zabika.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Основная общеобразовательная школа № 12»

Особенности программ УМК «Гармония»

(1,2 год обучения)

Сборник методических материалов

Конспекты уроков




Нефтеюганск

2008 г


Сборник методических материалов подготовила

Ковальчук Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов
В пособии представлены материалы , отражающие отличительные особенности программ курсов, составляющих учебно-методический комплекс «Гармония» (1,2 год обучения), виды уроков, методы и приемы, формы работы учителя и обучающегося, конспекты уроков.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………. 4

Общие особенности УМК «Гармония» ……………………………………………… 5

Способы организации учебной деятельности ……………………………………… 6

Создание проблемной ситуации ……………………………………………………… 6

Формы учебной деятельности ………………………………………………………….. 7

Методические концепции и способы их реализации ………………………………… 8

Математика ( новые методические подходы, их реализация) ………………….. 8

Новый методический подход в обучении решению текстовых задач

(подготовительный период) ……………………………………………. 10

Приемы обучения решению текстовых задач ………………………... 11

Новый методический подход к изучению математических понятий,


свойств и способов действий …………………………………......... 13

Положительные результаты ………………………………………….. 14

Обучение грамоте (направления курса) ……………………………………………….. 15

Особенности курса обучения грамоте ……………………………….. 16

Артикуляционно-обоснованные условные знаки …………………… 17

Особенности письма ………………………………………………… 18

Русский язык ……………………………………………………………………………… 19

Особенности курса ……………………………………………………… 19

Особенности первого года обучения …………………………………. 20

Методический подход обучения письму под диктовку …………… 21

Особенности второго года обучения ………………………………… 23

Положительные результаты ………………………………………….. 26

Литературное чтение (особенности) …………………………………………………. 27

Окружающий мир( особенности) ……………………………………………………….. 29

Виды деятельности на уроке ……………………………………… 29

Формы проведения уроков ………………………………………. 31

Приложения

Приложение № 1 – Урок математики в 3 классе на тему: «Увеличить в несколько раз.

Уменьшить в несколько раз. Во сколько раз …?» ……………….. 32

Литература …………………………………………………………………………………

Пояснительная записка

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Изменились и стандарты, программы, требования к выпускнику и ,следовательно, изменились и требования к уроку и к учителю.

В своем выступлении на международной конференции в октябре 2007 года, которая проходила в Ханты-Мансийске, Александр Васильевич Филиппенко говорил, что ценнейшим для современного человека качеством является способность к поиску и открытиям. Развитие этих способностей предполагает умение наблюдать, удивляться и задавать вопросы, умение самостоятельно искать и находить возможные объяснения путем анализа источников, постановки экспериментов или проведения наблюдений. Задачей обучения является создание условий для формирования этих умений, что является одновременно и мотивацией к обучению.


Много лет я работала по традиционной программе и столкнулась с проблемой снижения активности ребенка в учебном процессе, нелогичностью подбора заданий к уроку, из-за чего страдает отработка специальных умений. Анализируя свою работу и, работая в содружестве с учителями –предметниками, отметила, что не всегда решаются вопросы преемственности изучаемых тем в начальной школе и в среднем звене.

Для осуществления предъявляемых требований к образованию необходимо было решать задачу модернизации обучения. Авторы УМК «Гармония» составили программы курсов, учли все требования.


Общие особенности УМК «Гармония»
Программа авторов комплекта «Гармония» реализует в системе учебных заданий:


  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности;

  • приоритет самостоятельной деятельности учащегося в усвоении содержания;

  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;

  • рассматривание одного и того предмета со всех сторон;

  • опора на опыт ребенка;

  • использование различных моделей: предметных, словесных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними;

  • взаимосвязь дедуктивных и индуктивных рассуждений;

  • единство интеллектуальных и специальных умений;

  • создание каждому ребенку условий эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.


