные налоги (Решение местных органов власти – после чего становится обязательным к уплате на территории муниципального образования.)

3.1.        Земельный налог

3.2.        Налог на имущество физических лиц.

 

3.Виды косвенных налогов.

1. Налог на добавленную стоимость.

Уплате в бюджет подлежит сумма налога, уменьшенная на величину налоговых вычетов, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

НДС – является косвенным налогом, т.е. он полностью входит в цену товара и взимается на стадии реализации. Он непосредственно влияет на процесс ценообразования и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех этапах производства и реализации продукции. Налогоплательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ. Объектом налогообложения является:

1.    Реализация товаров, работ или услуг на территории РФ.

2.    Выполнение строительно-монтажных работ для собственного употребления.

3.    Ввоз товаров на таможенную территорию РФ и другие.

Налоговая база при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров с учетом акцизы. Налоговый период – квартал. Налоговые ставки


0% при реализации товаров на экспорт

10% - продовольственные товары ,товары для детей и т.д.

18% - на все остальные товары, работы и услуги.

Сумма налогов исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Пример: Компания приобрела материалы по отпускной цене 500000=руб для их переработки, а затем реализации полученной готовой продукции. Следовательно, НДС по приобретенным материалам составил 500000 х 0.18=90000 руб. следовательно, предприятие заплатило за материалы 500000 + 90000 = 590000=руб. Затем оно полностью израсходовало их при производстве продукции и реализовало готовую продукцию на сумму 700000 руб., откуда НДС по реализованной продукции составит 700000х0.18=126000 руб. Тогда НДС к уплате в бюджет будет вычислен НДС при реализации готовой продукции – НДС уплаченный поставщикам за приобретенные материалы = 126000-90000=36000руб.

(т.е. НДС к уплате этим предприятием будет рассчитан как НДС продажи – НДС покупки)

Проверить правильность исчисления НДС можно след. образом: цена продажи без НДС 700000руб – цена покупки без НДС 500000руб = 200000руб. добавленная стоимость этим предприятием.

200000х0.18= 36000руб. к уплате в бюджет. Задача решена верно.

Если указана цена с НДС, то ее нужно умножить на 18% и разделить на 118% и получим величину НДС в этой цене.

Если по условиям этой задачи продукция реализуется на экспорт, то предприятие в праве требовать возмещение на сумму.

Если у предприятия нет подтверждающих документов, что товар был приобретен по цене включающей НДС, то оно должно заплатить в бюджет 126000руб.

 

Акцизы

Организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие подакцизный товар через таможенную границу РФ.

Объект налогообложения

1.    Реализация на территории РФ лицами, произведенных ими подакцизных товаров

2.    Передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд.


3.    Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др.

Налоговая база – определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база определяется двумя методами:

1)    По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки – как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

2)    По подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные ставки – как стоимость реализованных товаров.

Налоговым периодам признается календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированы по видам подакцизных товаров, например:

алкогольная продукция – 173,50 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.

Сигареты с фильтром – 120 руб. за 1000шт. + 5.5% расчетной стоимости, но не мене 142 руб. за 1000 штук.

Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с. – 194 руб. за 1л.с.

Сумма акциза определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки по каждому товару отдельно.

 

Сумма Акциза определяется как …..

 

Пример: ликероводочный завод реализует алкогольную продукцию массовой долей этилового спирта 40% и объемом 0.5 литра, требуется определить величину акциза на каждую единицу данной продукции.

1.    Рассчитывается величина этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре:

0.5л х 40%/100%=0.2л.

2. Рассчитывается величина акциза:

0.2л х 173,5 руб. = 34руб

Ответ: акциз 34 руб.

 

Прямые налоги с организаций

1.    Налог на прибыль организаций.

Налогоплательщики признаются: российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Рф через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком, т.е. полученных доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.


Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Налоговая база по прибыли, облагаемой по отличной от основной ставке, определяется налогоплательщиком отдельно. Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Основная налоговая ставка 24% с распределением 6.5% - в федеральный бюджет, 17.5% - в бюджеты субъектов РФ. Существуют 3 исключения:

1.    Для доходов иностранных организаций не связанных с деятельностью через постоянные представительства – налоговые ставки составляют:

- 10% от использования транспортных средств при международных перевозках

- 20% все остальные доходы.

