zabika.ru 1 2 ... 14 15

1. Парцифаль (Parzival) – Вольфрам фон Эшенбах


Анжуйский король погибает на поле битвы. По древнему обычаю трон переходит к старшему сыну. Но тот милостиво предлагает младшему брату Гамурету разделить наследство поровну. Гамурет отказывается от богатства и отправляется в чужие края, чтобы рыцарскими подвигами прославить имя короля. Гамурет предлагает свою помощь властителю Багдада Баруку и одерживает победу за победой. После многих приключений морские волны прибивают корабль Гамурета к берегам королевства мавров под названием Зазаманка. Повсюду юноша видит следы военного поражения. Чернокожая королева Зазаманки — красавица Белакана — просит у него помощи. Рыцарь доблестно сражается с врагами мавров, одерживает победу, добивается любви Белаканы и становится королем Зазаманки. Но вскоре в нем снова просыпается жажда военных подвигов, и он тайно покидает супругу. В его отсутствие у Белаканы рождается сын Фейрефиц, тело которого наполовину черное, наполовину — белое. Гамурет прибывает в Испанию. Королева Герцелойда, желая выбрать себе достойного супруга, посещает рыцарский турнир. Побеждает Гамурет. После долгих и мучительных колебаний он соглашается обвенчаться с Герцелойдой при условии, что она не станет удерживать его в королевстве. Он отправляется в очередной поход и погибает.

У королевы рождается сын Парцифаль. Вместе с ним и несколькими подданными безутешная Герцелойда покидает королевство и уединяется в лесу. Пытаясь уберечь Парцифаля от отцовской участи, она запрещает слугам упоминать имя отца и все, что связано с его происхождением, войнами и рыцарскими подвигами. Мальчик растет на лоне природы, проводя время в невинных забавах. Годы проходят незаметно. Однажды во время охоты Парцифаль встречает в лесу трех всадников. Восхищенный великолепным снаряжением рыцарей, юноша принимает их за богов и падает на колени. Те поднимают его на смех и скрываются. Вскоре перед Парцифалем предстает еще один рыцарь; он так прекрасен, что юноша и его принимает за божество. Граф Ультерек рассказывает Парцифалю о том, что он преследует троих злоумышленников. Они похитили девушку и, презрев рыцарскую честь, скрылись. Юноша указывает ему, в каком направлении поскакали всадники. Граф увлекает простодушного юношу рассказами о рыцарских подвигах и о жизни при дворе короля Артура и говорит, что Парцифаль тоже может поступить к королю на службу. Юноша приходит к матери и требует коня и доспехи, чтобы отправиться в Нант, к королю Артуру. Встревоженная Герцелойда выбирает для сына старую клячу и шутовской наряд в надежде, что в таком виде упрямого и неотесанного мальчишку не допустят ко двору. На прощание она дает ему наказ: помогать добрым, не знаться с плохими, а если уж он полюбит девушку, то пусть возьмет у нее кольцо. И еще он должен запомнить имя их лютого врага, злодея Леелина, который разорил ее королевство. Обрадованный Парцифаль уезжает, а безутешная мать вскоре умирает от горя.


В лесу юноша видит шатер, а в нем — прекрасную спящую девушку. Недолго думая, он снимает с нее кольцо и целует в губы. Та в ужасе просыпается и прогоняет дерзкого юнца. Вскоре возвращается ее муж — Орилус, видит следы незнакомца и в гневе обвиняет ее в измене. Тем временем Парцифаль спешит дальше. Он встречает девушку, рыдающую над убитым женихом, и клянется расправиться с убийцей, герцогом Орилусом. Из рассказа Парцифаля девушка догадывается, кто он, и раскрывает ему тайну его происхождения. Оказывается, что она — его двоюродная сестра, Сигуна, Юноша снова пускается в путь и встречает Итера Красного, двоюродного племянника короля Артура. Тот рассказывает ему, что король лишил его владений; Итер же взял в залог золотой кубок короля и отдаст его лишь при одном условии: он сразится с любым рыцарем из свиты короля, чтобы вернуть себе право на свои земли. Юноша обещает рыцарю передать королю Артуру его просьбу.