Одной из главных задач авторов «Гармонии» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ЗУН, соответствующих учебным программам и требованиям начального стандарта.

В УМК реализованы:

  1. Способы организации учебной деятельности:

- постановка учебной задачи,

-решение учебной задачи,


-самоконтроль,

-самооценка.


  1. Способы организации продуктивного общения, являющегося необходимым условием формирования учебной деятельности.

  2. Способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младших школьников возраста уровне осознание причинно-следственных связей и зависимостей.


Авторами учебно-методического комплекса ,как и любой другой программой развивающего обучения, предлагается новый подход к проведению урока: создание проблемной ситуации, которая может осуществляться такими способами:

    • Способ аналогий

    • Отыскание причин, сопровождающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого вопроса

    • Выдвижение проблемного вопроса

    • Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений

    • Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого




Методические концепции и способы их реализации
Математика

(автор—доктор педагогических наук, профессор Н.Б.Истомина)


1, 2 год обучения

В основу курса положена методическая концепция, которая выражает целенаправленную и систематическую работу по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Практическая реализация концепции обеспечивается:



1 –определяет повторение ранее изученных вопросов на более высоком уровне;

2—установление соответствия между предметными, словесными, графическими(схематическими), символическими моделями, что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление;

3-повышение качества вычислительной деятельности, развитие мышления;


4—сориентирован на формирование у обучающихся обобщенных умений:

а) читать задачу,

б) выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними,

в) выбирать арифметическое действие,

г) ответить на вопрос задачи.
В соответствии с этой методикой учащиеся знакомятся с текстовой задачей только после того, как сформируются те знания , умения и навыки, которые необходимы им для овладения обобщенными умениями решать задачи (2 класс, II четверть)

Новый методический подход к обучению решению текстовых задач

заключается в следующем:





1—Математика-2, с.81 4 – Математика-2, с.76,78

2 -- --//-- с.83 6 -- --//-- с.53

3 -- --//-- с.52 7 -- -- // -- с.60
Следующей особенностью является знакомство:


  • с лучом, отрезком и способом измерения длины с помощью разных мерок, используя циркуль, линейку.

  • введение понятия «числовой луч», которое используется как наглядное средство для сложения, вычитания, сравнения чисел.

  • для осознания и установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания, между компонентами и результатами этих действий вводится тема «Целое и части» (М-1, с.92) через предметное моделирование.

  • используется калькулятор как средство обучения учащихся:

  • для постановки учебных задач (с.27 «Число и цифра» М-1)

  • для открытия и усвоения способов действий (с.134 «+ и – 2-зн. чисел» М-1)

  • для проверки предположений и числового результата (с.150, №356, М-1)

для усвоения математической терминологии и символики (с.128, «2- зн.числа»,М-1)

  • для выявления закономерностей и зависимостей (с.160, №388, М-1)
  • для эффективного формирования вычислительных навыков (с.171, №420, М-1; с.69 ,№ 181, М-2).





Проанализировав результаты работы по предмету за 2,5 года , я отметила положительные моменты:

-- предложенные методические подходы по формированию общих способов действий позволяют учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, развивать мышление и постепенно вводить его в мир математики;

-- система работы в процессе усвоения учебного материала позволяет учащимся сосредоточенно, осознанно работать, не отвлекаясь;

--использование метода моделирования облегчает процесс осознания, понимания проводимой работы, развивает мышление обучающихся;

--система учебных заданий позволяет учащимся овладевать способами решения, формировать умение контролировать и оценивать свои действия;

-- процесс выполнения заданий носит продуктивный и репродуктивный характер; выполнение заданий сопровождается выявлением определенных зависимостей, связей, закономерностей.

