zabika.ru 1 2 ... 4 5

  1. Определение цены: - в нормативных правовых документах, - в учебной литературе.


В норм. Документах - Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене установленной соглашением сторон. Разновидностью цен признаются также процентные ставки за пользование кредитом, расценки за отдельные банковские операции, ставки за выполнение работы. Закон допускает включение в договор условий о порядке изменения цены в период исполнения договора. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях предусмотренных законом или данным договором. Судебно-арбитражная практика идет по пути сохранения стабильности пути договора.

Суды оказывают удовлетворение требований об увеличении или уменьшении цены договора, если в нем отсутствует оговорка о возможности сменения цены. Не подлежит изменению цена товара длительного пользования, проданного гражданам в кредит по договору розничной купли-продажи.(ст 500). Не подлежит изменению цена договора продажи недвижимости, если он уже исполнен.

Ст. 486 «Оплата товара» предусматривает, что покупатель обязан оплатить товар до или после его передачи продавцом в размере его полной стоимости. В случае неисполнения покупателем обязанности по оплате товара продавец получает право требовать не только оплаты цены, но и % за пользование чужими деньгами.

В договоре продажи недвижимости цена здания включает цену земельного участка, на котором находится здание. Одновременно с передачей права собственности покупателю передаются права и на земельный участок.

В учеб литературе – Цена – сумма денег за которую продавец хочет продать, а покупатель купить товар. Цена – денежное выражение стоимости товара. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, то результатом экономического процесса является цена.

2. Сущность 2-х концепций теории цены: - точка зрения производителя, - потребителя.


Цена – сумма денег за которую продавец хочет продать, а покупатель купить товар. Цена – денежное выражение стоимости товара. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, то результатом экономического процесса является цена.

В экономике также как и вообще в природе действует принцип относительности. В обмене участвуют две стороны. С одной стороны - производитель, продавец, с другой - потребитель, покупатель. С точки зрения производителя мерой для определения цены товара является затраты на его производство + прибыль. Потребитель о цене (величине затрат) в общем случае ничего не знает. Для потребителя мерой определения цены товара служит потребительная стоимость (полезность). Рынок устанавливает соответствие оценок производителя и потребителя.

3. Определение цены товара по двум теоретическим подходам

В качестве научной предпосылки теории ценообразования выступают:

1)теория трудвой ст-ти. К-ая базируется на отражении в цене оптимально необходимых затрат на пр-во и реализацию, а также определенной прибыли каждому участнику пр-ва и реализации продукции

2)теория предельной полезности. Согласно к-ой цена товара определяется не затратами оптимально необходимого труда, а его полезностью для покупателя

4-5. Достоинства и недостатки метода ценообразования по затратам. Роль и сущность рыночного ценообразования

При расчете цены используют след. методы:

1)затратные. Предполагают расчет цены путем прибавления к общей величине издержек определенной величины прибыли (метод полных издержек, метод прямых издержек, метод учета рентабельности, инвестиций, метод анализа безубыточности). Основным недостатком всех затратных методов явл. то что они не учитывают конъюнктуру рынка, но и позволяют обосновать некоторую базовую цену.

2)рыночные

а)методы с ориентацией на потребителя

-метод на основе воспринимаемой ценности товаров. Широко применятся в развитых странах цена учитывает в первую очередь спрос, т. е. сколько покупатель готов заплатить за товар. При расчете цен используются не затратные ориентиры а восприятие товара покупателем. Чтобы повысить для него ценность товара орг-ция применят неценовые меры воздействия (сервисное обслуживание, привлекательная упаковка, гарантии и др.). При использовании этого метода фирма должна серьезно исследовать модели потребительского поведения

-метод с ориентацией на спрос

б)методы с ориентацией на конкурентов. Методы следования за рыночными ценами, метод следования за ценами лидера, метод престижных цен и др.

Цена представляет собой сумму денег за к-ую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

Цена – это денежное выражение ст-ти товара.

Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные эк-кие интересы продавца и покупателя. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, то результатом этого эк-кого процесса явл цена.

Отличие рыночного ценообразования от планового (централизованного) состоит в след.:

1)формирование цен происходит не в сфере пр-ва (в орг-ции) а в сфере реализации продукции, т. е. на рынке под воздействием спроса и предложения

2)первоначальные цены на товары устанавливаются их собственниками самостоятельно или на договорной основе.

6. Факторы, влияющие на формирование цен.

