zabika.ru 1

 


Программа воспитания

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Паспорт программы

2. Аналитическая записка

3. Обоснование программы

4. Цели программы

5. Задачи программы

6. Этапы реализации программы

7. Принципы воспитательной системы

8. Направления воспитательной деятельности ( патриотическое воспитание; ученик и его нравственность; ученик и его интеллектуальные возможности; ученик и его здоровье; ученик и его семья)

9. Прогнозируемый результат

10. План реализации программы

Паспорт программы


Полное наименование программы

Программа воспитания подрастающего поколения МОУ Власовской общеобразовательной средней школы№13

Правовая база программы

1. Закон «Об образовании»

2. Национальная доктрина развития Российского образования

3. «Концепция модернизации российского образования» ФЗ РФ от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»

Период и этапы реализации программы

Программа реализуется в период 2010 – 2015 гг. по следующим этапам:1 этап: Разработка текста программы, ее обсуждение, утверждение окончательного варианта программы. Ознакомление с ним педагогического коллектива школы.

2 этап: Проведение уточняющей комплексной диагностики, необходимой для решения задач и определения условий реализации программы развития школы. Формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации отдельных проектов программы.

Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.


3 этап: Реализации ведущих целевых программ и проектов программы развития школы. Осуществление промежуточного контроля.

4 этап: Подведение итогов и научное системное осмысление результатов. Постановка новых стратегических задач развития общеобразовательной системы школы, подготовка текста новой программы развития школы.


Цель программы

Создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика», «семьянина» и «гражданина».

Задачи программы

  • Активное формирование школьного самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства учащихся в классах и школе;

  • Создание критериев воспитанности учащихся и возможностей для их проявления;

  • Обеспечение новых подходов к организации воспитательного пространства и внедрении современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс;

  • Создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе школы;

  • Вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме и в общественных организациях»

  • Проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом , этическом и культурном уровне;

  • Создание традиций и обычаев внеклассной работы в школе;

  • Формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, коллег для создания воспитательной системы школы;
  • Повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса;


  • Использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной системы школы.

Исполнители программы

Педагоги МОУ Власовской СОШ №13, классные руководители, педагоги дополнительного образования

Источники финансирования

Средства, предусмотренные бюджетом школы, привлечение средств общественных организаций

Контроль и реализация программы

Директор школы, заведующий по воспитательной работе

Аналитическая записка:

Одной из серьезнейших проблем всегда была и особенно сейчас обострилась неприкаянность и ненужность современной молодежи. Принимаемые стандарты образования нацелены на насильственное получение учащимися суммы теоретических знаний. Практическая ценность этих знаний в социальном плане не поддерживается в связи с тем, что ни общество, ни производство, ни сам ученик, как правило, не нуждается в том, что в него с таким трудом в течение многих лет насильственно вводили. Вследствие агрессивного воздействия внешней среды ( низкопробных СМИ, рекламы, экономического, политического, диалогического цинизма) молодежь воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни. Молодежь воспитана в информационном безразличии: нежелание читать газеты, слушать новостные передачи. Характерными чертами молодежи становиться эмоциональная неразвитость, отсутствие душевной толерантности. Обостряется конфликт между родителями и детьми, в том числе и вследствие слабой психолого- педагогической подготовки родителей. Произошла смена кумиров, когда молодежи предлагаются в качестве образцов не вечные истины и доблести, а криминальная, подлая и силовая героика. Общество насильно навязывает молодежи агрессивные формы досуга, создает условия и не противодействует алкоголизации, наркомании, курению молодежи. Коммерция спорта делает его в значительной степени недоступным для молодежи


Эти проблемы обостряются в тысячи раз перед молодежью, так как они находятся в замкнутом круге. Многие родителей не имеют работы, а значит не могут обеспечить нормальную жизнь ребенку. Некоторые родители не имеют общего полного образования, что негативно сказывается на их культурном уровне. От безработицы и безденежья люди начинают употреблять спиртное, а это значит что увиденное молодежью на экранах, подкрепляется примером из их жизни.