Хочу отметить , на мой взгляд, неудачные моменты, которые обнаружились в процессе внедрения программы:

  • учащимся 1 класса довольно сложно овладеть умением пользоваться циркулем;

  • работа по усвоению темы «Свойства предметов», направленная на выделение различных свойств предметов и их осознание не находит дальнейшего продолжения при обучении умению решать текстовые задачи, когда при анализе задачи необходимо выяснить, о каких величинах говорится в задаче, а таковые знания не отрабатывались с учащимися;

  • одновременное изучение в теме «Целое и части» понятий о взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания не облегчает процесс осознания материала обучающимися.


Обучение грамоте

(авторы – Н.М.Бетенькова, канд.пед.наук Д.С.Фонин)
Обучение грамоте решает задачи:
  • практическое изучение основ фонетики и графики, начал орфографии;


  • развитие речи и культуры речевого поведения.


Осуществляется по взаимосвязанным направлениям:





Использование артикуляционно-обоснованных условных знаков:


С целью формирования орфографической зоркости ребята знакомятся с признаками «опасных» мест при письме гласных и согласных, парных по глухости-звонкости, обозначая их точкой на месте опасности под словами в текстах «Азбуки».



Русский язык

(автор – кандидат пед.наук, профессор М.С. Соловейчик)
Обучение – формирование на основе лингвистических знаний, осознанных,

контролируемых языковых и речевых умений.

Развитие -- 1) формирование лингвистического мышления (способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

2) совершенствование чувства слова, языковой интуиции учащихся;

3) становление основ учебной самодеятельности, потребности и умения пользоваться учебником как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов.

Воспитание – привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку,

--уважения к себе как носителю языка;

-- формирование культуры речевого поведения.



1—целенаправленное обучение учащихся осуществлению речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение;

2 – совершенствование основы обучения,

--усиление роли коммуникативного мотива,

--включение системного формирования орфографической зоркости и самоконтроля младших школьников;

3—постановка процесса обучения с опорой на языковую и природную интуицию учащегося

Особенности первого года обучения:


  • учащиеся группируют слова по частям речи (без названия терминов) и классифицируют слова в группы по функциональному признаку:

-- слова-указатели,

-- слова-названия,

-- слова-помощники (р/яз -1 кл., с.20);


  • введение простейшей фонетической транскрипции (р/яз -1, с.54, 59);




  • формируется умение обнаруживать орфограммы (без введения термина);




  • особенности в решении вопросов развития речи состоят в следующем:


    • у говорящего есть собеседник:

– дошкольник Антон ,

-- иностранец Майкл (с.33),

-- одноклассник (с.43),

-- родители (с.10,20),

-- учитель(с.5,18);

    • требования к речи – понятная и вежливая по отношению к собеседнику (с.101);

    • наблюдают над стилями речи: деловой и картинной (изобразительной) (с.7);

    • знакомятся с жанрами:

– устное воспоминание (с.11),

-- записка (с.113),

-- телеграмма (с.124),

-- поздравление (с.129),

-- письмо (с.120);

    • приобретают первый опыт использования словарей – толковый (с.135). «Как правильно говорить?» (с.136), «Как правильно писать?» (с.137);

    • самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснить их значение.

Методический подход обучения письму под диктовку отличается от традиционно принятого.

Технология проведения диктанта:

  1. Вы читаете (орфоэпически) предложение, а дети слушают его, чтобы понять и запомнить.
  2. Записывают его схематически (черточками), подчеркивают «опасные» места», требующие применения известных правил (о раздельном написании слов, о большой букве).


  3. Диктуют себе снова и записывают каждое слово предложения слоговыми дугами (лучше над черточками). Если встречаются предлоги в, с, к, которые не составляют слога, дугу не чертят.

  4. Учащиеся ещё раз произносят по схеме каждое слово, чтобы поставить ударение; отмечают «опасные места».

  5. Вы читаете предложение ещё раз – орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах ,где буква отличается от звука. Дети, слушая и следя по модели, в этих местах вписывают в дугу нужную букву.