2. к налоговой базе в виде дивед.:

- ставка 9% по дивед. российских и иностранных организаций

- ставка 15% по дивед. российских организаций получаемых иностранных организаций

3. к налоговой базе по отдельным видам трудовых обязательств.

- 15% по государственным и муниципальным ценным бумагам, эмитированным после 1-го января 2007г.

- 9% по муниципальным бумагам эмитированным на срок не менее 3-х лет до 1-го января 2007г.

- 0% по государствен. и муницип. облигациям эмитированным до 20 января 1997 г.

Налог определяется как соответствующие налоговые ставки, процентная доля налоговой базы . Налог уплачивается на позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Предусмотрена подача налоговой декларации.

 

Другие налоги с организаций и физических лиц.

1.    Единый социальный налог.

Налогоплательщиками признаются:

1группа: лица, производящие выплаты физ. Лицам (организации и индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями)


2 группа: индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектами налогообложения для 1-группы признаются выплаты начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам предметом которых является выполнение работа или оказание услуг.

Объектами для 2-группы признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база для 1-группы определяется как сумма выплат и вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. Она определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налоговая база для 2-группы определяется как сумма доходов в денежной и натуральной форме от предпринимательской или иной деятельности за вычетом расходов.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговые ставки зависят от величины налоговой базы.

Для 1-группы налогоплательщиков применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

 

Итого

До 280 тыс. руб

26%

Свыше 600000

 

Для 2-группы налоговой ставки также зависит от налогооблагаемой базы. Например при налоговой базе до 280 тыс. руб. – 10%.

Порядок исчисления налога.

Для 1-группы – по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей, исходы из начисленных выплат.


Для 2- группы – расчет суммы авансовых платежей осуществляется налоговыми органами, или коллегиями адвокатов (для адвокатов).

Порядок и сроки уплаты налога – уплата ежемесячных авансовых платежей происходит не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца.

2.    Налог на игорный бизнес.

Региональный налог, налогоплательщиками признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Под игорным бизнесом понимается деятельность, связанная с извлечением организациями или предпринимателями доходов в виде выигрышей или проведения азартных игр. Объектом налогообложения является игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмейкерской конторы.

Налоговая база определяется отдельно по каждому из объектов налогообложения как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом является календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются субъектами российской федерации в след. пределах:

- за один игровой стол или за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы от 25000 до 125000 руб.

- за один игровой автомат от 1500 до 7500 руб.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Налог уплачивается не позднее срока установленного для подачи налоговой декларации т.е. 20го числа , следующего месяца.

1.       Кредитная политика.

2.       Направление деятельности банка в инвестиционных  операций и разработка процедур кредитования, обеспечивающих снижение рисков.

Сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций. Т.е. в умении свести к минимуму кредитный риск . Т.о. кредитная политика это определение того уровня риска, который может взять на себя банк. 


Кредитный риск – это риск не возвратов или просрочки платежа по банковской ссуде. Различают:

-страновой кредитный риск – при предоставлении иностранных кредитов.

-риск злоупотреблений – сознательно прогнозирующий не возврат.

Причины возникновения риска не возврата ссуды:

1.       Снижение кредитоспособности заемщика – проявляется в форме кризиса наличности – последствием для банка может быть риск снижения ликвидности.

2.       Ухудшение деловой репутации заемщика.

Каждый риск имеет количественное выражение. Кредитный риск может возникнуть по каждой отдельной ссуде предоставленной банком и как следствие по кредитному портфелю в целом.  Управление кредитными рисками нацелено на их снижение, т.к. вообще без рисковых кредитных операций не бывает.

Существуют методы снижения кредитного риска:

1.       Оценка кредитоспособности заемщика и установление его кредитного рейтинга (кредитоспособность физ лица определяется – справка о з\п 2ндфл, для юр лица – отчетные данные, баланс)

Способы установления кредитоспособности юр.лица:

1-й способ - расчет коэффициентов ликвидности предприятия,

2-й способ - анализ денежных потоков. Установление лимита по счету (установление овердрафта)

3- й способ – анализ бизнеса

2.       Проведение политики диверсификации ссуд.

А) по размерам ссуд

Б) по видам ссуд

В) по группам заемщиков  (юр лица, физ лица, межбанк)

3. Выдача крупных кредитов, которые не превышают нормативов Банка России только на консорциальной (консорциум – объединение временное банков, для выдачи кредитов) основе.