Представ перед королем в своем шутовском наряде, Парцифаль требует, чтобы его приняли в королевскую свиту, наивно считая себя готовым для рыцарского служения. Он рассказывает о встрече с Итером Красным и передает королю, что тот жаждет честного единоборства. Чтобы избавиться от докучливого чудака, советник короля предлагает тому отправить его на поединок. Опасаясь за его жизнь и вместе с тем не желая обидеть честолюбивого Парцифаля, король неохотно соглашается. Юноша вступает в поединок и чудом одерживает победу. Надев доспехи убитого рыцаря, юноша отправляется дальше.

Парцифаль приезжает в город, где его радушно принимает князь Гурнеманц Узнав его историю, он решает обучить неискушенного юношу правилам рыцарского поведения. Он объясняет Парцифалю, что рыцарь не должен позволять себе глупые выходки и без конца задавать никчемные вопросы. Усвоив эти полезные советы, Парцифаль отправляется дальше. Он подъезжает к осажденному городу, которым правит племянница Гурнеманца, королева Кондвирамур. Парцифаль побеждает ее врагов и дарует им жизнь при условии, что они отныне станут служить королю Артуру. Добившись любви королевы, Парцифаль женится на ней. Став королем, он живет в счастье и достатке, но тоска по матери заставляет его снова пуститься в путь.


Очутившись в лесу, на берегу озера, Парцифаль видит в окружении рыбаков человека в расшитом золотом королевском одеянии, и тот предлагает ему переночевать в его замке. К изумлению Парцифаля, жители приветствуют его радостными криками. В роскошной заде он видит хозяина замка, Анфортаса. По его виду Парцифаль до гадывается, что тот тяжело болен. Внезапно начинают происходить необъяснимые вещи. В зал вбегает оруженосец с окровавленным копьем, и все начинают стонать и плакать. Потом появляются прекрасные девы со светильниками, а за ними — королева, которая вносит священный камень Грааль, от которого исходит чудесное сияние. Когда она ставит его перед Анфортасом, на столах вдруг появляются изысканные кушанья. Парцифаль потрясен всем происходящим, однако он не решается задавать вопросы, помня поучения Гурнеманца. На следующее утро он обнаруживает, что замок опустел, и едет дальше.

В лесу он встречает девушку и узнает в ней свою двоюродную сестру Сигуну. Услышав, что он побывал в Мунсальвеше — так называется замок — и при виде всех чудес не задал королю ни одного вопроса, она осыпает Парцифаля проклятиями. Оказывается, одним своим вопросом он мог исцелить Анфортаса и вернуть былое процветание королевству. Парцифаль в отчаянии продолжает свой путь и встречает ту самую красавицу, с руки которой когда-то дерзко снял кольцо. Ревнивый муж проклял ее, и она скитается по свету, нищая и одетая в рубище. Парцифаль возвращает кольцо и доказывает невиновность девушки.

Тем временем король Артур отправляется в поход и по пути расспрашивает всех о доблестном рыцаре Парцифале, чтобы причислить его к героям Круглого стола. Когда Парцифаля приводит к королю племянник Артура Гаван, внезапно появляется волшебница Кундри. Она рассказывает всем о том, что Парцифаль не воспользовался возможностью исцелить Анфортаса. Теперь для Парцифаля остается одно средство спасти Анфортаса: искупить свою вину подвигами. Кундри рассказывает о замке Шатель Марвей, где томятся четыреста прекрасных дев, которых взял в плен враг Анфортаса, злодей Клингсор.


Пристыженный и опечаленный, Парцифаль покидает короля Артура. По дороге в Мунсальвеш он встречает богомольцев. В этот святой день — в Страстную пятницу — они призывают молодого рыцаря присоединиться к ним. Но он отказывается, утратив веру в Бога после стольких злоключений и неудач. Но вскоре он раскаивается и исповедуется в своих грехах отшельнику Тревриценту. Оказывается, что этот отшельник — брат Анфортаса и Герцелойды. Он рассказывает Парцифалю историю Анфортаса. Унаследовав чудесный камень Грааль, он жаждал еще большей славы, но в поединке получил рану, которая с тех пор не заживала. Однажды на святом камне появилась надпись: исцелить Анфортаса может рыцарь, который, исполнившись сострадания, задаст ему вопрос о причине его мук. Парцифаль узнает, что после исцеления Анфортаса хранителем Грааля станет тот, чье имя появится на камне.