  6. Под орфографическую самодиктовку первоклассники записывают предложение и отмечают «опасные места». При этом они уже знают: там, где Вы читали «как говорили» , они пишут буквы в соответствии со звуками, в других же случаях у них уже есть буква-подсказка.

  7. Под Ваше чтение учащиеся проверяют, читая по слогам и помогая себе карандашом.

Вот так выглядит детская работа.

Аким И. , ученик 1 кл.



Кристина К., ученица 1 кл.

Особенности второго года обучения :


  • шире дается материал для умения обозначать мягкость согласного перед другим согласным (с.22-31), (с.134);

  • одновременно изучается разделительные ъ и ь , т.к. выполняют одну функцию (с.33, 1 ч.; с.112, 2 ч.);

  • вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение им. существительного (с.9);

  • в работе над предложением -- знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению (с.80, 89-91, 95);

-- не вводятся – главные и второстепенные члены предложения (перенос на 3 кл. III четверть);
  • понятия «текст» (с.108), «тема» (с.110), «основная мысль» вводятся для формирования умения обдумывать текст и после записи совершен-ствовать его (с.113-118);


-- специально выясняется роль 1-го и последнего предложений,

-- работа ведется на текстах, содержащих 1 микротему с 1 абзацем с зачином и концовкой;

  • орфографические темы сгруппированы в 2 блока : в 1 четверти «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» (с.41), а в III четверти – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» (2 часть, с.35)

Суть различия:

-- учащиеся сначала знакомятся ,что безударным гласным звукам и парным согласным нельзя доверять.

-- знакомятся с тем, какие опасности при письме считают главными, подсчитывая количество орфограмм.

А во второй теме учатся подбирать проверочные слова для корня,

-- вырабатывается памятка – алгоритм,

-- даются разные способы подбора проверочных к разным частям речи(с.138).

Темы разделены во времени для отработки приема письма с «окошками», орфографической зоркости, орфографического самоконтроля.


  • Вводится прием письма с «окошками», который предложили П.С.Жедек и В.В.Репкин.

  • Изучение орфографических правил отличается двумя особенностями:




  1. правила правописания безударных гласных и парных по звонкости-глухости изучаются одновременно, т.к. в основе лежит одинаковый способ действия;

  2. целенаправленно обсуждается вопрос поиска проверочного слова.



    • Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия корень слова (с.8 ,2 ч.), однокоренные слова (с.7 ,2 ч), изменение слов (с.26, 2 ч.), окончание (с.16, 2 ч.). Приставка и суффикс изучаются позже, когда рассматривается тема «Состав слова» (с.94, 2ч.).

Положительные результаты:
  • Логичность подачи материала облегчает процесс обучения учащихся предмету;


  • Обеспечена база для повышения грамотности учащихся за счет системы развития орфографической зоркости и самоконтроля;

  • Достаточно времени для усвоения трудных тем;

  • Успешно решается задача развития речи, культуры речи;

  • Конкретизированы лингвистические понятия за счет уточнения, дополнения, что делает определения понятными детям;

  • Методически обеспечено умение пользоваться разными видами словарей;

  • Использование письма с «окошками» предназначено и для снятия страха перед ошибками у детей;

  • совершенствование отдельных умений ,экономия времени и сил ученика на уроке, закладывание основы самостоятельности осуществляется через использование тетради-задачника.


С целью привития умения самостоятельно пользоваться словарями я предлагаю ребятам готовить сообщения, используя энциклопедические словари.
Литературное чтение

(автор – кандидат педагогических наук, доцент О.В.Кубасова)


Вопросы и задания в учебнике, в рабочей тетради позволяют учителю и ученику полноценно обучаться чтению, сохранять и приумножать желание школьников читать детскую литературу.

Развитию творческих способностей учащихся способствуют специально подобранные задания:

-- словесное или графическое иллюстрирование,

-- выразительное чтение по пометам,

--инсценирование эпизода из текста (всего текста),

--творческий пересказ,

-- сочинение небольшого высказывания и т.д.