4. Страхование кредитов и депозитов

5. соблюдение «Золотых» банковских правил, требующих размещение кредитных ресурсов в соответствии со сроками, объемами и условиями их привлечения.

6. формирование резервов для покрытия возможных потерь по предоставляемым ссудам. (положение банка России 254-П).


Кредитный портфель

Набор ссуд, дифференцированных с учетом рисков и уровня доходности. В управлении кредитным портфелем реализуется кредитная политика банка, т.е. сначала разрабатывается кредитная политика, а потом формируется кредитный портфель. Распределение кредитных ресурсов внутри портфеля определяет его структуру. Структура портфеля формируется под воздействием следующих факторов:

1.       Доходность и риск отдельных ссуд

2.       Спрос заемщиков на отдельные виды кредитов

3.       Нормативы кредитных рисков установленные банком России.

4.       Структура кредитных ресурсов банка – краткосрочные и долгосрочные.

Кредитный портфель пополняется из 3-х источников:

1.       Денежные ссуды, непосредственных заемщиков

2.       Приобретение (учет векселей) у продавцов товаров и услуг.

3.       Приобретение векселей у дилеров по операциям с коммерческими бумагами.

Важной характеристикой кредитной политики банка является  качество кредитного портфеля. Качество оценивается по системе коэффициентов, включающий:

-  абсолютные показатели (объем выданных ссуд по видам и объем просроченных ссуд)

- относительные показатели – хар-е долю отдельных кредитов в структуре ссудной задолженности.

Коэффициент качества кредитного портфеля в общем виде может быть представлен как отношение просроченной ссудной задолженности к сумме ссудной задолженности (основной долг без %).

Кредитный рейтинг.

Это система показателей, позволяющая отнести каждого индивидуального заемщика к определенному классу. На практике учитываются не только рейтинговые, но дополнительные данные о клиенте. Использование кредитного рейтинга значительно облегчает работу кредитного инспектора  при оценке кредитоспособности заемщика. Точная оценка кредитоспособности позволяет  выбрать наиболее эффективные способы снижения кредитного риска. Кредитный инспектор ведет кредит до момента полного погашения ссудной задолженности.


Кредитный мониторинг.

Система банковского контроля за всем процессом кредитования. Проявляется в постоянном контроле как за прохождениями отдельных кредитов , так и за качеством кредитного портфеля в целом. Кредитный мониторинг позволяет своевременно выявить отклонение от целей кредитной политики  и исправить ситуацию, обеспечивая умеренный риск.

Валютные операции коммерческих банков.

1.       Физические лица (обмен, валютный перевод, дорожные чеки)

2.       Юридические лица (экспортеры  и импортеры). Открытие валютных счетов (р.с для расчетов в иностранной валюте)

3.       Банковские операции (купи продай)

Органы валютного контроля:

1.       Правительство

2.       Государственный таможенный комитет

3.       Банк России

Агенты валютного контроля

1.       Таможенные органы

2.       Налоговые органы

3.       Уполномоченный банк

Требования:

- помещение (видео набл, решетки, охрана и т.д.)
- внутри (все техн. средства, объявления и т.д.)

- кассир (удостоверение личности, мат. Ответственность и т.д. )

 Существуют

Субъекты валютных операций , которыми являются резиденты и нерезиденты. Резиденты – граждане РФ, беженцы иностранные граждане, которые имеют вид на жительство, предприятия и организации, которые зарегистрированы по нашему законодательству, дипломатические и иные представительства.

Объекты – валюта российской Федерации, внутренние ценные бумаги, валютные ценности. К валютным ценностям относятся – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

К валютным операциям в соответствии с федеральным законам относятся:

1.       Приобретение, отчуждение и использование  валютных ценностей в качестве  средств платежа, осуществляемые между резидентами.

2.       Приобретение, отчуждение и использование в качестве средств платежа валютных ценностей, валюта РФ и внутренние ценные бумаги между резидентами и нерезидентами.


3.       Приобретение, отчуждение и использование в качестве средств платежа валютных ценностей, валюта РФ и внутренние ценные бумаги  между нерезидентам.

4.       Ввоз и вывоз  с таможенной территории РФ

5.       Перевод иностранной валюты, валюты РФ,  внутренних и внешних ценных бумаг со счета за рубежом на счет того же лица открытый на территории РФ и обратно.

6.       Перевод нерезидентам валюты РФ внутренних и внешних ценных бумаг со счета открытого н а территории РФ на счет того же лица, открытого также на территории РФ