zabika.ru 1

Раздел II


Развитие устной и письменной речи учащихся

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Мы говорим не для того, чтобы сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, каким-либо образом на кого-либо воздействовать, проявить внимание к кому-либо, к чему-либо.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст.

Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности учащихся. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку, то есть формирование тех умений и навыков, которые обеспечивают обогащение активного запаса слов, свободное пользование всеми средствами грамматики -формами частей речи, словосочетаниями, предложениями разнообразных типов, словообразовательными моделями, а также формирование умений строить текст (устно и письменно) с целью выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Важнейшую роль в достижении этих целей играет усвоение и соблюдение языковой нормы, требований культуры речи и стилистики.

Нередко текстом называют любой дидактический материал, используемый на уроке, например: текст словарного диктанта, текст упражнения для закрепления того или иного правила, который нередко бывает составлен из отдельных предложений (словосочетаний, слов), объединенных изучаемой грамматической темой, что неверно. Исследователи признают такие характеристики текста, как членимость, смысловая цельность и структурная связность.

1.Членимость текста. Одно предложение, даже очень распространенное, сложное, текстом не называется. Текст состоит из двух или нескольких предложений.

2.Смысловая цельность текста. Из такой сущностной характеристики текста, как смысловая цельность, вытекают следующие признаки текста:


-текст-это высказывание на определенную тему;

-в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);

-текст любого размера - это относительно автономное (законченное высказывание);

-к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания;

-правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

3. Связность текста. Текст состоит из предложений, связанных между собою по смыслу и формально в особые группы. Эти группы ученые называют по-разному: сложные синтаксические целые (А.П. Пешковский, Н.С.Поспелов), сверхфразовые единства (И.Р.Гальперин, Т.М.Николаева), линейно-синтаксические цепи (Н.Д.Зарубина).

Метод конструирования текста располагает обширным набором приемов обучения и типов заданий, упражнений, которые используются в школе. Следует подчеркнуть, что конструктивная деятельность учащихся, как правило, перерастает в деятельность творческую как в рамках отдельных приемов обучения, так и в создании сочинения.

В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений.

Основная цель школьного образования- ориентация на личность ученика, формирование и развитие личности, то есть ориентация на самореализацию ученика.

Не секрет, что большинство выпускников, оканчивающих среднюю школу, не владеют правильной устной и письменной речью. Ученики не могут написать сочинение. Это результат того, что недостаточна целенаправленная работа над текстами различных типов и стилей. Работа над сочинением является основным средством обучения умению связно выражать свои мысли. Общеизвестно, что работая над сочинениями, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, а значит, и развивать свою речь.

В своей практике я предпочитаю творческие упражнения-сочинения на 10-15 минут. Сочинения эти разнообразны по видам, среди них выделяются и работы малой формы-миниатюры.


Писать так, чтобы все в высказывании было подчинено раскрытию темы и выражению основной мысли, непросто. Надо научить детей отбрасывать то, что не проясняет основную мысль, научить отбирать фактический материал и такие языковые средства, с помощью которых можно более ярко раскрыть тему сочинения и его основную мысль.

Я считаю, что уроки по развитию речи проходят более успешно, если:

-учебный материал подобран с учетом возрастных, психологических, физиологических особенностей учащихся;

-дети проявляют интерес и сочувствие;

-хороший эмоциональный настрой;

-используются различные ТСО;

-урок развивает творческий потенциал обучающихся.

Мои ученики пишут сочинения на разные темы. Это могут быть работы творческого характера. Например, после изучения рассказа В.Г.Короленко «Огоньки» написали свой рассказ. Вот работа ученицы;

Огоньки.

Уже наступила ночь, а мне не спится. Мы едем двенадцать часов. Все устали, хочется спать-спать.

И вдруг показались огоньки. Ура! Город Якутск! Сердце застучало сильнее, у всех заблестели глаза.