Цена – сумма денег за которую продавец хочет продать, а покупатель купить товар. Цена – денежное выражение стоимости товара. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, то результатом экономического процесса является цена.


Механизм ценообразования должен учитывать фактор времени и обеспечивать гибкость и динамичность цен, где находится под воздействием 2-х факторов:


  1. Стратегический – цены образуются на основе стоимости товаров и постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Это фактор долговременного действия.

  2. Тактический – цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюктуры рынка. Данный фактор может часто меняться.

7. Факторы способствующие повышению и понижению цен.

К факторам способствующим снижению цен относятся:

1)рост пр-ва

2)технический прогресс

3)снижение издержек пр-ва и обращения

4)рост производительности труда

5)конкуренция

6)снижение налогов

К факторам вызывающим рост цен относятся:

1)спад пр-ва

2)нестабильность эк-кой ситуации

3)монополия орг-ции

4)ажиотажный спрос

5)увеличение массы денег в обращении

6)рост налогов или ст-ти рабочей силы

7)низкая эффективность использования капитала, оборудования, раб. силы, земли

8. Факторы ценообразования.

Внутр: эффективность рекламы, степень уникальности, гибкость производств процесса, уровень сервиса, имидж производителя

Внешн.:степень полит ситуации в стране, наличие или отсутствие на рынке материальных или трудовых ресурсов, гос экономич политика, инфляция, наличие конкуренции

9.Основные ф-и выполняемые ценами.

Выделяют след. ф-и цен:

1)учетная. Заключается в том что цена показывает сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих и т. д. на изготовление товара.

2)стимулирующая. Выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производителя через величину заключенную в цене прибыли

3)распределительная. Состоит в том что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределения НД между регионами страны, отраслями эк-ки, различными соц. группами населения


4)ф-я сбалансирования спроса и предложения

5)ф-я цены как критерия рационального размещения пр-ва. Проявляется в том что с помощью цен осуществляется перелив капиталов из одного сектора эк-ки в другой, где норма прибыли более высокая

10-11.Система цен. Основные виды цен в сфере товарного обращения. Виды цен и их индивидуальное определение.

Система цен – это совокупность видов цен действующих на рынке и взаимосвязанных между собой.

Классификация цен

Цены классифицируются по след. признакам:

1)в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения:

-отпускная цена

-оптовая

-розничная

На каждой стадии реализации товара в цену дополнительно включается НДС. Сумма НДС перечисляемая в бюджет равна разнице между НДС, полученному от покупателей при продаже продукции и НДС уплаченному при покупке материальных ресурсов. НДС оптовой или торговой орг-ции начисляются к оптовой или торговой надбавке в р-ре 18% или 10%.

-цены на строительную продукцию:


  • сметная

  • прейскурантная (за 1 м2)

  • договорная (устанавливается по договоренности между заказчиком и подрядчиком)

-закупочные цены, по к-ым реализуется с/х продукция с/х орг-ями

-тарифы грузового и пассажирского транспорта

-цены на бытовые и коммунальные услуги

2)в зависимости от территории действия:

-единые цены, устанавливаются и регулируются федеральными органами на газ, электроэнергию и транспорт

-региональные и местные цены, регулируются региональными органами власти

3)в зависимости от степени новизны товара

-цена «снятия сливок», когда на новый товар устанавливается max высокая цена в расчете на потребителя готового купить товар по такой цене

-цена «проникновения на рынок», когда на новый товар фирма устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с конкурентами, с целью привлечения max числа покупателей


-«психологическая» цена, устанавливается ниже круглой суммы

-цена «следования за лидером», когда цена устанавливается на уровне цены главного конкурента

-«престижная» цена, устанавливается на высококачественные товары известной фирмы

-скользящая (падающая) цена, устанавливается в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения; по мере насыщения рынка цена снижается

-долговременная цена, устанавливается на товары массового спроса; она не изменяется в течение длительного времени

-гибкая цена, меняется в относительно короткие сроки (применяется продавцами при продаже овощей, молочных продуктов, мяса, рыбы, цветов)

-цена на изделия выпуск к-ых прекращен, обычно выше чем на др. товары

4)цены обслуживающие внешнеторговый оборот:

-импортные цены

-экспортные цены

5)цены используемые в учете и статистике:

-индексы потребительских цен

-индексы цен производителей

-средние цены

-сопоставимые цены

-текущие цены

12.Задачи ценообразования.