Тем временем Гаван после многих приключений прибывает в замок Шатель Марвей. Об этом замке рыцарям рассказывала волшебница Кундри. Пройдя все испытания, которые устраивает ему хозяин замка Клингсор, он освобождает пленных красавиц. Теперь Гавану предстоит бой с его давним врагом Грамофланцем. По ошибке он принимает за него своего друга Парцифаля, и они сражаются. Парцифаль начинает одолевать незнакомого ему рыцаря, но внезапно узнает, что это его друг Гаван, Завтра Гаван должен сразиться с Грамофланцем, но он обессилен поединком с Парцифалем. Под видом Гавана Парцифаль втайне от него бьется с Грамофланцем и побеждает.

Парцифаль снова пускается в путь. В чужих краях он вступает в единоборство с повелителем мавров Фейрефицем. Не подозревая о том, что это его сводный брат, сын Гамурета, Парцифаль бьется с ним не на жизнь, а на смерть. Но силы противников равны. Узнав, что они братья, они бросаются в объятья друг другу и вместе отправляются к королю Артуру. Там Парцифаль снова видит волшебницу Кундри, и та торжественно объявляет всем о том, что молодой рыцарь прошел все испытания и искупил свою вину. На камне Грааль появилось его имя. Небеса избрали Парцифаля: отныне он становится хранителем Грааля. Парцифаль с Фейрефицем прибывают в Мунсальвеш, и Парцифаль наконец задает Анфортасу вопрос, которого все так долго ждали. Анфортас исцеляется. В это время в замок приезжает супруга Парцифаля, Кондвирамур, с двумя сыновьями. Фейрефиц принимает святое крещение и женится на сестре Анфортаса. Все в замке празднуют избавление от бедствий, некогда постигнувших королевство.

2. Готфрид Страсбургский - Тристан и Изольда

Высшая точка придворного эпоса и рыцарского романа. (1210) Около 20 тыс рифмов стиха. Стиль – много повторов и синонимов. Источник: 1) фр. эпос «Тристан» Томаса Бретонского и 2) кельтские сказания о любви (героич хар-ры уничтожаются смертью)

Сначала история жизни Тристана (Тр) и его юности. Родители рано умерли. Его воспит маршал Руаль. Тр – образец рыц воспит-я, ловок в рыц умениях, умен. Однажды его похищают морские пираты. Увозят его в страну Курнэваль. Дядя Марке - король страны – принимает его в свою свиту и делает его своим рыцарем. Их действительно объединяет родство. От рук Тр-на погибает враг Дяди Марке по им Моролед Ирландский, так обр Тр завоевывает доверие Маркса. Тр получает рану отравленным мечом Морольда, к-ю может залечить только светловолосая сестра Морольда Изольда (Изо). Тр переодевается в одежду бродячего музыканта, называет себя Тантрис и едет в Ирландию. Изо его излечивает. Тр рассказывает дяде Марке о красоте Изо и Марке решает просить ее руки для себя. Изо едет в Курнэваль. Любовн напиток уже готов. Судьба – Тр и Изо его случайно выпивают. Их связ непреодол и безумн страсть. Изо выходит замуж за Марке, скрыв обман. Когда Марке все же узнает, он встает перед дилеммой – не верит слухам. Он верит племяннику. Тр и Изо уходят со двора и живут в Гроте Любви (Minnegrotte). Марке считает Изо невиновной, снова принимает их у себя в королевстве. Тр покидает Курнэваль, чтобы освободиться от страсти. Знакомится с другой девушкой, к-ю тоже зовут Изо. Просит ее руки. Поэма обрывается.

Страсть Тристана и Изольды кажется безрассуд и безмерн... Эта пагубная и неразумная страсть толкает их на попрание вассального и супружеского долга, на целую цепь притворств и обманов, даже на жестокость и несправедливость. Впрочем, у героев есть смягчающее их вину обстоятельство - случайно выпитое приворотное зелье, толкнувшее их в объятия друг друга и роковым образом изменившее их судьбу. Мотив любовного напитка снимает налет иррациональности с пожирающей их страсти. Герои не просто одержимы любовью. Тр и Изо понимают (с самого начала) незаконность и трагическую безысходность своей любви, они то бездумно предаются своей страсти, то борются с ней, стремясь ее преодолеть, расстаются, бегут друг от друга. Но их удел - вечное возвращение, чтобы в смерти соединиться уже навсегда. Рок, символически реализовавшись в поднесенном им на корабле кубке, оказывается сильнее. Или такова всепобеждающая сила любви?