Такая целенаправленная работа по предмету способствует формированию читательской деятельности, заключающейся в обдумывании, осмыслении чтения , развитию речи, определяющим для которого является формирование отношения к чтению как к процессу общения с автором.

Уроки внеклассного чтения предлагается проводить на материале, расположенного в учебнике, для экономии времени ,направленного на поиск нужной книги, для снятия вопроса о возможном отсутствии книги у обучающегося.


Я сохранила традиционный подход подготовки к уроку внеклассного чтения :


  • дети сами выбирают книгу по теме урока на полках в библиотеке,

  • самостоятельно ориентируясь в большом количестве книг, общаясь с «живой» книгой.

Дополнительно предлагаю:

-- (по желанию) приготовить небольшое сообщение об авторе,

-- сделать рисунок к понравившемуся произведению (эпизоду),

-- приготовить сценку с товарищами по прочитанной книге (или к эпизоду).

Окружающий мир

(автор – кандидат педагогических наук О.Т.Поглазова)
Особенности

  • В содержании курса объединены естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе.

  • Заложена основа для освоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история.

  • Предусмотрены задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, проведению наблюдений за сезонными явлениями, по выполнению практических работ и опытов, по моделированию объектов и процессов.

  • Учащиеся осваивают разные виды деятельности:






  • Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер, которые осуществляются через активизацию чувственного восприятия окружающего мира во время экскурсии, чтение литературных произведений.

  • Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует осуществлению учителем индивидуального и дифференцированного подхода в обучении , развитию у учащихся умений самоконтроля, саморазвития .
  • Для обеспечения здоровье сберегающей технологии подобрана система заданий, которая учитывает возрастные возможности, психофизиологические и индивидуальные особенности восприятия окружающего мира младшими школьниками и учитывает разные уровни усвоения знаний: репродуктивный, продуктивный, творческий.





МОУ «Основная общеобразовательная школа №12»



(урок по математике в 3 классе)

Подготовила

учитель нач.классов:

Ковальчук Н.Г.


2007 г.

г. Нефтеюганск

Цели:

  1. Закрепление умения решать задачи указанных видов (увеличить в несколько раз, уменьшить в несколько раз, во сколько раз <,>).

  2. Продолжение подготовительной работы к тематической контрольной работе.

  3. Совершенствование вычислительных навыков, знания таблицы умножения и соответствующих случаев деления.

  4. Развитие логического, вариативного мышления, воображения, внимания, связной математической речи.

  5. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, использовать схемы, моделировать; умений самоконтроля, самооценки.

  6. Формирование познавательного интереса к изучению математики: к решению жизненных задач.


Оборудование: индивидуальные карточки, компьютер, проектор

Ход урока:

  1. Повторение.

1.Самостоятельное решение задачи:
8 ,с.7 («Учимся решать задачи» --пособие для учащихся 3 кл.) –карточки каждому:
I уровень—а)

II уровень—а), б)

III уровень—а), б), в)
2. Фронтальная проверка (слайд):

8 х 4 – клёнов

32 х 3 – берёз

96 – 32 – меньше кленов

8 х 12 – берез

8 х 12 – 8 х 4 – больше (меньше) берез (кленов)

3.Самооценка

4. Вывод:

--Что решали?

-- Что значит решить задачу?

-- Какое математическое понятие встретили при решении задачи?

--Что необычного в решении задач отметили для себя?

II. Сообщение темы, целеполагание.

III. Работа над решением задач (закрепление).
1.(В малых группах) – задача № 205 (учебник с. 67)
-- Распределите в группе роли: лидер, помощник, оппонент.

-- Проверка (кто первый – воспроизводит схему задачи):
35 к.



К.-?
35 : 5 = 7 (к.) – красной смородины

Ответ : 7 кустов.
17 к. Ч.- ? к.