Задачи

Стремление увеличить свою долю на рынке (наим издержки, наиб прибыль)

Максимизация прибыли (возрастание объема продаж)

Поддержание платежеспособн предпр (избежать банкротства)

Лидерство в определении цен на рынке

Расширение экспортных возможностей

13. Стратегии ценообразования.

Стратегические аспекты ценовой политики содержат мероприятия направленные на рег-е всей пр-ной дея-ти и поддержание конкурентоспособности товаров орг-ции.

Стратегии:
с ориентацией на потребителя – степень полезности товара

С ориентацией на конкуренцию

Премиальная политика – назначение высоких цен на марки люкс

Поощренческая – ниже среднерын цен (реклама)

Истощающиеся цены (выс цена снижается)

Проникающие – низкая цена повышается


Ценовая стратегия – это набор методов, с помощью которых формируется цена.

Стратегия премиального ценообразования

это установление цены на уровне более высоком, чем должен стоить данный товар с данной экономической ценностью, согласно мнению большинства покупателей и получение высокой прибыли от продажи товара в узком сегменте рынка. Чтобы «снять сливки» с каждой единицы продукции, предприятие устанавливает цены настолько высокими, что они становятся недоступными для большинства покупателей. Но здесь существует ограничение: прирост прибыли за счет продажи по высоким ценам, должен быть больше чем потеря прибыли за счет снижения объема проданного товара.

Стратегия нейтрального ценообразования

Сущность этой стратегии заключается в сохранении положения предприятия и сведением роли цены к минимуму. Предприятия выбирают эту стратегию для того, чтобы закрепиться на рынке.

Стратегия проникновения на рынок

Она предполагает установление цен существенно ниже уровня , который воспринимается покупателем как соответственной экономической ценности товара. Она обеспечивает расширение круга потенциальных покупателей. Для выбора этой стратегии необходимо наличие большого круга покупателей готовых переключиться на покупку товара у нового продавца, предложившего более низкую цену. Данная стратегия не эффективна к товарам престижного спроса, так как низкие цены дискриминируют имидж товара и он перестает быть привлекательным для обеспеченных покупателей.

14. Классификация товарных рынков.

Товарные рынки.

Расширение границ рынка, появление новых совершенных видов.

Двусторон моноп – один покупат и один продавец

Полная моноп – много покупат и 1 продавец

Олигополия – много покупат и несколько продавцов

Справедливые цены – общеприемлемая норма

Смешные – резко завышен или заниженные

«игра по правилам» -предсказуемая для конкурентов


Сговор-картель (участники сговора монополист прибыли)

Нескоорд олигополия – не вступают в контакт

15.Принципы ценообразования на товарных рынках с различными условиями конкуренции

Выделяют след. типы рынка:

1)чистая конкуренция, когда на рынке действует большое кол-во фирм, при чем ни одна из них не контролирует достаточной доли рынка; цены складываются под воздействием спроса и предложения, снижение цены способствует увеличению спроса

2)рынок монополистической конкуренции, состоит из многих фирм предлагающих свои товары по ценам колеблющимся в большом диапазоне; такому рынку присущи:

-сильная конкуренция

-дифференциация товаров по потребительским св-вам и дополнительным услугам

-а также сравнительная легкость проникновения на рынок

В этих условиях необходимо выявлять потребности покупателей различных сегментов рынка. Большую роль также играет реклама и присвоение товарам марочных наименований (брендов). Цены на продукцию фирма определяет с учетом спроса, цен конкурентов и собственных издержек, при этом используются различные стратегии ценообразования. пример товара – розничная торговля, пр-во одежды, обуви, продуктов питания.

3)олигополистическая конкуренция ,возникает между немногими крупными фирмами (пр-во оборудования, автомобилей, сотовая связь и др.). На такой рынок новой фирме проникнуть сложно. Каждый участник реагирует на воздействие конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию. В условиях олигополии применяются след. стратегии:

а)соглашение о ценах

б)осуществление параллельной ценовой политики как у конкурентов

4)чистая монополия, где господствует только один продавец (частная фирма или гос. орг-ция). Ценовые стратегии используемые частной фирмой зависят от группы потребителей варианта товара, территории, времени. Фирме монополисту не всегда выгодно устанавливать высокие цены, этим она может привлечь конкурентов или гос. регулирование цен, что приведет к потере части покупателей.


следующая страница >>