4. Гриммельсхаузен Ханс Якоб - «Симплициссимус» (1669)

Действие в романе происходит на фоне 30-летней войны, опустошившей Германию. Герой романа-Симплициссимус-пастушок из Шпессерта, выросший в полном неведении о мире. Он знает только усадьбу своего батьки (Knan – диал.), пасёт стадо, хотя он даже не знает, каа выглядит волк. Однажды отряд ландскнехтов разорил и сжег это затерянное в лесу селение, он взирает на бесчинства: как пытали мужиков (засовывали их в печь, обвязывали головы верёвкой так, что у них кровь из ушей шла). Симпл. бежит в лес, спит в дупле, встречает отшельника, живёт вместе с ним в его хижине. Из их беседы отшельник узнаёт, что Симпл. не знает, как его зовут. Сипмл.: «Матка звала меня мальчонка. Мой батька тоже меня так звал». Симпл. не знал, как надо молиться. Отшельник научил его молиться, прозвал его Симплиц-мом. Они ели бобы, просо, кукурузу, Симпл. становится христианином. 2 года он жил с отшельником, потом последний умер. Отряд ландскнехтов разоряет убежище отшельника. Симпл. был вынужден идти в мир. Вступив в мир, он испытывает трагич. крушение своего мировоззрения. Мир оказался не таким, как ему надлежало быть. И это горестное недоумение сопровождает его всю жизнь. Он был чист как Парцифаль.

Он выбрался на дорогу, видит следы разорения. Приходит к крепости Ганау, где его принимают за лазутчика. Его привели к губернатору и просили, откуда он. Симпл. не знал. Его принимают за дурня, хотя в этот же момент сомневаются, т.к. Симпл. умел писать. Его заковывают в кандалы, бросают в тюрьму. Комендант крепости узнал историю Симпл. и берёт его к себе пажом. Симпл. наблюдает за жизнью при дворе. Его величали «Господин Мальчик». Он видел, что все знают «строгую волю господа, но никто строго ей не следует». Он наблюдал за людьми при дворе, при каждом случае вспоминал к-н заповедь, например «Не укради» или «Не суди, да не судим будешь» и понимал, что никто это не соблюдал. Симпл. не может так жить. Люди начинают на него коситься, т.к. Симпл., услышав дурные речи типа «Тьфу! Дьявола в печень! Я за день упился 3 раза и столько же раз проблевал! Как мы вчера нализались!», пытался «увещевать» священным писанием. Его превращают в шута. Обряженный в телячью шкуру с большими ушами, он дурачит людей. Его называют «теля». Он смеётся и говорит правду в лицо: »Я почитаю сих дам обезьянами, т.к. обезьяны оголена задница, а у этих дам уже груди, тогда как честные девицы имеют обыкновение их прикрывать» или говорит губернатору: «Гляди, теперь ты обложен со всех сторон врагами, а сохранение сей крепости на тебя возложено. Разве тебе не приходилось стоять на карауле, словно простому солдату?» Симпл. попадает в плен к кроатам, бежит от них, попадает к разбойникам, сам скрывается в лесу и грабит мужиков. Он дружит с Херцбрудерами, один из которых потом умирает. Однажды он с солдатами приехал в большую деревню, и они побрели по домам посмотреть, нельзя ли там чего украсть. Симпл. не увидел ничего более ценного, чем женское платье и решил его примерить. Одевшись, он пошёл к своим солдатам, которые начали за ним гоняться, т.к. приняли его за девушку. Он добежал до офицерш и просил «защитить его девство от похотливых срамников». Жена одного ротмистра нарядила его как куклу. Потом господин и конюх «домогались от него того, в чём он никак не мог удовольствовать им». До него ещё долго домогались и конюх, и ротмистр. Симпл. подумал, что женское платье было куда несноснее его шкуры. Его схватили как колдуна, допрашивали, где он учился (ибо он цитировал по-латыни), почему одел женское платье, кто его родители. Его не понимали, т.к. с одной стороны, он глупо и просто отвечал, с другой стороны, он умел говорить по-латыни, готовить и т.д.