Шофер останавливает машину, чтоб мы полюбовались огнями большого города. Издалека огоньки такие светлые, многообещающие зимней ночью. И их так много, как звезд на небе.

Я помню эти прекрасные, манящие огоньки, и они согревают меня до сих пор.

(Давыдова Алена, 8 класс)

После чтения рассказа В.Г.Короленко «Феномен» написали мини-сочинение «Человек создан для счастья, как птица для полета». Вот что пишут ребята о счастье:

-Счастье для меня- это яркий луч, это надежда, которая дается человеку. Человек сам выбирает счастье. Если выберешь неправильный путь, то птицу счастья не поймаешь. Он улетит и не вернется. Может, Карлсон и вернется, а счастье - нет.

(Васильева Маша, 8 класс)

- Все люди хотят быть счастливыми. Счастливый человек похож на птицу, познавшую радость полета в чистое лазурное небо.


Человек должен стремиться к счастью, ибо он рожден для счастья.

(Хабибуллина Римма, 8 класс)

Эти сочинения показывают, что наши дети- люди, думающие о смысле жизни, понимающие красоту, окружающую нас, позволяют нам прикоснуться к хрупкой детской душе, помогают понять внутренний мир ребенка.

Думаю, что любой афоризм из произведений может стать отличным сочинением. Например, дети написали хорошее сочинение по повести А.М Горького «Детство». Поводом для сочинения послужили слова Смурого: «Пьянство-это горе». Эта работа показала, что алкоголизм в современном обществе является большим злом. Меня порадовало то, что дети все хотят, чтоб вообще не было этого ядовитого зелья, которое превращает человека в безмозглое животное.

Уже в течение нескольких лет в качестве экзаменационной темы выпускникам предлагается написать рецензию на небольшое прозаическое произведение. По советам учителя московской школы Павловой М.А. я предложила в 6 классе писать сочинение-рецензию не на прозаическое произведение, а на анимационный фильм.

Для рецензирования был выбран фильм замечательного режиссера Юрия Норштейна «Цапля и журавль», поставленный по мотивам русской народной сказки. Чем привлекателен этот фильм? Во-первых, фильм вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Во-вторых, он очень талантливо и «прозрачно» сделан, так, что даже шестиклассники могут выявить некоторые приемы, благодаря которым достигается такой эффект.

Разумеется, получившиеся сочинения трудно назвать рецензией в классическом смысле этого слова. Скорее это размышления об увиденном, собственные впечатления, попытка понять, как удается автору создать такое впечатление у зрителя. Вот отрывки из сочинений учащихся:

-Этот мультфильм о том, как Журавль и Цапля все время ходили друг к другу, чтобы быть вместе и быть счастливыми, но у них ничего не получается.

-Я считаю, что Цапля и Журавль пострадали из-за гордости.

-Самое страшное для человека-одиночество.


-В мультфильме цвет часто меняется. Когда Цапля и Журавль вместе, все показано в розовом цвете. Это цвет радости. А когда они одни, все становится серым, тусклым.

-Когда Цапля и Журавль мечтают, как они будут жить вместе, музыка радостная, светлая.

-Мне очень нравятся мультфильмы Юрия Норштейна. Особенно- «Ежик в тумане».

Детям нравится писать сочинения по мультфильмам. При написании таких сочинений они узнают о режиссерах, учатся понимать смысл цветовой гаммы, что в дальнейшем поможет разобраться в полотнах художников, прислушиваются к музыке, сочувствуют героям анимационного фильма, приобщаются к искусству кино. Обогащается словарный запас учащихся.

Система развития речи учащихся есть важнейшее практическое приложение всех языковых знаний и умений. Именно в ней реализуется в школьных условиях важнейшая функция языка - быть средством общения. Благодаря системе развития речи язык предстает перед учащимися как функционирующая система. Через речь, через выражение мыслей самих учащихся реализуются богатейшие воспитательные возможности русского языка.