zabika.ru 1 2 ... 9 10

СОДЕРЖАНИЕ


II. История рыцарства 4

1. Историография 4

2. Условия и предпосылки формирования рыцарства. 8

3. Падение рыцарства. 11

III. Вооружение рыцарей. 12

1. Тактика и стратегия. 12

2. Символика рыцарства 17

IV. Рыцарские ордена. 20

1. Орден тамплиеров 21

2. Орден Госпитальеров. 23

3. Тевтонский орден. 24

V. Мировоззрение и культура рыцарей. 26

1. Место рыцарства в средневековом обществе. 26

2. Рыцарская идея 26

3. Кодекс рыцарской чести. 28

4. Отношение к женщине. 33

VI. Заключение 36

VII. Использованные материалы 37

I. Введение.

Рыцарство - социальная категория в странах Западной и Центральной Европы в средние века, включавшая всех светских феодалов (рыцарство в широком смысле) или их часть - мелких феодалов (рыцарство в узком смысле).

В бурные годы нашествий викингов и сарацин подходит к концу действие древнего германского принципа, по которому каждый свободный человек имеет право носить оружие. Только тот, кто располагает имуществом и в состоянии позаботиться самостоятельно о своей вооруженной защите и, таким образом, внести непосредственный вклад в оборону общества, может всерьез называть себя свободным человеком. В представлении франкской аристократии зависимое состояние отождествлялось с трусостью и подлостью. Всякий безоружный считался трусом. Неважно, что отсутствие у того или иного человека оружия было вызвано социально-экономическими причинами, а отнюдь не его моральными или физическими качествами. Тем временем продолжалось возвышение как тех, кто был достаточно богат, чтобы вооружиться, так и тех, кто вопреки своему зависимому или, во всяком случае, весьма низкому социальному положению получал от своих господ необходимые для приобретения оружия средства, благодаря каким-то своим личным достоинствам – физической силе либо особым талантам, раскрывшимся при благоприятном стечении обстоятельств.


Первые упоминания о рыцарстве относятся к концу 10 в.. В это время под рыцарством (в латинской терминологии milites) подразумевали категорию военных слуг (преимущественно конных), являвшихся вассалами знати. По мере роста феодальной раздробленности, благоприятствовавшей расширению прав мелких рыцарей, грань между рыцарством и знатью постепенно стиралась. Уже в 11-12 вв. под рыцарством всё чаще начинают понимать всех светских феодалов-воинов, а с образованием в 12 в. духовно-
рыцарских орденов, рыцарство стало охватывать и часть духовных феодалов. Однако со складыванием понятия рыцарства в широком смысле не прекращается употребление термина рыцарства в его узком смысле, подразумевавшем только низшие слои светских феодалов.

Принадлежность человека к рыцарю обычно совпадала с наличием у него земельного феода, позволявшего освободиться от непосредственного участия в производстве и обеспечивавшего приобретение боевого коня и рыцарского вооружения (меч, щит, латы и др.), становившегося со временем всё более дорогим.

Главенствующее место в социальной деятельности рыцаря занимали войны, обеспечивавшие захват новых владений и военной добычи (внутренние усобицы, Крестовые походы, войны между государствами, складывавшимися в самой Европе, военные акции по подавлению народных восстаний)1.

Что осталось в истории от идеи рыцарства: понятие чести, множество романов, и частично – культура рыцаря (Поклонение Прекрасной даме – даме сердца, правила хорошего тона, чисто внешние поведение).

Рыцарь представленный в романах и рыцарь настоящий различаются практически во всём. Рыцарь в романах – это человек, живущий только по закону чести, рыцарь настоящий – человек, поступающий благородно только в момент озарения, который расцвечен и приукрашен авторами. Но этот момент и давал развитие культуры и рыцарской идеи вообще.

Основное значение рыцарской идеологии, оказавшее влияние на развитие цивилизации должно рассматриваться с признанием главенствующей роли рыцарства в вопросах чести и гордости, усваивающих черты высокой этической ценности, рыцарское высокомерие, готовящее путь милосердию и праву. Как писал историк Тэн, «в людях среднего и низшего состояния главенствующий мотив поведения – собственные интересы. У аристократии главная движущая сила – гордость. Но среди глубоких человеческих чувств нет более подходящего для превращения в честность, патриотизм и совесть, ибо гордый человек нуждается в самоуважении, и, чтобы его обрести, он старается его заслужить».1


следующая страница >>