Симпл. был егерем, потом солдатом стал. Узнал многое о солдатской жизни. Разбогател и разорился. Встречается с Юпитером (Симпл. взял его в плен). С. встречает безумца, объявившего себя Юпитером, который мечтает создать парламент (от каждого города по 2 умнейших мужа) (на 1-й план выдвигается идея мира и соц. справедливости. В его мечтах есть и реакционные идеи: нем. народ объединит под своей властью германский народ и потом другие евр. народы. Эти мечты Юпитера отвечают настроениям и требованиям крестьян 16-17вв. Весь эпизод с Юпитером дан в сатиристич. аспекте, т.к. программу соц. и гос. переустройства излагает не крестьянин, а представитель книжн. учености к тому же он не в своем уме).

Симпл. долго был егерем, потом женился на крестьянской девушке, которая «безо всякой робости пошла с ним спать». Они составили брачный контракт, сост-ший из 1-го пункта «чтобы Симпл. и эта девушка вовеки не смели больше показываться на глаза её отцу». Симпл. крестьянствует (например, ловит зайца на рынке). Потом он едет в Париж (господин попросил сопровождать его туда). Там он знакомится со знатными особами, развлекает их, бежит из Франции, странствует, грабит мужиков, встречает снова Херцбрудера, испытывает кучу приключений: нападения разбойников, кораблекрушение, рабство.

Потом он попадает в Москву. Его спутник, чтобы войти в милость к царю и получить имение, принимает православие. Симпл. отказывается это делать. Он организует поиски «селитряной земли», строит на берегу реки за Москвой пороховой завод, стал изготовлять пушечный и охотничий порох. Он участвует в сражении 100-тысячного татарского войска. Путешествует по Волге до Астрахани. Его похищают татары, продают в глубь страны. Он попадает в Корею и после многих скитаний возвращается через Ближний Восток на родину.

В конце романа он становится отшельником. Когда голландский капитан предлагает ему возвратиться к людям, Симпл. отвечает: «здесь мир – там война, здесь неведомы мне тщеславие, скупость, гнев, зависть, ревность, всякие заботы об одежде, о чести и репутации». Он проводит жизнь в неустанных трудах: пишет на острове на пальмовых листьях свои мемуары: «Человек должен трудиться, а птица – летать».


3. «ИСТОРИЯ O ДОКТОРЕ ИОГАННЕ ФАУСТЕ, ЗНАМЕНИТОМ ЧАРОДЕЕ И ЧЕРНОКНИЖНИКЕ

как на некий срок подписал он договор с дьяволом,

какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учинял и творил,

пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние.

Большей частью извлечено из его собственных посмертных сочинений и напечатано, дабы служить устрашающим и отвращающим примером и искренним предостережением всем безбожным и дерзким людям. Послание апостола Иакова IV: Будьте покорны господу, противоборствуйте дьяволу, и он бежит от вас…»