Отсутствует учебный мотив. Подростки не находят истинного примера для подражания, хотя в это время им необходимо на кого то ровняться. Им некуда обратиться, некуда идти, негде реализовать свои способности.

ОБОСНОВАНИЕ программы

Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактулизации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы. Данная программа является результатом творческого поиска педагогов и документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы.


В организации воспитательного процесса в школе мы вплотную подошли к проблеме создания воспитательной программы, ощутили её необходимость. Конечно, сложилась стройная система воспитательной работы, но дальнейшего развития нет, поставленные цели и задачи реализованы. Мы находимся на новом этапе, пора определить стратегию и тактику нового этапа воспитательной работы. Выход мы видим в создании и реализации воспитательной программы. Это требование времени. Вот почему в течение всего учебного года разработчики работали над проектом программы воспитания.

Основные цели:

Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Система образования призвана обеспечить:

-историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к правам, традициям, культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности;

- формирование у детей и молодежи целостного отношения миропонимания и своевременного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование у детей, молодежи и других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;


- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывное образование в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обручение и воспитание;

- преемственность уровней и ступеней образования;

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развитие новых наукоемких технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- противодействие негативным социальным процессам;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Согласно программе патриотического воспитания основной целью является - совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирующей у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:


  • Активное формирование школьного самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства учащихся в классах и школе;

  • Создание критериев воспитанности учащихся и возможностей для их проявления;

  • Обеспечение новых подходов к организации воспитательного пространства и внедрении современных технологий воспитательной работы в воспитательный процесс;
  • Создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе школы;


  • Вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме и в общественных организациях»

  • Проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом , этическом и культурном уровне;

  • Создание традиций и обычаев внеклассной работы в школе;

  • Формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, коллег для создания воспитательной системы школы;

  • Повышение методической и профессиональной культуры участников воспитательного процесса;

  • Использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной системы школы.

Реализация программы воспитательной системы «МОУ Власовская СОШ №13» проходит в 4 этапа

1 этап:

§ Разработка текста программы, ее обсуждение и экспертиза разного уровня утверждение окончательного варианта программы. Ознакомление с ним педагогического коллектива школы.

§ Подготовка диагностических пакетов и проведение изучения школьника

§ Определение уровня воспитания

2 этап:

§ Проведение уточняющей комплексной диагностики, необходимой для решения задач и определения условий реализации программы развития школы.

§ Формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации отдельных проектов программы.

§ Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.

§ Расширение связи с УДО и социумом

§ Обсуждение на заседаниях МО, педагогических и методических советах результатов практической деятельности по реализации концепции воспитательной системы

3 этап:

§ Реализации ведущих целевых программ и проектов программы развития школы.

§ Осуществление промежуточного контроля.

4 этап:

§ Подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы на семинарах и конференциях, тиражирование накопленного опыта.


§ Постановка новых стратегических задач развития общеобразовательной системы школы, подготовка текста новой программы развития школы.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ СТРОИТСЯ НА ПРИНЦИПАХ:

1.Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;

уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей; социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; индивидуализация – развитие и продуктивно-творческое индивидуально-неповторимого - потенциала личности.

2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают политехнической, экологической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

3. Принцип гуманности, предполагающий

создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);


формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

создание действенной службы социально-педагогической и психологической помощи школьникам.

4. Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;

создание отношения в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся;

развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

5. Принцип научности, предполагающий:

развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла

создание эффективной системы – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

6. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.


Основные направления воспитательной деятельности:

1. Патриотическое воспитание «Я - гражданин России»

Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.

Задачи:

· Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы т. д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;

· Продолжить формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям.