35 к.
35 – 17 = 18  (к.) – черной смородины

Ответ: 18 кустов.
Н
7 + 18
а доске (слайд):

-
35 – 18 – остальных кустов (красной смородины и других)
- красной и черной смородины


35—(7 +18) – других ( не смородинных кустов)


-- Вычислите значения выражений.

-- Что вызвало затруднение?

-- Оцените свою работу.

* Физкультминутка.
2. № 208 с.68 – самостоятельно решение

а) Анализ условия:

-- Читаем условие задачи.

-- О чем говорится в задаче?

-- Какая помощь есть в учебнике? Рассмотрим ее внимательно и вдумчиво.

-- Что показано на схеме? (слайд)

12 м



20 м


96 м

40 м




--Назовите главный вопрос задачи? Покажем его на схеме(всего было в 1 куске, во 2 куске, в 3 куске).

--Можем ли сразу дать ответ на главные вопросы задачи? Почему? Что неизвестно еще?( Ско-лько осталось после того, как отрезали).

-- Какие эти остатки по величине? (равные)

-- Обратите внимание на данные на схеме ,на известные. Что они показывают?

-- Если знаем общее количество проволоки в 3 кусках, а отрезали по –разному от них же, то что можно найти?

-- Зная общее количество проволоки и общее количество отрезанной проволоки, что теперь можно найти?

--Узнали общий остаток проволоки в 3 кусках. А нам надо знать что? Как найти?

-- А теперь знаем сколько осталось в каждом куске, можем приступить к нахождению ответов на главные вопросы? Как?

--Составим план выполнения решения (на доске):

1) +

2) —

3) :

4) +

5) +

6) +
б) Направляющая помощь для «слабых» (в процессе решения задачи):

- количество вопросов и количество действий;

-расстановка порядка действий и указание выбранного действия на схеме;

в) Дополнительно для «сильных» ответить на вопросы после схемы задачи в учебнике:


  1. На (48- 28) м - больше проволоки в 3 куске, чем во 2 куске.

  2. На (48- 20) м- меньше проволоки в 1 куске, чем в 3 куске.

г)Самопроверка с доской (слайд):

-найти правильные ответы среди ряда чисел:

72 м, 24 м, 8 м, 20 м, 28 м, 48 м.
- сверка количества действий:


  1. 12+ 20 +40=72 (м) – всего отрезали от 3-х кусков

  2. 96 – 72 = 24 (м) – осталось в 3-х кусках

  3. 24 : 3 =8 (м) – в каждом осталось

  4. 8 + 12= 20 (м) – было в 1 куске

  5. 8 + 20= 28 (м) – было во 2 куске

  6. 8 + 40= 48 (м) – было в 3 куске

Ответ : 20м, 28 м, 48м.

д) Самооценка ( на полях)
IV. Итог урока.
V. Оценивание (подсчет количества положительных ответов).
VI. Д/з : № 206 (задача) – придумать еще подобную (по желанию)

№ 207 ( а) – Iвар., б) -II вар.





Литература

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока.—М.: Центр «Педагогический поиск», 2000

  2. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Обучение младших школьников решению текстовых задач. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005.

  3. Царева С.Е. Различные способы решения текстовых задач.// Начальная школа №2, 1991.

  4. Рудакова Е.А., Царева С.Е. Разбор задачи с использованием графических схем.// Начальная школа №11-12, 1992.

  5. Истомина Н.Б., Редько З.Б. К вопросу об организации повторения в начальном курсе математики.// Начальная школа № 5, 2004.

  6. Горина О.П. Какие задания можно назвать проблемными при обучении математики? // Начальная школа №5, 2002.

  7. Шмырева Г.Г. Фуртат Н.Е. Ознакомление с экономическими понятиями на уроках математики. // Начальная школа №1, 1998.

  8. Блюз С.М. Работа над ошибками. Учебник Соловейчик М.С. , Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». // Начальная школа № 8, 2004.
  9. Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы. Программы курсов. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005.