Доктор Фауст был сыном крестьянина, родился в Роде, близ Веймара. в Виттенберге жил его богатый дядя, который воспитал Фауста и принял к себе как свое дитя и наследника и послал его в университет изучать богословие. Ф. был склонен к наукам, стал доктором теологии, но бросил её, т.к. увлёкся колдовством, именовал себя доктором медицины, астрологии и математики, стал врачом. Ночью в лесу Ф. пытался вызвать дьявола, думал, что может покорить его, дьявол этому усмехнулся, решил забрать его душу и дурачил Фауста: посылал множество чертей в лес, на весь лес звучала музыка, над Ф. пролетал дракон, затес упала звезда, превратилась в огненный шар из которого вышел огненный дух и превратися в серого монаха (Мефистотель), которому Фауст приказал на следующий день прийти к себе в жилище. ф. потребовал, чтобы дух: 1) исполнял любые его желания до самой его смерти; 2) отвечал на все его вопросы; 3) отвечал на них только правду.Дух сказал, что ему это не по силам, что он лишь слуга «адского бога» «князя востока» (Люцифера), который правит Легионом (его царство). Предупредил, что , заключив договор с дьяволом, он после смерти попадёт в ад. Ф. хотел его прогнать, но передумал и велел ему снова прийти на следующий день. На следующий день дух сказал, что его господин дал позволили ему быть во всём послушным Фаусту, Ф. согласился на следующих условиях: 1) чтобы получил и имел он способность, форму и облик духа;2) чтобы дух делал все, что он пожелает и захочет от нег 3) чтобы он был ему послушен, покорен и усерден, как слуга.4) чтобы во всякое время, как только Фауст позовет его и прикажет, находился бы он в его доме.5) чтобы, находясь в его доме, он незримо ведал его делами и чтобы никто его не видел, кроме самого Фауста, если только на это не будет его воли и желания. 6) что дух должен являться к нему всякий раз, как он его позовет, и в том образе, как он ему прикажет. Дух согласен, если Ф. выполнит условия: 1) ф. должен предаться в собственность этому духу; 2) напишет о своём согласии и подтвердит собственной кровью (эта бумага была найдена в его доме после его кончины)3) должен отречься от христианской веры и быть врагом всем христианам; 3) не соблазняться, если кто-нибудь попытается его вновь обратить, что дух будет выполнять его желания определённое количество лет (24), после чего придёт за ним. Ф. согласился, написал отречение от Бога и людей, заверил и запечатал (хочет исследовать первопричины всех вещей, но люди таких знаний ему дать не могут). с этого момента Бог и всё небесное воинство отступилось от него. Итак, в доме живут Фауст,его слуга и ученик Вагнер и Меф. в образе монаха, кот-й приносим им краденую еду, одежду и проч. Содержание Фауста – 25 крон в день. Ф. захотел жениться, но м. запретил, т.к. брак заведён богом, Ф. всё равно хотел жениться, тогда дом его стал сотрясаться, вокруг него вспыхнул огонь, он одумался, ему явился сатана, такой страшный, что он не мог на него смотреть , и предупредил, чтобы впредь соблюдал договор. М. пообещал, что будет приводить ему любую женщину, которую тот пожелает для блуда. Ф. эта идеч очень понравилась.


ф. расспрашивал Мефистотеля о Люцифере, об аде (над адом и миром есть 9 правителей и княжеств, 4 правителя облечены княжеской властью, один из них Люцифер- князь востока. в аду так темно что даже сами черти не знают как он устроен.)– тот отвечал, из чего Фауст понял, что он. как и Люцифер, впавший в гордыню, обречён на вечный мрак и мучения. Узнал от М. как его честолюбивые мысли они сделали ещё более отчаянными и заманили его в ловушку. Ф. допытывался об устройстве ада и тех муках, которые терпят грешники. М. не хотел ему отвечать, но в конце-концов рассказал, что ввергло Ф. в полнейшее отчаяние. Он хотел поразмыслить над священным писанием, но М. принял облик красивой женщины и отвлёк его от этих мыслей. Ф. спросил, что бы М. делал, если бы был человеком, тот ответил, что неустанно прославлял бы бога, чтобы снискать его милость и быть принятым в царствие божие. Тем временем Ф. стал умелым астрологом, составил календарь, умел по часам предсказывать погоду, делал предсказания правителям, которые всегда сбывались. М. объяснял Ф. как устроен мир, откуда берутся зима и лето,

Ф. задавался ?-м как выглядят главные дьяволы, и к нему явился Велиал и привёл дьяволов, которые заходили к нему по очереди, в том числе Люцифер. Они предстали в подлинном виде (странные Животные), ф. спросил, может ли он. как они, принимать разный облик, они дали ему книгу, в которой описано. как это делать. На 8-й год, Ф. захотел увидеть преисподнюю, дух Вельзевул его повёл, но это было наваждение, так дух обманул Фауста. Описание ада Ф. записал на листе, который нашли после его смерти. кроме того Ф. совершил путешествие к звёздам на адской колеснице, запряжённой 2-мя драконами. Он видел весь мир сверху, видел звёзды. на 16-м году он пожелал отправиться в путешествие (объездил весь мир: Трир, Париж, Венецию, Рим и т.д. В Риме видел зажравшихся служителей церкви, таких же высокомерных, как он сам, ведущих разгульный образ жизни, и удивился, почему М. не сделал его Папой. Как то он невидимый смотрел как Папа ест, поднимал ветер, когда тот крестился, смеялся, плакал, в результате чего Папа решил, что это неприкаянная душа молится об отпущении грехов и наложил на неё эпитимию. Ф. был доволен, что так провёл Папу, а когда подали последнее блюдо, он протянул руку и яства полетели к нему, после чего его подхватил ветер и отнёс на Капитолий, где он пообедал с М.). Во время путешествия Ф. забирался на самые высокие вершины в надежде увидеть оттуда рай, ведь он не должен был спрашивать своего духа о рае. На острове Кавказ, на вершине горы он увидел свечение в небе на востоке и огненный столб от земли бдо неба и 4 реки, растекающиеся от этого места. М. сказал, что там рай, что свечение – от меча архангела Михаила, охраняющего рай, а огонь – стена, которую возвёл бог, а 4 реки берут начала из райского источника.