Содержание воспитательной работы:

- изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно- правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

- изучение биографий выдающихся граждан своего Края, страны- патриотов и борцов за Отечество;

- развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;

- организация встреч с представителями общества- истинными гражданами и патриотами своей страны;

- создание условий для проявления истинного проявления патриотизма учащихся , любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;

- посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

- поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм;

- активное сотрудничество с социумом по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;


- привлечение учащихся к работе в общественных организациях;

- формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.

Ключевые дела:

· Смотр песни и строя;

· Историко-литературные вечера;

· Митинг ко Дню Победы;

· Уроки мужества;

· Традиционный мероприятия (классные часы на темы «День прав человека», «День Конституции», «День независимости России» и т. д.);

· Линейка Памяти (к 9 мая);

· Экскурсии по историческим местам России ;

2. Ученик и его нравственность

Цель: воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений; формирование качества не только гражданина РФ, но и Человека.

Задачи:

- Показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей;

- Формировать социально ценностные установки поведения;

- Формировать и развивать такие качества характера, как благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми и др.

Содержание воспитательной работы

- изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;

- изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей изученной проблемой;

- ответственности за свои поступки;

- учет возрастных особенностей в организации деятельности;

- создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;

- поощрение учащихся совершающих нравственные поступки.

Ключевые дела:

· Волонтерское движение

· Цикл мероприятий (день Учителя, день Матери, День пожилого человека и т. д.)


· Облагораживание памятников

3. Ученик и его интеллектуальные возможности.

Содержание работы:

- изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы;

- формирование культуры умственного труда;

- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;

- контроль за деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для всемерного развития интеллекта учащихся.

4. Ученик и его здоровье.

Цель: Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.

Задачи:

· Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

· Продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;

Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.

Содержание работы

- изучение состояния физического здоровья учащихся и определение путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;

-изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;

- изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;

- содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;

- всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;

- поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям физкультурой и спортом;

- контроль результативности занятий учащихся физкультурой и спортом в учебном заведении;

- привлечение родителей- энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье


Ключевые дела:

· Турслёт

· «День здоровья»

· Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты, турниры

· Экскурсии на природу

· Уроки безопасности

6. Ученик и экология

Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека

Задачи:

· Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших;

· Формировать умения и навыки экологического поведения;

Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека

Ключевые дела:


  • Выставка поделок из природного материала

  • Мини-спектакль на экологическую тему.

  • День Земли

  • День птиц

  • Акция «Мой школьный двор самый чистый»

  • Экологические десанты

  • Участие в муниципальных и областных конкурсах экологической направленности

7. Ученик и его семья

Цели: развитие и упрочение связей семьи и школы как основы социальной адаптации.

Задачи:

· Формировать взаимоотношение между членами семьи, основанные на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.;

· Формировать осознанное отношение подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного достоинства, выдержка;

Воспитывать чувства семейного долга взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости, самопожертвования т. д.

Содержание работы:

- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

- сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;


- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель- ученик- родитель»;

- удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;

- разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики , воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

- организация проведение совместного досуга родителей и учащихся;

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуации в системе « учитель- ученик- родитель»

- привлечение родителей к активному участию в жизни в школе;

- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Ключевые дела:

· Конкурс рисунков «Моя семья»;

· Праздник к 8 марта;

· Детская поделки для мамы, бабушки, папы ;

· Письмо маме

· Семейные спортивно-оздоровительные мероприятия «Папа, мама и я – спортивная семья»;

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ученик - это:

- воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, со спецификой её образовательной системы, развивающей ее традиции, активно участвующей в определении перспективе развития, владеющий культурой умственного труда, соблюдающий кодекс чести школьника.

- человек, член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющей культурой межличностных отношений, построенных не на приоритете силы, а на приоритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения; готовый реализовать свои права, интересы в социальном окружении; способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

- семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

- патриот своего поселка, с любовью относящийся к месту, в котором он живет; знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции; прилагающей силы к его развитию и процветанию;

- гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности;

- человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы XXI века; носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.