Ф. всё больше узнаёт от М. об устройстве мира и поражал своими знаниями коллег-учёных (о падающих звездах, о громе и т.д.). В Инсбруке Ф. встречался с Карлом V, Ф. исполнил заветную мечту императора, кот-й жаждал увидеть Александра македонского и его жену, какими они были в жизни (духи приняли их облик). Он пошутил над спящим рыцарем – наколдовал ему оленьи рога. крестьянину, который обругал его, требуя, чтобы Ф. освободил ему дорогк, причудилось, будто Ф. съел его телегу вместе с лошадью. Вместе со студентами Ф. полетел в винный погреб епископа Зальцбургского и распивали лучшие вина, пришёл ключник, Ф. схватил его, вылетел из погреба и посадил на высокую ель, где тот был вынужден просидеть всю ночь. Однажды студенты, которые часто пировали с Фаустом, пожелали воочию увидеть Елену прекрасную, Фауст вышел из комнаты, а когда вернулся, Елена шла за ним. После он дал студентам ее портрет, с которого живописцы писали копии. Однажды один врач, живший по соседству с Ф., пригласил его на ужин и пытался наставить на путь истинный, по пришествии домой Ф. захотел покаяться и расторгнуть договор с дьяволом, но тут прилетел его дух, кот-й пригрозил разорвать его на куски, если он вторично письменно не подтвердит договор. Фауст снова пишет о сделке и подписывается кровью (и это письмо тоже нашли в его доме после его кончины). После этого Ф. жутко разозлился на старца и пожелал ему смерти, но тот не смог приблизиться к старцу, т.к. тот отогнал его молитвой и насмешками над его грехопадением. Однажды Фауст околдовал девушку, которую страстно полюбил его приятель-дворянин, и они поженились. и т.д. и т.п. На 19-20 м годах Ф. понял, что его срок подходит к концу и придался сладострастию с духами, являющимися ему в женском обличии и с женщинами, которых он соблазнял по всему свету. + Ф. нашёл клад, который охранял дракон. На 23-м году захотел он сделать Елену Греческую своей наложницейц, она явилась, он её полюбил, она родила ему ребёнка, но после смерти Фауста и мать и ребёнок исчезли (вывод – это был опять дьявол). На 24-м году Ф. составил завещание, в котором назначил Вагнера своим наследником. после этого он отблагодарил Вагнера за верную службу и пообещал исполнить любое его желание. В. пожелал получить его умение. Ф. нашёл ему духа, кот-й станет служить Вагнеру после смерти Фауста, если В. подпишет обязательство. За месяц до истечения срока Ф. впал в отчаяние, рыдал, сетовал, что должен умереть в свои цветущие дни и молодые годы. мефистотель смеется над Ф., т.к. тому юыло известно, что он должен служить только Богу, т.ч. сам виноват. В последний вечер он собрал приятелей и во всём им признался, они предложили ему хоть в последний миг молить бога о пощаде. Поднялся ветер, студенты слышали, как Ф. в соседней комнате кричит о помощи, но потом его не было слышно. Когда они вошли в комнату на следующий день, все стены были залиты кровью, мозг прилип к стене, лежали глаза и несколько зубов. Тело нашли за домом в навозной куче. Его похоронили, дома нашли историю, написанную им самим кроме кончины, кот-ю студенты дописали, Ф. ночью явился Вагнеру и многому его научил.



следующая страница >>